Рабочая программа внеурочной деятельности Родные истоки 1-4 классы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Волоконовская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
"Утверждаю"
Директор школы __________ И.А.ЖелезняковаПриказ №______ от "_____"_______ 20__ г. "Согласовано"
Заместитель директора школы по УВР___________
________________________
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от "_____" ___________20____ г.
____________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Родные истоки»
для 1-4 классов (ФГОС)
Количество часов:
1 класс – 33 часа в год,
2 класс – 34 часа в год,
3 класс – 34 часа в год,
4 класс - 34 часа в год.
Итого: 135 часов за курс
Разработал: Золотарева С.Н.,
учитель ИЗО и музыки
с.Волоконовка2015 – 2019 учебный год
Программа объединения дополнительного образования
«Родные истоки»
1.Пояснительная записка
В Законе «Об образовании» сказано, что система образования является системой сохранения нашей традиционно - национальной культуры. Сохранять – это значит изучать, передавать. Основными задачами реализации содержания основ духовно-нравственного развития является воспитание способности к духовному развитию, формирование первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Главной ценностью любого общества является подрастающее поколение, т. е. дети. Именно они будут продолжать жизнь этого общества, его традиции и законы. В настоящее время все больше говорится о здоровье подрастающего поколения, вернее о способах сохранения здоровья детей. При этом, как правило, имеют в виду упрощенное понятие о телесном здоровье, которое выражается в отсутствии каких - либо нарушений в работе человеческого организма. В то же время, не меньшего внимания требует и проблема сохранения здоровья душевного.
Задача школы в цивилизованном обществе должна заключаться, прежде всего, не в обучении, а в воспитании, формировании человека. Само слово «образование» имеет значение «создание человека по образу». Отход от этого принципа привел к тому, что в современной школе очень часто все сводится к единому принципу «знание ради знаний»: учитель сообщает информацию – учащиеся должны ее усвоить.
Но дети не являются аналогом компьютера. Они растут, развиваются. Как будет проходить это развитие, зависит от многих причин. К сожалению, все чаще развитие ребенка идет стихийно, под влиянием улицы и средств массовой информации. И не удивительно, что в результате духовный уровень учащихся понижается.
О духовности говорят часто и много, но имеют в виду народные традиции, соответствующее времени понимание культуры, искусства, эстетический уровень развития и т. д. Но слово «духовность» исходит от слова «дух», чем подчеркивается духовная природа человека. Если не учитывать этого, то физически здоровый человек может иметь серьезные нарушения в духовно – нравственной сфере.
Человек наделен бессмертной душой, разумом, волей и способностью к творчеству. Естественно, что ребенок имеет потребность в гармоничном развитии всех своих начал. К сожалению, часто в школе идет однобокое воздействие педагогов на учащихся с целью придания задуманных или придуманных качеств. Но формировать личность учащегося в одиночку невозможно. История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Сегодня, как никогда, актуальной является проблема гражданского, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего родного края. Но история и культура неотделимы от духовного наследия народа. В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Данный курс разработан для учащихся I-IV классов общеобразовательной школы. Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.
1-е направление – знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
2-е направление – показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
3-е направление – нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.
Учебный курс призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены обобщающие занятия по изученным темам.
В Воронежской области до революции было множество монастырей и храмов. Каждый из этих духовных центров имел свое уникальное значение, причем не только для области, но и для России. Сейчас идет возрождение этих монастырей. Возводятся не только стены - возрождается духовная жизнь. Открылись первые воскресные школы, накапливается уникальный опыт преподавания курса «Основы православной культуры». Для значительной части населения вопросы религии и духовной жизни малоизвестны, но мы невольно с ними сталкиваемся: православные праздники, обряды, предметы быта. Поэтому уроки православной культуры достаточно актуальны как для изучения нашей богатой истории, так и по причине потребности в таких знаниях у детей и взрослых.
Любой педагог не может осуществлять обучение и воспитание учащихся в одиночку. В воспитании людей на Руси всегда участвовала община, организация, коллектив, семья. Воспитание осуществлялось всем миром. Только так возможно передать ребенку те нормы, правила, требования, традиции, по которым живут, и которым подчиняются все члены общества.
Стали традиционными духовные беседы, экскурсии, проведение совместно с представителями духовенства праздников, конкурсов. Важно дать возможность ребенку пожить настоящей христианской жизнью, принцип которой прост: «Как хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к другим».
Русская дореволюционная педагогика стремилась опираться на православную культуру.
Цель программы:
становление духовно – нравственной личности ребенка;
сохранение духовного и физического здоровья.
Задачи:
Обучающие. Ознакомление учащихся с религиозным типом мировоззрения, осмысление себя и мира в целом. Усвоение духовно – нравственного наследия, сохраненного поколениями предшественников.
Воспитательные. Воспитание патриотического сознания, гражданственности, любви к Родине.
Развивающие. Формирование способности детей к правильной самооценке.
2.Общая характеристика ОДО «Родные истоки».
Отличительными особенностями программы являются:
- воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия ) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- развитие интереса к истории своего края и России в целом ассоциативного, творческих способностей;
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
На занятиях ОДО «Родные истоки» важно не только само содержание, но и методика его проведения.
Занятие состоит из трех этапов.
На первом этапе намечается тема занятия. Для этого учащиеся вспоминают материал предыдущего занятия, повторяют важные моменты. Школьники работают в парах постоянного состава. Это дает возможность развивать речь для каждого из них. Таким образом, происходит взаимопроверка уже пройденного материала, обсуждение ответов на вопросы учителя всеми учащимися. Учитель задает вопросы для размышления, т. к. готовых ответов на них дети не знают. Вопросы обсуждаются в парах, каждая пара высказывает свое мнение вслух, всем классом находится правильный ответ. Такая форма работы способствует активной деятельности всех учащихся. При повторении пройденного материала возникают проблемные вопросы, на которые требуется найти ответ. Так намечается новая учебная задача, тема следующего занятия. Всем классом составляется план действий, т.е. путь решения поставленных задач. Важным моментом в этом плане является вопрос «Какие выводы из полученных знаний ты сделаешь для себя».
На втором этапе реализуется намеченный план. Работа группы организуется аналогичным образом. Дети работают в малых группах, обсуждаются все ответы, совместно находится правильный ответ. Учитель не должен прерывать это обсуждение своими замечаниями типа «Это неверно» и т.п. Итогом совместной работы на этом этапе является модель. Чаще всего это будет серия рисунков с пояснениями. Рисунки являются опорными сигналами, т.к. по ним дети могут вспомнить изученный материал. Опыт преподавания показал, что дети любят рисовать. Учитель должен только подсказать идею изображения, а затем уже работает фантазия детей. Так на занятии можно создать условия для развития детского творчества.
На третьем этапе подводятся итоги. Школьники проверяют друг друга, как усвоен новый учебный материал. Работа, как и на предыдущих этапах занятия, происходит в малых группах. Кроме того, учитель задает проблемные вопросы, которые помогут выяснить глубину и полноту усвоения нового материала.
Дети намечают для себя возможное домашнее задание. Обычно это необходимость повторить изученный материал. Для этого учащимся предлагается рассказать то, что они узнали, своим родителям. Это важный момент, так как такие рассказы помогают родителям знать, что дети изучают на занятиях, снимают ненужную подозрительность. Некоторые задания предлагается выполнить вместе со взрослыми. Такие задания не являются обязательными, выполняются по желанию.
Принцип изложения материала – постепенность и доступность. Учащимся даются самые главные, основополагающие сведения о добре, зле, совести, истории Ветхого и Нового Заветов, о жизни святых, понятие о Церкви, о храме, о православных праздниках в течение церковного года.
Данная программа отличается тем, что последовательность и акцентировка тем изучаемого предмета построена с учетом имеющейся у детей информации о православной религии, о быте русского народа, его традициях и праздниках.
Основными методами обучения являются беседа, рассказ, проводимые в игровой форме, экскурсии, как заочные, так и очные. Необходимо использование принципа наглядности, обращения к русским сказкам и другим литературным произведениям, использование театрализации.
3. Описание места ОДО в учебном плане.

Занятия осуществляются в форме внеурочной деятельности (1 час в неделю). Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение ОДО «Родные истоки» в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3, 4 классах (1ч в неделю , 34 учебные недели).
4.Ценностные ориентиры содержания ОДО «Родные истоки».
В Концепции модернизации российского образования отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности в общем процессе обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует введении учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» как православного компонента в систему общего образования. Процессу воспитания уделяется огромное внимание в федеральном государственном образовательном стандарте.
Содержание ФГОС направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Эта программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках внеурочной деятельности через ФГОС.
Актуальна ценность программы тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа.
5.Результаты изучения программы ОДО «Родные истоки»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретногучебного предмета.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.

Первостепенная задача ОДО «Родные истоки» - воспитание духовно-нравственной личности. Оценить духовное развитие ребёнка очень сложно. Тем не менее, мы можем проследить и показать результаты обучения по данной программе:
-расширение кругозора ребенка;
-знания о духовном наследии, истории и культуре родного края;
-развитие толерантности, патриотизма и гражданственности;
-правильная самооценка.
Дети должны усвоить:
- основные положительные нравственные качества человека: вежливость, верность, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость;- важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, культурный человек, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида;- общие понятия гражданского сознания: Родина, патриот, патриотизм.
Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы, активно применять правила вежливого общения:
- правильно вести себя в общественных местах (храме, школе, театре, кино, музее и т.д.), друг с другом в семье;
- быть добрыми и уважительными в общении со старшими, заботиться о родителях;
- уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться решать некоторые свои проблемы;
- демонстрировать коммуникативные умения: вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться;
- осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
- уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
- терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- управлять страхом неудачи (получить замечание сверстников или старших);
- действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- выглядеть опрятно и аккуратно.
6.Содержание ОДО «Родные истоки».
Для данного курса дело не столько в содержании предмета, а в методологии. Необходимо понять, для чего нужен этот предмет. Если мы хотим, чтобы ребенок знал отечественную культуру, если требуем от него только знаний сообщаемого на уроке – это культурологический подход. При таком подходе мы только просвещаем ребенка, даем ему право выбора.
Программа ОДО «Родные истоки» по содержанию не является аналогом дореволюционного Закона Божия. Например, если в «Законе Божием» говорится о храме, то рассказывается о том, из каких частей он состоит, где и что в нем расположено, но не рассматривается конкретный храм. На занятии кроме этого необходимо рассказать и о шедеврах нашего зодчества: храме Христа Спасителя, храме Покрова на Нерли, соборе Василия Блаженного и т.д. Рассказывая о церковном пении, следует поговорить о русской классической музыке, которая вобрала в себя мотивы церковного пения. Рассказывая об иконах, можно говорить о библейских сюжетах в русской живописи и т.д.
Таким образом, мы обязательно будем касаться догматической основы и мистического смысла храмов, икон, молитв, богослужения и будем иллюстрировать все конкретными примерами. А такие примеры – это результат духовной жизни общества, народа, человека. Мы не можем рассказывать о русской православной культуре, потеряв ее богословскую догматическую основу, но и преподавать «Закон Божий», не говоря о культуре как внешнем проявлении духовной жизни, мы тоже не можем.
Содержание программы внеурочной деятельности школьников определено примерным содержанием по предмету «Православная культура».
Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.
На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры: «Красота (Бог)=Любовь (Бог)=Милость (Бог)». «Милость =блаженство (счастье, радость)»
На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями с опорой на изучение церковно-славянской азбуки, как одного из примеров православной культуры русского народа.
Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 2 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения:
1 -2 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.
3-4 год обучения. Радостный мир православной культуры. Добродетели в окружающем мире.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет. В программе обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.
В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:
1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.
7.Тематическое планирование ОДО «Родные истоки»

№п.п. Тема занятия Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
1 класс- 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) по плану фактич.
1 Мир вокруг нас. Человек и природа. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 2 Откуда мы знаем о Боге? Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 3 Православные храмы. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 4 Русские святые. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 5 Священное Писание и Священное Предание Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций. 6 Начало сотворения мира. Ангельский мир. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 7 Сотворение света. Свет добрых дел. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральныхнормах российских народов. 8 Сотворение «души живой». Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 9 Сотворение животного мира. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральныхнормах российских народов. 10 Сотворение человека. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 11 Грехопадение и его последствия. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 12 Последствия греха – скорби и болезни. Получение первоначальных представлений о нравственности. 13 Вавилонская башня. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 14 Ветхозаветная Пасха. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 15 Заповеди Божии. Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций. 16 Рождество Пресвятой Богородицы. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 17 Благовещение Пресвятой Богородице Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 18 Рождество Христово. Получение первоначальных представлений о духовно- нравственных взаимоотношениях. 19 Детство Иисуса Христа. Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций. 20 Крещение Иисуса Христа. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 21 Чудеса Иисуса Христа. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 22 Преображение Господне. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 23 Заповеди Блаженств. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 24 Заповедь Любви. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах. 25 Церковные праздники. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях. 26 Подготовка к Великому Посту. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 27 Великий пост. Смысл поста. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 28 Что такое покаяние? Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 29 Праздники Великого Поста. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, сострадании. 30 Страстная Седмица. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 31 Распятие Иисуса Христа. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 32 Воскресение Христово. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, сострадании. 33 Праздник Троицы. Наш храм. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 2 класс- 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) 1 Значение и польза знаний.
Откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Библейская притча о мудрости.
Значение письменности в получении знаний.
Пословицы о буквах, словах, книгах.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральныхнормах российских народов. 2 Наша письменность, ее истоки.
Рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Церковно-славянский алфавит. Особенности церковно-славянского языка. Его применение.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с деятельностью организаций. 3 Трудолюбие и стремление к знаниям.
Детство преподобного Сергия Радонежского.
Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашейстраны, содержанием и значением государственных праздников, с деятельностью общественных организаций патриотической гражданской направленности, детско-юношеских движений, с правами гражданина. 4 Осенние праздники и осенние труды.
Народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Радость и святость совместного труда.
Новые слова: молитва, Богородица, Покров.
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 5 Именины и день рождения. Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 6 Четыре правила именинника. Чтение рассказа «Именины». Новое слово: именины.
Мой небесный покровитель. Кто является небесным покровителем человека. Чтение рассказа «Ангел-Хранитель». Устные рассказы детей о своем небесном покровителе. Новое слово: небесный покровитель. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 7 Что такое голос совести?
Чтение рассказа "Совесть»
Что помогает человеку слышать голос совести? Икона и картина.
Новые слова: икона, иконостас, лампада.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 8 Гордость рождает зло.
Чтение рассказа "Зло" и беседа о прочитанном. Заучивание пословиц о добре и послушании.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 9 Как сохранить дружбу?
Чтение рассказа "Смущение" и беседа о прочитанном. Почему православные храмы венчает крест? Рассказ о кресте и крестном знамении.
Новые слова: кадило, колокольня.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 10 В преддверии светлого праздника.
История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним.
Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне" и беседа о прочитанном. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. 11 О любви и кротости.
Чтение легенды «Незабудка» и беседа о прочитанном. Отношения Иисуса Христа и его учеников - апостолов. Отношение Христа к людям. Кормление пятью хлебами
Заучивание пословиц о любви.
Новые слова: апостолы, кротость, кроткий человек. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 12 Рождество Христово и Новый год.
Чем отличаются два праздника? Чтение стихов о праздниках, знакомство с народными обычаями, колядками.
Новое слово: колядки.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 13 О доброте и сострадании.
Чтение стихотворения А.Плещеева "Чудный дар" и беседа о прочитанном.
Рождественская викторина, конкурс рисунков.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 14 О скромности и терпении.
Киреева И. «История Рождественской Елочки» Чтение и беседа о прочитанном. Заучивание стихотворения о зиме по выбору учеников. Новое слово: святки.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 15 Вода живая.
Значение праздника Крещения Господнего и народные обычаи, связанные с ним.
Чтение отрывка из повести И.С. Шмелева "Лето Господне и беседа о прочитанном. Заучивание пословиц и отгадывание загадок о зиме. Новое слово: крещение. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 16 Образец доброты и кротости.
Любовь к людям, смирение и трудолюбие святого Серафима Саровского. Рассказы детей о хорошем поступке.
Новое слово: смирение. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. 17 Встречи добрые и злые.
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». Рассказ о православном празднике Сретение Господне.
Новые слова: сретение, старец Симеон.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 18 Обычай покаяния в "прощёный день".
Как нужно просить прощения. Чтение рассказа Б. Ганаго "Детская исповедь" Беседа о прочитанном.
Новые слова: исповедь, причастие. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 19 Подвиг любви. Пост, его смысл.
Чтение отрывков из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» и беседа о прочитанном. Значение поста как средства воспитания характера.
Новое слово: пост. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. 20 О мужестве и верности.
Нравственный подвиг святых Бориса и Глеба, их самоотверженность, верность слову, стойкость.
Почитание святых Бориса и Глеба (храмы в их честь, города, названные их именами).
Рассказы детей о мужестве и верности.
Новое слово: заповеди. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 21 Береги честь смолоду.
О верности слову героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»
Новое слово: мученик.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 22 О любви к животным.
Чтение рассказа В. Бианки "Зябличонок и его мать" и беседа о прочитанном). Отношение к животным христианских святых.
О народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения.
Новое слово: Благовещение.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 23 Весенние праздники и заботы.
И.С. Шмелев "Лето Господне". Чтение отрывков и беседа о прочитанном
Чтение стихов о весне (по выбору учителя). Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, с детельностью организаций. 24 Праздник Воскресения Христова.
Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним.
Рассказ "Радуга" Чтение и беседа о прочитанном.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 25 Пасхальная радость.
Чтение стихотворения А. Майкова о Пасхе
Новое слово: Пасха.
Концерт для родителей, выставка детских работ Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 26 О послушании.
Рассказ "Сон Лизы" Чтение и беседа о прочитанном. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 27 Чему нас учат русские народные сказки.
Анализ сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»
К чему ведет непослушание и своеволие? Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 28 Герои - защитники Отечества.
Кто изображен на гербе Москвы? Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия Победоносца.
Рассказы о героях Великой Отечественной войны.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. 29 Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Для чего была создана церковно-славянская грамота?
Новые слова: культура, равноапостольные. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 30 Страстная Седмица.
Чем лечится гордость? К чему приводит зависть?
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 31 Распятие Иисуса Христа.
Рассказы детей о жизни Иисуса Христа.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 32 Воскресение Христово. Праздник Троицы.
Рассказы детей о жизни Иисуса Христа. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 33-34 Святыни родной земли.
Урок-экскурсия к храму. Напутствие на лето Итоговое занятие. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 3 класс- 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) 1 Этот мир придуман не нами.
О совершенстве природы, ее красоте и гармонии, об отношении человека к дарам земли. Что украшает землю? Хлеб - дар земли и создание рук человеческих.
Стихотворения А. Кольцова о крестьянском труде (по выбору учителя).
Присказка о спелом и пустом колосе. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 2 Семена добра и правды.
Сравнение засеянного поля cо школой. Притча о сеятеле и семенах. Объяснение ее содержания: поле-душа, семена-знания.
Повторение изученного во 2 классе материала о церковно-славянском языке.
Загадки о знаниях, книгах, словах.
Новое слово: притча.
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 3 Золотая осень - золотой праздник.
Почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери? Народные обычаи, связанные с этим праздником.
Чтение стихов о маме (по выбору учителя).
Новые слова: Благодатная, архангел, херувим. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 4 О почитании родителей.
Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная дочь".
Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания.
Подготовка к домашнему сочинению "Моя милая мама".
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 5 Народный заступник.
Рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского. Что значит «преподобный». Кротость, любовь, мудрость, верность - черты народного нравственного идеала, воплощенные в личности и жизни преп. Сергия Радонежского.
Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского тропаря преп. Сергию Радонежскому.
Новые слова: тропарь, таинство, преподобный Знакомство с важнейшими событиями в истории нашейстраны, содержанием и значением государственных праздников, с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскоюношеских движений,с правами гражданина. 6 Под покровом любви.
Заготовка яблок и другие труды накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Чувство защищенности, уверенности, общей радости.
Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева «Лето Господне». Беседа о прочитанном. Нежность к новорожденной девочке
Новое слово: омофор. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 7 Братская любовь крепче каменных стен.
Об отношении братьев и сестер в семье. Рассказы детей о своих близких. Крепость братской любви на примере подвига святых мучеников Зиновия и Зиновии.
Пословицы и загадки о братьях и сестрах.
Новое слово: проповедь. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 8 Святыня моего народа.
Рассказ о Казанской иконе Божией Матери. Чем отличается икона от портрета? Особо чтимые на Руси иконы.
Чувства верующих, переданные в стихотворении А. Майкова "В храме".
Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского надписей на иконах.
Новые слова: риза, лепта.
Принести другому радость. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашейстраны, содержанием и значением государственных праздников, с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскоюношеских движений,с правами гражданина. 9 Пять жизненных дорог.
Сказка Г.-Х. Андерсена "Пятеро из одного стручка". Чтение и беседа о прочитанном. Подлинные герои сказки. Человек должен жить ради счастья других людей.
Пословицы о любви.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, доброте, отзывчивости. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 10 Что ты знаешь о своем имени?
Рассказы детей о значении их имен. Почему нельзя человеку давать прозвища.
Самые распространенные имена на Руси.
Рассказ о житии великомученицы Екатерины.
Работа в тетради: церковно-славянское написание имен.
Новые слова: житие, великомученица. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, доброте, отзывчивости. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 11 Зло и добро в душе человека.
Сказка "Волшебные цветы». Чтение и беседа о прочитанном.
Непослушание и своеволие рождает плохие качества в душе человека. Противопоставление плохих и хороших качеств человека. Что нужно сделать, чтобы хороших черт характера стало больше.
Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своем характере».
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, доброте. 12-13 Библия – главная книга человека.
Библия как книга истории мира и людей, как учебник жизни человека. История ее создания, ее составные части. Евангелие. На каком языке написана Библия. О чем рассказывает Библия. Чему она учит.
Новые слова: Библия, Евангелие.
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 14 Праздник девочек.
Смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним.
Значение ступеней храма.
Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва". Объяснение его содержания.
Пословицы о покаянии.  Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. 15 Кто скрывается под маской Санта Клауса?
О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая.
Рассказ-быль "По молитве матери".
Новые слова: святитель, чудотворец.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 16 О чем возвестила звезда?
Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним.
Чтение отрывка из романа И.С. Шмелева "Лето Господне".
Радость ожидания, чистота и строгость накануне праздника.
Чтение стихов о Рождестве (по выбору учителя). Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, доброте, отзывчивости. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 17 Человек живет для добра.
"Сиротка" (святочный рассказ).Чтение и беседа о прочитанном. Великодушие бедняка, приютившего сироту; счастье человека, совершившего добрый поступок.
Пословицы о милосердии.
Новое слово: милосердие.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 18 "Добро творить - себя веселить".
Коллективное сочинение сказки о добром деле в Рождественскую ночь. Место действия, портреты героев, события, вывод. 
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 19 Гордость – дружбе помеха.
Рассказ «Наследство». Чтение и беседа о прочитанном.
Пословицы о дружбе.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 20 Народная память.
Обычай поминовения усопших. Милостыня и добрые дела. Рассказ Б. Ганаго «Возвращение к жизни». Чтение и беседа о прочитанном.
Новые слова: успение, усопший. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. 21 Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города Воронежа и всех жителей Воронежской области.
Житие святого Митрофана Воронежского.
Его мудрость, верность, мужество, милосердие, сострадание.
Новые слова: мощи, рака. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия. 22 Проводы зимы.
Народные обычаи, связанные с масленицей. Чтение отрывка из книги И. С. Шмелева "Лето Господне". Беседа о прочитанном. Стремление к покаянию - одна из основных нравственных черт православного народа.
Новые слова: говение, благовест. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики. 23 Храни душу свою.
Путь исправления дурного поступка на материале сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" . Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.
Новые слова: искупление, лествица, покаяние. Получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях, духовности. 24 О красоте внутренней и внешней.
Притча "Ожерелье Марии". Чтение и беседа о прочитанном. Любовь, кротость, послушание и трудолюбие - лучшие украшения человека.
Пословицы о красоте душевной.
Новое слово: Вербное воскресенье. Получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях, духовности. 25 Жизнь, отданная за людей. Чтение сказки С. Лагерлёф «Красношейка» и беседа о прочитанном. Стихотворение А. Полонского "Пасхальные вести".
Новые слова: Голгофа, распятие.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 26 Любимый праздник моего народа.
Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 27 Что такое вражда?
Чтение рассказа А. Севастьянова "Враги", отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне", рассказа В.А. Никифорова-Волгина "Светлая заутреня". Беседа о прочитанном.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 28 Православные праздники. Радоница.
Стихотворения о Пасхе (по выбору учителя).
Новые слова: Пасха, пасха, кулич, благодать.
Смысл этого дня. Связь живых и мертвых.
Чтение рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Радуница». Беседа о прочитанном.
Новые слова: Радоница. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 29 О мужестве и славе.
Рассказ о Георгии Победоносце. Подвиг русских воинов, защищавших Родину.
Чтение стихов о героях Великой Отечественной войны (по усмотрению учителя). 
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 30 «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
Рассказ "Внучка". Чтение и беседа о прочитанном.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 31 Заповедь о почитании родителей.
Пословицы о молодости и старости. Рассказы детей о бабушках и дедушках. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 32 Молнии слов светозарных.
Викторина о церковнославянском языке и создателях славянской азбуки святых равноапостольных Мифодии и Кирилле. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 33-34 Святыни родного края.
Урок-экскурсия к храму. Итоговое занятие. Напутственное слово на лето: "Подарил мне душу Бог и просил, чтоб я сберёг". Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях. 4 класс- 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) 1 Мы - дети России, Руси Святой.
Имя нашей Родины. Об отношении к Родине. Рассказ о Воронеже, его достопримечательностях и святынях. Стихотворение И.Никитина "Русь".
Новые слова: Православие, православный.
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 2 Труд и благочестие в жизни нашего народа.
Праздники гражданские и церковные. Осенние работы и осенние праздники. Освящение каждого дела. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 3 "Нести свой крест".
Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне" и беседа о прочитанном.
Новые слова и словосочетания: крестное знамение, "нести свой крест", «крестный путь».  Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях, милосердии, доброте. 4 Подвиг святого князя Владимира.
Выбор веры. Крещение Руси. Изменение народной жизни.
Чтение отрывка из летописи о крещении Руси. Беседа о прочитанном.
Новые слова: католичество, ислам, мусульманин.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. 5 Примеры красоты душевной.
Кого народ называет святым? Рассказ о святителях Воронежских Тихоне Задонском и Антонии (Смирницком). Памятные места Воронежского края.
Новые слова: святитель, праведник, исповедник.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 6 Собиратель Русской земли.
Понятия о героизме и народных героях. Преподобный Сергий Радонежский и его время. Подвиг святого Сергия Радонежского. Чтение Жития Сергия Радонежского (отрывки по выбору учителя). Беседа о прочитанном.
Новое слово: подвижник. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 7 Троице-Сергиева Лавра – духовный центр России.
Москва – столица России. Троице-Сергиева Лавра – духовная столица Отечества. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе вкультуре народов России, других стран, нормах экологической этики. 8 Паломничество к святым местам. Просмотр видеофильма о Троице-Сергиевой Лавре. Подготовка к домашнему изложению "Паломница".
Новые слова: монастырь, лавра, паломничество, паломник, паломница. 
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 9 Какого человека можно назвать счастливым.
Чтение сказки О. Уальда «Счастливый принц» и беседа о прочитанном. Что такое счастье? Богатство и счастье: это одно и то же?
Пословицы о счастье. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 10 Мой род. Родословие.
Значение памяти. Человек и его род. Откуда происходят фамилии? Составление своего родословного дерева. Чтение отрывка из книги С.Е. Шамаевой "Ваня, Аленка и бабушкины молитвы". Беседа о прочитанном.
Новое слово: родословное дерево. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 11 Наш язык - зеркало духовной жизни.
Значение языка в жизни отдельного человека и целого народа. Откуда к нам пришли слова. Библейский сюжет о строительстве вавилонской башни . Словом можно ранить и словом можно исцелить. Какое значение словам отводит Библия. Худое слово – погибель для души.
Новое слово: столпотворение.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 12 Не устоять худу против добра.
Чтение Сказки о семиглавом Змее и волшебном щите. Беседа о прочитанном.
Как возникают злые черты в душе человека? Чем их можно победить?
Словарная работа: синонимы и антонимы. 
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 13 Вечные заповеди Божьи.
Как Бог дал людям десять заповедей . Зачем Он это сделал.
Чтение и отгадывание сказки-загадки "Заповедный путь». Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 14 О борьбе добра и зла в душе человека.
О преодолении плохих качеств.
Новое слово: гордыня.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 15 Дни очищения души.
Что такое пост? Почему наш народ соблюдал посты? Рассказ В.А. Никифорова-Волгина "Великий пост". Чтение и беседа о прочитанном.
Новое слово: причастие.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 16 Цена дурного поступка.
Сказка Г.-Х.Андерсена "Девочка, наступившая на хлеб". В чем причина зла в душе человека? Время раскаяния. Кто и что может помочь исправлению души? Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 17 Праздник Рождества Христова.
Зачем родился Христос.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 18 Праздник и дела милосердия.
Чтение рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Беседа о прочитанном. Почему никто из людей не помог мальчику? Кто ему помог?
Новые слова: Евангелие, евангелисты. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 19 Подарки Рождества Христова.
Урок-концерт. Песни, стихи, литературно-музыкальные композиции о празднике. Конкурс рисунков и ученических поделок.
Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 20 О помощи ближним.
Легенда "Дары Артабана». Беседа о прочитанном.
Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Инсценировка сказки.
Новые слова: волхвы, ладан. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 21 Оглянись вокруг.
Беседа о милосердии и сострадании. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена "Девочка со спичками" и беседа о прочитанном.
Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 22 Дни поминовения.
Рассказ о поминовении усопших и особых днях - родительских субботах. Чтение рассказа "Бабушкины часы" и беседа о прочитанном.
Новые слова: канун, панихида. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 23 Герои Земли Русской.
Рассказ о жизни и подвиге святого Александра Невского. Девиз Александра Невского. Черты его характера. Нравственный облик А.В. Суворова. Заветы А.В. Суворова .Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 24 Для чего нужны деньги?
Чтение сказки Н. Лескова «Неразменный рубль» и беседа о прочитанном.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 25 Зло порождает зло.
Сказка "Непослушные дети" Беседа о неотвратимости наказания за жестокость к матери. Какие дурные черты характера привели героев к трагедии? Какая заповедь была ими нарушена? Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов 26 О своих и чужих недостатках.
Сказка «Волшебные очки». Скрытый смысл сказки. Народная мудрость о скромности и терпимости.
Новое слово: терпимость.
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях 27 Праздник праздников.
Поэты и писатели России о Светлом Воскресении Христовом. Чтение рассказов и стихов о празднике Пасхи (по выбору учителя).
Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 28 Благодатный огонь.
Просмотр видеофильма о сошествии Благодатного огня в Иерусалиме.
Новое слово: благодатный огонь. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 29 Победа над смертью.
Сказка "Сосновое семечко". Уроки природы: жизнь и смерть, возрождение, жертвенность.
Новое слово: воскресение.
Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 30 Любовь и сила духа.
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
Работы учащихся по иллюстрации сказки.
Новое словосочетание: творить молитву. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 31 Сестра милосердия.
Рассказ о русских женщинах - сестрах милосердия. Любовь, мужество, терпение, трудолюбие сестер милосердия. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 32 Жизнь и подвиг святой княгини Елизаветы Федоровны.
Стихотворение А. Хомякова "Подвиг"
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 33 Книга и ее создатели.
Значение церковнославянского языка. Просветители Земли Русской - святые равноапостольные Мефодий и Кирилл. Первые книги Руси, их особенности. Книгопечатник Иван Федоров. Первые учебники.
Новые слова: пергамент, книгопечатник, берестяные грамоты.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. Получение представлений о нравственных взаимоотношениях. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 34 Итоговое занятие по теме «Православие на Руси»
Игры, шарады, викторины по пройденному материалу. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся. 8. Материально-техническое обеспечение.
Список используемой литературы.
1 . Православная культура, Концепции, учебные программы,
Библиография. М. Издательский дом «Покров», 2003г.
Л. В. Сурова «Православная школа сегодня»
Издательство Владимирской епархии, 1996г.
С. Ф. Иванова «Введение во храм слова»
М., «Отчий дом», 2004г
4. Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене «Основы нравственности»
М. Про – пресс, 2000г.
5. Христианство и религии мира.
М. Про – пресс, 2001г
6. Православная культура в школе (сборники по месяцам)
М. Издательский дом «Покров», 2003г
7. Н. Будур «Православные праздники»
М. «Олма – пресс», 2002г.
8. Я иду на урок в начальную школу.
М. «Первое сентября», 2001г.
9. Основы православной культуры в первом классе. Книга для учителя.
М. Издательский дом «Покров», 2002г.
Список литературы, рекомендуемой для чтения родителей.
Концевич И. М. Преподобные старцы Оптиной пустыни. – Нью–Йорк, 1992.
Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. – СПб.: Сатис, 2002.
Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли Русской. – М.: Паломник, 1997.
Русская бытовая повесть 15- 17 вв.- М.: Советская Россия, 1991.
Стихи духовные. – М.: Советская Россия, 1991.
Нилус С. А. На берегу Божьей реки. – СПб.: ОЮ – 92, 1996.
Отец Арсений. – М.: Паломник, 2001.
Шмелев И. С. Богомолье. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998.
Список литературы, рекомендуемой для чтения учащихся.
Детская Библия (различных изданий).
А. Владимиров «Учебник жизни»
издательство православного братства святителя Филарета, М. 1998г.
Б. Ганаго «Будем как дети»
Минск, издательство Белорусского экзархата, 2002г.
С. Успенский. «Катехизис в рассказах»
Свято – Троицкая Сергиева лавра, 1997г.
5. С. Ф. Иванова «Введение во храм слова»
М., «Отчий дом», 2004г
6. С. Ф. Иванова «Введение во храм слова»
М., «Отчий дом», 2004г
7. Здравствуй, мир! Рабочая тетрадь – раскраска для 1 класса.
М. издательский дом «Покров», 2002г.
Интернет сайты
http://www.pedagog.prohttp://konkursolimp.ruhttps://sites.google.com/site/klybnaykauchkopilka.ru и др.