Презентация программы внеурочной деятельности РОДНЫЕ БЕРЕГА
Самсонова Татьяна Николаевнаучитель технологии МБОУ СОШ № 4высшая категория Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников через приобщение к истокам народной культуры «РОДНЫЕ БЕРЕГА» г. Александров2015 г. «Время возвращаться к единой пристани, к родным берегам»Е. Денисов В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Цель программы: Освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории родного рода, края, через работу с народным календарём, с православными праздниками, с архитектурными шедеврами России и Владимирского края, через меткое слово, приобщение к поисковой деятельности. Задачи программы: формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей; формирование уважительного отношения к старшему поколению, развитие познавательного интереса к истории Родины; воспитание культуры поведения и общения в обществе, чувства гордости за историю, людей и социально-культурные достижения «малой Родины»; воспитание положительного отношения к труду, потребности в творчестве; осмысление явлений народной культуры как нравственных и эстетических ценностей. Программа предполагает: Знакомство учащихся начальной школы с народной культурой;Знакомство с известными людьми и династиями городов Владимирской земли;Работу со сказками–действенным средством воспитания моральных качеств;Связь содержания программы с изобразительной и трудовой деятельностями;Выполнение творческих проектов, проведение выставок и праздников Особенность программы Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются через приобщение учащихся к основам народной культуры УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Содержание программы 1 класс Тема года «Вслед за солнышком»Темы разделов связаны с изучением народного календаря, деятельности человека, праздников и обычаев.I раздел. Осень. «О чём рассказала рябинка».II раздел. Зима. «Здравствуй, Зимушка-зима».III раздел. Весна. «Весна - утро года». Содержание программы 2 классТема года «Тепло домашнего очага»Программа знакомит с миром крестьянского дома, понятием «семья», семейными традициями.I раздел. Мир крестьянского дома.II раздел. Когда все вместе, так и душа на месте.III раздел. Мастерская лоскутной куклы. Содержание программы 3 класс Тема года «Сказка-ложь, да в ней намёк…»Разделы программы познакомят с удивительным миром народных сказок, с технологиями выполнения кукол героев сказок, позволят понять смысл пословиц.I раздел. «Какой я?».II раздел. «Сказка своими руками». Содержание программы 4 классТема года «Живи для людей, поживут люди для тебя»В разделах заочные путешествия по городам Золотого кольца, улицам нашего города, знакомство с творчеством писателей и поэтов, с народными ремёслами Родины. I раздел. «Откуда Русская земля стала есть…».II раздел. «С чего начинается Родина?».III раздел. «Многообразие культуры народов России». Формы работы ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ ПАРНАЯ Прогнозируемые результаты: Учащиеся должны знать: основные народные праздники, обряды и их символическое значение; элементы фольклора: народные пословицы, загадки, песни, игры; родословную своей семьи, традиции; нравственные качества: доброта, любовь к Родине, забота о ближнем, трудолюбие, уважение; примеры поэтического творчества нашего края; особенности устройства крестьянского быта. Прогнозируемые результаты: Учащиеся должны уметь: понимать смысл пословиц и крылатых выражений; работать в коллективе; переносить народные игры в повседневную игровую деятельность; владеть приёмами работы с тканью, пластилином, бумагой; активно включаться в поисковую работу, в подготовку творческих проектов и проведение праздников. Вид образовательных ресурсов Наименование объектов и средств организации учебной деятельности Количество 1. Средства ИКТ 1.Компьютер со звуковой картой2.Компьютерные программы, обеспечивающие работу на занятиях по художественно-эстетическому и духовно-нравственному циклу3. Колонки4. Мультимедийный проектор5. Интерактивная доска6. Принтер7. Цифровой фотоаппарат8. Телевизор ДДДДДДДД 2. Печатные наглядные демонстрационные материалы 1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента, стилям архитектуры, предметов быта2. Репродукции с картин русских художников3. Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству. 4.Схемы по правилам рисования предметов, растений, человека.5. Портреты русских художников и композиторов ДДДДД 3. Учебно-методическая литература 1.Методическая литература для учителя.2. Художественная литература для детей.3. Дополнительная литература по устному народному творчеству ККГ 4. Учебно-практическое и лабораторное оборудование 1. Натурные объекты, инструменты, муляжи2. Средства живописи, лепки и работы с тканью ДК 5. Электронно-звуковое обеспечение 1.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.2. Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике программы3. Музыкальные инструменты (фортепиано, баян) ДДД Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности