Разработка программы внеурочной деятельности РОДНЫЕ БЕРЕГА, 1-4 классы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4


«Согласовано»
на заседании педагогического совета
Протокол №
От ____________________2015г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №4
г. Александров
Е. Н. Мулатова
« » ------------------------2015г.







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОДНЫЕ БЕРЕГА»

(духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников
через приобщение к истокам народной культуры)

для детей 7-10лет
срок реализации 4 года









Автор программы:
Самсонова Татьяна Николаевна,
учитель технологии, черчения и ИЗО
МБОУ СОШ № 4








г. Александров
2015г.
Пояснительная записка

Актуальность программы:
Программа «Родные берега» разработана с целью реализации ФГОС нового поколения. Ее актуальность и значимость подтверждают следующие документы:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания ;
2. ФГОС нового поколения;
3. Приказ № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».
Настоящая программа разработана на основе современных научных подходов и практико-ориентированных разработок в области художественной деятельности.
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то все лучшее, что создано веками нашими предками, должно быть передано подрастающему поколению, чтобы дети знали и помнили своих дедов и прадедов.
Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально- культурного развития данного общества.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысление уже существующих.
Данная программа по духовно-нравственному воспитанию «Родные берега» предполагает знакомство учащихся начальной школы с народной культурой: фольклором, обрядами и традициями русского народа, с бытом и миром увлечений, с преданиями и легендами городов земли Русской, познакомит с известными людьми и династиями городов Владимирской земли, действенным средством воспитания моральных качеств станет сказка.
Выбор темы программы неслучаен:
народная культура – основа национальной культуры;
мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле;
народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир и поэтому интересен личности ребенка.
произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи;
изучение народной культуры способствует формированию навыков межличностного общения, помогает вовлекать в воспитательный процесс родителей.
В содержании программы прослеживается постепенное усложнение материала, связь с изобразительной и трудовой деятельностью, предусмотрено выполнение творческих проектов, проведение конкурсов, выставок и праздников.
Основными понятиями программы являются базовые национальные ценности:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность- служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести;
семья - любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни;
природа – родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом. Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

За основу программы «Родные берега» взята разработка факультативного курса М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», программа адаптирована.


Цель разработанной программы:
Освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории родного рода, края, через работу с народным календарем, с православными праздниками, с архитектурными шедеврами России и Владимирского края, через меткое слово, приобщение к поисковой деятельности.

Задачи программы:
формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
формирование уважительного отношения младших школьников к старшему поколению, развитие познавательного интереса к истории Родины, воспитание чувства гордости за историю, людей и социально-культурные достижения «малой Родины»;
воспитание культуры поведения и общения в обществе;
воспитание положительного отношения к труду, как высшей ценности; развитие потребности в творческом труде, воспитание культуры труда;
осмысление явлений народной культуры как нравственных и эстетических ценностей.

Особенности программы:
Программа разработана с опорой на ведущие научные подходы в сфере художественной деятельности и декоративно-прикладного творчества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания в программе «Родные берега» рассматриваются через приобщение учащихся к основам народной культуры. Устное народное, декоративно-прикладное творчество, изобразительное и театральное искусства подчинены решению главной цели этой программы.
Выбор последовательности годичных тем обусловлен возрастными особенностями ребенка, с его накопленным, в определенный период, опытом жизни.
Занятия направлены на доброжелательное общение и творческую деятельность.
В структуру занятий первого года обучения входят темы, связанные с народным календарем, деятельностью человека, праздниками и обычаями.
Программа второго года обучения знакомит ребят с миром крестьянского дома, понятием «семья», семейными традициями.
Учащиеся третьего класса отправятся в удивительный мир народных сказок, где постараются понять «какой я?», в увлекательной форме познакомятся с технологией изготовления из разных материалов кукол героев сказок.
Учащиеся четвертого класса отправятся в заочные путешествия по городам Золотого кольца, познакомятся с творчеством известных писателей и поэтов земли Владимирской, Александровскими краеведами, узнают о народных ремеслах Родины. Перед ними раскроются особенности культуры народов России.
Завершается год заключительным праздником, который представляет собой конкурс на лучшего знатока народной культуры.
Этапы реализации программы:
1. Введение в образовательный курс (организационно-педагогический характер, Т/Б, инструменты)
2. основной (полное содержание программы)
3. рефлексивный (аналитический)

Особенности возрастной группы детей:
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-10 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей. Процесс включения ученика в школьный коллектив сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего, данный процесс глубоко индивидуален. Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценивать отношение к себе коллектива, товарищей, умение найти место в коллективе.
Стремление детей данного возраста состоит также и в том, чтобы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Стремление поскорее стать взрослым это также непреодолимая тяга к получению знаний, таких как овладение письмом, чтением, желание начать говорить на иностранном языке. Таким образом, совершенно не обязательно напоминать ребенку, что он еще маленький и чрезмерно опекать его, а наоборот, пробовать поручать ему «важные» дела, возложить на него некоторую ответственность, причем, заведомо предполагая, что он успешно со всем справится. Таким образом, мы взрослые, делаем этот процесс взросления ощутимым для него.
Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям школьной среды и успешного протекания учебной деятельности, являющейся основной на данном периоде развития ребенка.
Состав группы учащихся для работы по программе «Родные берега» постоянный, набор детей свободный.

Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Основные народные праздники, обряды и их символическое значение.
Элементы фольклора: народные пословицы, загадки, песни, игры.
Родословную своей семьи «Моя семья вчера и сегодня», семейные традиции.
Нравственные качества: доброта, любовь к Родине, забота о ближнем, трудолюбие, уважение.
Примеры поэтического творчества нашего края.
Особенности устройства крестьянского быта.

Учащиеся должны уметь:
Понимать смысл пословиц и крылатых выражений;
Работать в коллективе;
Переносить народные игры в повседневную игровую деятельность;
Владеть приемами работы с тканью, пластилином, бумагой;
Активно включаться в поисковую работу, в подготовку и проведение праздников и творческих проектов.

Взаимопонимание, чуткость, интерес к порученному делу, внимание, рассудительность, уважение, чувство локтя, забота, гордость за свою Родину, край – качества, которые развиваются у учащихся, в процессе работы по программе «Родные берега».

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Отслеживание результатов происходит на конкурсах, выставках, праздниках, викторинах, при защите творческих проектов.


Содержание программы
1 год обучения
« Вслед за солнышком»

I. Осень. О чем рассказала рябинка. 1. Введение в программу «Родные берега». Народный календарь.
Содержание: значение народного календаря в жизни человека, дни месяцеслова приметы, наблюдения за осенью в старину.
Практическая работа: Знакомство с осенними цветами красок, начало оформления листа календаря.
2. Детский фольклор. Пестушки, потешки.
Содержание: Знакомство с текстами пестушек и потешек, играми-стишками.
Практическая работа: рисунок свеклы (день Фёклы заревницы), начало создания книжки-малышки.
3. Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки.
Содержание: Конкурс на лучшую пестушку, изменения в природе, работа над пословицами, прослушивание колыбельных песен.
Практическая работа: Изготовление куклы-пеленашки.
4. Изобразительное искусство – часть народной культуры.
Содержание: Конкурс на лучшую колыбельную песню. День месяцеслова-Харитины - первые холстины. Прялка.
Практическая работа: Роспись прялки в стиле Городецкой росписи.
5. Ноябрь-ворота зимы. Синичкин праздник.
Содержание: Игра по знанию элементов узоров народных промыслов. Работа над пословицей и приметой. Чтение отрывка из сказки «Серая шейка» Д.Н. Сибиряка.
Практическая работа: Аппликация из крылаток.
6. Осень – время охоты и рыбалки.
Содержание: Конкурс загадок про птиц. Работа с репродукциями с картин В. Перова. Праздник рыбаков и охотников – Юровая.
Практическая работа: Выполнение рисунка рыбки пластилином.
7. Праздник русских овощей «Что осенью соберешь, с тем и зиму проживешь».
Конкурс поделок из природного материала.

II. Зима. «Здравствуй, зимушка-зима»
1. Русские сани. Живем по народному календарю зимы.
Содержание: Поэты, художники, музыканты о зиме. Работа по пословицам и загадкам. Разучивание заклички. Гонки на санях.
Практическая работа: Изготовление и роспись русских саней.
2. Как учились в старину.
Содержание: Отношение крестьян к грамотным людям, к учению. Как начинали дети учиться в старину. Значение книг в семье.
Практическая работа: Изготовление закладки.
3. «Что за прелесть эти сказки...»
Содержание: Как создается книга. Значение сказки в жизни человека, положительные и отрицательные герои сказок.
Практическая работа: Рисунки героев сказок.
4. Святки – главный зимний праздник.
Содержание: работа с пословицами, святочные посиделки, зимние праздники, игры, работа по репродукции с картины А. Рябушкина «Зимнее утро»
Практическая работа: «Красавица – зима»
5. Святки. Обычаи святок.
Содержание: Значение слов ряженый, гадание, колядование.
Практическая работа: изготовление масок.
6. Рождество- семейный праздник. Крещение.
Содержание: Работы с пословицами, традиции рождества, игры, крещенские сказания.
Практическая работа: изготовление ангела.
7. Февраль- время посиделок.
Содержание: Приметы февраля, работа с месяцесловом, февральские посиделки. Чтение сказки про домового А. Толстого « Хозяин».
Практическая работа: рисунок снегиря.
8. Зимние забавы детворы.
Содержание: работа над стихотворением «Детство» И. З. Сурикова, репродукцией с картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Праздник - Сретение.
Практическая работа: Изготовление снеговика методом торцевания.
9. Широкая Масленица.
Содержание: Символическое значение блина, песни, приговоры, игры, традиции.
Практическая работа: рисунок самовара.

III. Весна. Весна- утро года.
1. Встреча весны.
Содержание: Поэты, художники, музыканты о весне. Работа с репродукцией
И. И. Левитана, пословицами, закличками. Чтение и беседа по сказке Д. И. Латышиной «Как Весна Зиму поборола».
Практическая работа: Игрушки – свистульки.
2. Март – возвращение птиц.
Содержание: Приметы марта, загадки о весне, традиции дня Герасима- Грачевника. Работа по репродукции с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Практическая работа: печем жаворонка (соленое тесто)
3. Русские народные инструменты. Концерт. Слушаем русские народные песни.
4. Пасха.
Содержание: рассказ о пасхе, обряды, игры и обычаи праздника, Пасха в вашем доме.
Практическая работа: Пасхальное яйцо в технике мозаика.
5. Весна- начало посевов.
Содержание: Игра «Собери пословицы», работа с месяцесловом. Значение слов «пахать», «пашня». Работы в садах, огородах, игра «Сад-огород».
Практическая работа: изготовление стаканчика под рассаду.
6. «Прощай, Весна! Здравствуй, Лето красное!». Зеленые святки.
Содержание: Поэты, художники, композиторы о лете. Приметы лета, работа с пословицами, летние праздники. Гадание по венкам на Троицу.
Практическая работа: Композиция «Праздничный хоровод». Аппликация. Коллективная работа.
7. Лето красное
Практическая работа: Рисунок букета цветов. Подготовка работ к выставке.

2 год обучения
«Тепло домашнего очага»
I. Мир крестьянского дома.
1. «Что нам стоит дом построить?»
Содержание: Как устроен крестьянский дом с подворьем, загадки, пословицы.
Практическая работа: Аппликация «Крестьянская изба» с использованием спичек.
2. «Худо тому, у кого пусто в дому»
Экскурсия в музей Александровского кремля на экспозицию «Крестьянская изба». Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома.
3. Волшебная глина.
Содержание: Знакомство с работой гончара, способами получения форм на гончарном круге. Загадки и пословицы.
Практическая работа: выполнение из глины форм кувшина, чашки, крынки способом жгутиков.
4. Печка, печка, расскажи нам сказку
Содержание: Роль и значение печки в жизни человека, способы декорирование. Изразцы.
Практическая работа: Выполнение образцов изразцов из пластилина.
5. «Пряла и ткала, весь дом одевала»
Содержание: Знакомство с творчеством мастериц – ткачих, простейшими способами выполнения половичков-дорожек.
Практическая работа: Половичок из бумажных и тканевых полос.
6. Секреты вышитых узоров.
Содержание: Символичные изображения вышивок, виды вышивок. Знакомство с Владимирской и Александровской вышивками.
Практическая работа: Узор вышивки на основе красной бумажной полосы.
7. Русская матрешка.
Содержание: история появления матрешки, загадки, знакомство со способами выполнения игрушки в технике папье-маше.
Практическая работа: матрешка в технике папье-маше.

II. Когда все вместе, так и душа на месте.
1. Введение в тему «Человек без роду - что дерево без корней».
Содержание: изучение родословной, истории рода, знакомство с традициями семьи. Внутренний строй большой семьи, место в нем каждого. Термины родства и свойства, взаимоотношения.
Практическая работа: работа по творческим проектам «Русский человек без родни не живет» (фоторепортажи, сочинения, рисунки, истории фамилий)
2. Птица счастья в каждый дом.
Содержание: Символичное значение птицы счастья, знакомство с материалами и способами её выполнения.
Практическая работа: выполнение из бумаги символа счастья.
3. «Мой дом – моя семья»
Содержание: конкурс стихов о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д.
Практическая работа: рисунок «Моя семья»
4. В праздник за русским самоваром.
Содержание: Праздник семей, выставка творческих проектов, работ учащихся. Игры. Хороводы.

III. Мастерская лоскутной куклы.
1. Вводное занятие «Куклы из бабушкиного сундука».
Содержание: Самобытность и характерные черты народной куклы. Обрядовые символы кукол. Русская народная сказка « Матушкина куколка»
Практическая работа: упражнения «Превращения носового платка»
2. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»
Содержание: Подбор тканей, способ выполнения куклы-скрутки.
Практическая работа: выполнение кукольной семьи.
3. Обрядовые куклы.
Содержание: обряды русского народа, значение куклы в них, наряд для русской красавицы.
Практическая работа: выполнение кукол: Мартиничка, Кострома, Владимирская столбушка, Крестец, Лихоманки.
4. Итоговая выставка работ учащихся.

3год обучения
«Сказка ложь, да в ней намек»
I. «Какой я?»
1. «За большим погонишься – малое потеряешь»
Содержание: Учимся понимать смысл пословиц « Чего нет, того и хочется», «Всякое дело – мера красит». Чтение и обсуждение сказки «Морозко».
Практическая работа: Рисуем свое заветное желание.
2. «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
Содержание: учимся различать качества: послушание - непослушание, любовь – эгоизм, любовь и забота к ближнему. Чтение и обсуждение сказки.
Практическая работа: Подарок близкому человеку.
3. «Худые дела не доведут до добра»
Содержание: учимся понимать различие качеств «приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень». Читаем сказку Ш. Перро «Золушка».
Практическая работа: выполнение рисунка отрицательных и положительных героев.
4. Знакомство с творчеством художника – иллюстратора И. Я. Билибина.
5. Богатыри Земли Русской.
Содержание: Читаем и обсуждаем былины про Илью Муромца. Верность своему долгу, любовь к Родине, мужество - основные понятия для обсуждения. Работа с репродукцией В. Васнецова «Богатыри»
Практическая работа: Образ русского богатыря. Работа с бумагой.

II. «Сказка своими руками»
1. Вводное занятие.
Содержание: Путешествие в страну кукол. История матерчатой куклы.
Практическая работа: Занятие «Что умею – покажу, о чем знаю – расскажу». Дидактические задания «Разноцветные косички», « Клубочек».
2. Ручные швы.
Содержание: Виды швов, применяемых при работе по изготовлению кукол. Способы выполнения.
Практическая работа: Выполнение образцов «вперед иголка», « назад иголка», «через край», «потайной шов».
3. Какие они, герои сказок?
Содержание: Особенности внешнего вида героя, костюм. Личное отношение к выбранному сказочному герою.
Практическая работа: Выполнение эскизов сказочных героев.
4. Шьем матерчатую куклу.
Содержание: Способ выполнения цельнокроеной куклы.
Практическая работа: Выполнение деталей кроя для куклы по эскизу. Соединение деталей.
5. «Первая репетиция »
Содержание: Что такое сценарий спектакля, роль, характер героя, декорации.
6. Театрализация сказки.
7. Театр на столе.
Содержание: Способы выполнения образов кукол на основе цилиндров, конусов.
Практическая работа: Выполнение кукол на основе геометрических форм.
8. Театральная маска.
Содержание: История театральной маски. Способы ее выполнения.
Практическая работа: Выполнение масок героев сказок в технике папье-маше.
9. Экскурсия в Театр Драмы города Александрова.
10. Выставка работ учащихся.









4 год обучения
«Живи для людей, поживут люди для тебя»
I. «Откуда Русская земля стала есть»
1. Введение в раздел. «Золотое кольцо России»
Содержание: Заочное путешествие по городам. Знакомство с преданиями и легендами, с историей этих городов. Отличительные черты каждого города.
Игра-викторина.
2. Древние города Руси: Суздаль, Муром, Гусь-Хрустальный, Владимир.
Содержание: Особенности архитектуры, строение древних храмов.
Практическая работа: Макет старинного города. Коллективная работа.
3. Гербы русских городов.
Содержание: Символика цвета и изображений на гербе.
Практическая работа: Выполнение рисунка герба одного из городов.
4. Древние храмы Владимирской земли – наша гордость.
Содержание: Особенности рельефов на поверхности стен Дмитриевского собора.
Практическая работа: Рельефы на стенах. Пластилин.
5. Поэтическое творчество Владимирской земли.
Содержание: Конкурс чтецов.
6. «Александров родной в самом центре Руси..»
Содержание: знакомство с творчеством александровских поэтов и художников. Экологическая библиотека города.
7. Александровский кремль.
Содержание: История и современность Кремля. Выставки и экспозиции.
Практическая работа: выполнение композиции «Александров родной». Тканевая аппликация. Коллективная работа.

II. «С чего начинается Родина?»
1. Любимый уголок родной Отчизны.
Содержание: Заочное путешествие по улицам нашего города. Знакомство с книгой краеведа города В. В. Боравской «Земля Александровская».
2. Улица, на которой я живу.
Содержание: Название улиц города, история. Современный вид (фоторепортажи).
Практическая работа: Композиция «Моя улица, мои друзья».
3. «Слава государства не в богатстве, а в людях и их делах».
Содержание: Знакомство с родословными известных семей города и профессиональными династиями. Музей народного образования.

III. Многообразие культуры народов России.
1. Культура народов степи
Содержание: Особенности архитектуры, культуры, предметный мир кочевников.
Практическая работа: рисунок орнамента ковров.
2. Культура народов севера.
Содержание: Обряды, традиции, одежда, строения. Чтение и обсуждение произведений о севере.
Практическая работа: Композиции «Просторы севера»
3. Народные промыслы нашей Родины. Дымково
Содержание: Знакомство с Дымковской игрушкой. История появления. Материалы.
Практическая работа: Дымковские игрушки. Пластилин.
4. Золото Хохломы.
Содержание: История появления промысла. Основные цвета. Элементы росписи.
Практическая работа: Ковш-птица. Бумага, гуашь.
5. Краски русской зимы. Гжель.
Содержание: История появления промысла. Элементы росписи.
Практическая работа: Моделирование и роспись сервиза. Бумага, гуашь.
6. Праздник знатоков народной культуры.
Итоговое занятие по окончании работы по программе «Родные берега».

































Учебно-тематический план
1 год обучения
«Вслед за солнышком»


Наименование темы
Теория
Практика
Всего

I.
О чем рассказала рябинка
5,5
5,5
11

1.

Введение в народную культуру. Народный календарь
0,5

0,5

1


2.
Детский фольклор. Потешки, пестушки
1
1
2

3.
Музыкальный фольклор. Колыбельные
1
1
2

4.

Изобразительное искусство- часть народной культуры
1

1

2


5.
Ноябрь - ворота зимы

1
1

6.
7.
Осень – время охоты и рыбалки.
Праздник русских овощей
1
1
1
2
1

II.
Здравствуй, зимушка-зима
8
6
14

1.
Русские сани. Живем по народному календарю
1
1
2

2.
Как учились в старину
1
1
2

3.
«Что за прелесть эти сказки»
1
1
2

4.
Святки – главный зимний праздник
1

1

5.
Святки. Обычаи святок

1
1

6.
Рождество – семейный праздник
1
1
2

7.
Крещение
1
1
2

8.
Февраль – время посиделок
1
1
2

9.

Зимние забавы детворы.
Широкая масленица
1

1

III.
Весна – утро года
4
6
10

1.
Встреча весны.
1
1
2

2.
Март – возвращение птиц.

1
1

3.
Русские народные инструменты. Концерт
1

1

4.
Пасха
1
1
2

5.
Весна – начало посевов

1
1

6.

«Прощай, Весна, Здравствуй, Лето красное!»
1
1
2

7.
Лето красное. Выставка работ

1
1


Всего:
17.5
17.5
35








Учебно-тематический план
2 год обучения
«Тепло домашнего очага»


Наименование темы
Теория
Практика
Всего

I.
Мир крестьянского дома
5
9
14

1.
«Что нам стоит дом построить»
1
1
2

2.

«Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия
1



1


3.
Волшебная глина

1
1

4.
Печка, печка, расскажи сказку
1
1
2

5.
«Пряла и ткала, весь дом одевала»
1
2
3

6.
Секреты вышитых узоров

1
1

7.
Русская матрешка
1
3
4

II.

«Когда все вместе, так и душа на месте»
3.5

2.5

6


1.

Введение. «Человек без роду – что дерево без корней»
1


1


2.
Птица счастья в каждый дом
0,5
0,5
1

3.
Мой дом – моя семья. Конкурс
1
1
2

4.

В праздник за русским самоваром.
Творческие проекты
1

1

2


III.
Мастерская лоскутной куклы
7
7
14

1.

Вводное занятие. «Куклы из бабушкиного сундука»
1


1


2.

«Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»
1

1
2


3.
Обрядовые куклы. Мартиничка
1
1
2

4.
Крестец

1
1

5.
Кострома
1
1
2

6.
Лихоманки

1
1

7.
Владимирская столбушка
1
1
2

8.
Наряд для русской красавицы
1
1
2

9.
Выставка работ учащихся
1

1


Всего:
15,5
18,5
34











Учебно-тематический план
3 год обучения
«Сказка - ложь, да в ней намек»


Наименование темы
Теория
Практика
Всего

I.
«Какой я?»
5
5
10

1.

«За большим погонишься - малое потеряешь»
1

1

2


2.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
1

1

2


3.
«Худые дела не доведут до добра»
1
1
2

4.

Творчество художника – иллюстратора И. Я.Билибина
1



1


5.
Богатыри земли Русской
1
2
3

II.
Сказка своими руками
11
13
24

1.

Вводное занятие. Путешествие в страну кукол
1



1


2.
Ручные швы
1
2
3

3.
Какие они, герои сказок?
1
2
3

4.
Шьем матерчатую куклу
1
4
5

5.
«Первая репетиция»
1
1
2

6.
Театрализация сказок
1

1

7.
Театр на столе
1
2
3

8.
Театральная маска
1
2
3

9.
Экскурсия в Театр Драмы
2

2

10.
Выставка работ учащихся
1

1


Всего:
16
18
34



















Учебно-тематический план
4 год обучения
«Живи для людей, поживут люди для тебя»


Наименование темы
Теория
Практика
Всего

I.
«Откуда Русская земля стала есть»
7
10
17

1.

Введение в раздел. «Золотое кольцо России»
2



2


2.
Древние города Руси.
1
5
6

3.
Гербы русских городов.
1
1
2

4.
Древние храмы Владимирской земли

1
1

5.
Поэтическое творчество Владимирского края. Конкурс чтецов
1



1


6.
«Александров родной в самом центре Руси...»
1



1


7.
Александровский кремль.
Коллективная работа
1
3
4


«С чего начинается Родина?»
3
1
4

1.
Любимый уголок родной Отчизны
1

1

2.
Улица, на которой я живу
1

1

3.
«Слава государства не в богатстве, а в людях и их делах»
1
1
2


Многообразие культуры народов России
6

7

13


1.
Культура народов степей
1
1
2

2.
Культура народов севера
1
1
2

3.
Народные промыслы на Руси. Дымково
1
2
3

4.
Золото Хохломы
1
2
3

5.
Краски русской зимы. Гжель
1
1
2

6.
Итоговый праздник знатоков народной культуры «Родные берега»
1


1


Всего:
16
18
34














Методическое обеспечение программы.

Основные способы и формы работы с младшими школьниками.

1 год обучения:
Программой предполагается использование игровых форм работы, рассказ, беседа.
Игра, занимательного характера задания повышают уровень нравственного сознания школьников, вырабатывают заинтересованность и внимание. Беседа формирует мнение, возникает навык участия в диалоге. Задания практического характера, предложенные в теме, развивают аккуратность, внимание, фантазию.

2 год обучения:
Формы работы этого года – экскурсии, беседы, поиск дополнительных материалов с помощью родителей для выполнения творческих проектов.
Выбор этих форм обусловлен темой года «Тепло домашнего очага».

3 год обучения:
Групповые формы работы. Ребятам предлагаются задания, в которых необходимо проявить себя в коллективе (Сыграть роль в сказке, разработать эскиз костюма героя и т. д.) Эта форма является одним из средств развития мышления учащихся, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

4 год обучения:
Заочные путешествия, групповые и индивидуальные формы работы, сочетание практических и теоретических занятий повысят интерес к теме года, будут способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Дидактические материалы: Технологические таблицы объектов труда, наглядные пособия предметов народных промыслов, презентации заочных путешествий, шаблоны, репродукции с картин, образцы матерчатых и обрядовых кукол и т. д.














Список литературы, используемый для разработки программы:

И. Н. Котова «Русские обряды и традиции», С. – Петербург, «Паритет», 2008
«Потешки, считалки, небылицы», Москва, «Современник» 1989
«Русские игры для всех возрастов», Н. Будур, И. Панкеев, М.: «Терра - книжный клуб», 1999
Новицкая  М.Ю.  Методические  рекомендации  к  курсу  «Введение  в  народоведение». Книга  для  учителя. – М.: «Дрофа», 1998
А. Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» М.: «Правда», 1991
Т. Я. Шпикалова «Детям – о традициях народного мастерства. Осень»
М. Левина «365 кукол со всего света» М.: «Айрис – Пресс», 2000
Л. А. Неменская Изобразительное искусство. М.: «Просвещение», 2009
Т. Я. Шпикалова Художественный труд 1, 2, 3 классы, М.: «Просвещение», 2006
В. В. Боравская «Земля Владимирская», г. Александров 2008г.
Сборник стихов «Ситцевый город», г. Александров 2011г.


Список литературы, рекомендуемой детям и родителям:

М. И Нагибина « Чудеса из ткани своими руками» Я.: - « Академия развития», 1997
А. Н. Малышева « Работа с тканью» Я.: - «Академия развития», 2001
О. Д. Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», С.-Петербург, 2007












15