Конспект урока по окружающему миру на тему Где зимуют птицы (1 класс)
Конспект урока окружающего мира в 1 класс
Дата: 02.03.2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1Б
Учитель: Солодилова Ираида Леонидовна
Руководитель практики: Королева Татьяна Павловна
Тема: Где зимуют птицы
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Формировать знания о перелетных и зимующих в наших краях птицах.
Задачи урока:
образовательные: совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;
развивающие: развивать мыслительные операции: сопоставление, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, любовь к природе, бережное отношение к птицам, расширение словарного запаса и кругозора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: научатся различать перелетных и зимующих птиц нашего края;МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; сравнение, анализ;РЕГУЛЯТИВНЫЕ – постановка учебной задачи; умение выстраивать логическую цепь рассуждений; контроль и оценка качества усваиваемого материала;
КОММУНИКАТИВНЫЕ – инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать в парах;
ЛИЧНОСТНЫЕ: установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивами; формирование учебно-познавательной мотивации.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 1кл. ч.2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь А.А. Плешаков.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2 1.2.4,7 1.2.3.6.7 1-12,21-26
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Викторовна. Присаживайтесь.
На экране солнышки (весёлые и грустные.)(Слайд1)
-В гости к нам пожаловало три солнышка.
- Какое из них вам больше нравится?
-Я очень рада, что у нас с вами хорошее настроение и урок будет интересным, познавательным, нужным.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём урок окружающего мира.
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя
Отвечают
Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
2. Актуализация знаний
-Какое сейчас время года?
-Какой месяц наступил?
-А какое сегодня число?
-Ребята, посмотрите в окошко, как вы думаете, какая сегодня погода?
- Мы начинаем наш урок окружающего мира и у нас сегодня гость, угадайте его:
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравей)
- Конечно, это наш Муравьишка(Слайд2)
- Ему очень интересно, а какие районы есть на Земле?
-О каких холодных районах Земли мы узнали?
-Чем похожи эти районы?
-В каких районах круглый год жарко?
-А с какими животными мы познакомились?
-Где живут слоны?(Слайд3)
-Где живут белые медведи?(Слайд4) Весна
Март
2-е марта
Отвечают
Актуализируют знания по прошлой теме
Отгадывают загадку
Холодные и теплые
О Северном Ледовитом океане и об Антарктиде
Они покрыты снегом и льдом
В саване и тропическом лесу
Мы познакомились со слонами, с белыми медведями.
Отвечают на вопросы
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
1)Определение темы и задач урока.
-Ребята, есть множество птиц, каких птиц знаете вы?
-Скажите, а кто из вас сейчас слышал пение соловья, а кукование кукушки?
-А ласточку вы видели?
-Как вы думаете, а где же эти птицы находятся?
-Сформулируйте тему нашего урока(Слайд5)
-Предположите задачи урока.
1)Узнаем, что птицы зимуют по-разному.
2)Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.
2)Классификация птиц на группы
-Посмотрите на доску, каких птиц вы видите? -На какие группы мы можем их разделить?
-Назовите зимующих птиц?
-Назовите перелетных?
-Ребят, а как вы думаете почему их так назвали?
-Почему зимующие птицы не улетают?
-Чем они питаются?
-А чем мы можем помочь зимующим птичкам?
-А почему часть птиц улетает от нас?
-Куда они улетают?
3)Рассказ о перелётной птице
Легенда о маленькой птице (Слайд6)
Сегодня мы говорим про птиц. Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями. Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов. А сегодня я вам расскажу о ласточке. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.. Так они оказываются в своих «зимних квартирах» в Южной Америке, Южной Африке или Австралии.
-Как вы думаете, почему птицы возвращаются из теплых стран?
-Ребята, а где мы можем увидеть изображения птиц?( А так же мы можем увидеть изображение жаворонка на пряниках, которые пекут для встречи весны, этот праздник будет 22 марта )
-А сейчас отгадайте загадки
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)(слайд7)
-Где зимует эта птичка?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).(слайд8)
-А эта птичка где зимует?
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)(слайд9)
-Где зимует эта птичка?
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово дрозд- приятель!»
И ставит подпись..(Дятел) (слайд10)
-А дятел где зимует?
Физкультминутка
Птички прыгают, летают
(прыжки на месте, взмахи руками)
Птички крошки собирают
(показать как клюют птички)
Пёрышки почистили
Клювики почистили
(Погладили руки, носик)
Птички летают, поют
(Взмахи руками)
Зёрнышки клюют.
(Показать, как клюют) Отвечают
Делятся мнениями
Формулируют тему
Смотрят, классифицируют на группы
Называют птиц
Потому что одни перелетают на зиму в теплые края, потому что им нечем питаться
Для них и зимой есть корм
Они питаются плодами деревьев
Можем сделать кормушки
Им нечего кушать
В теплые страны
Слушают легенду
Все загадки о птицах
О птицах
Слушают рассказ
Птицы хотят вернуться домой, оказаться в знакомом месте, чтобы приступить к размножению, в тех местах, где родились сами.
В наших краях, в нашем городе
Он улетает от нас, потому что для него нет корма
Отгадывают загадки
Цапля тоже улетает в теплые края
Дятел остается в наших краях, ему есть что кушать и он помогает деревьям
Выполняют физминутку4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Откроем учебник на странице 16, давайте прочитаем задачи нашего урока
-Вспомните, какие птицы зимуют в наших краях?
-Как их принято называть?
-А вот другие птицы осенью улетают, а весной возвращаются это какие птицы?
-Посмотрите на картинку, которая дана нам в учебнике, назовите зимующих птиц и перелетных птиц?
-Где же зимуют перелетные птицы?
-Посмотрите на рисунки, которые нам даны на 17 странице, попробуйте объяснить, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?
-Приведите примеры зимующих и перелетных птиц? Открывают учебник
Читают задачи
Называют птиц
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
-Откройте рабочие тетради на 14-ой странице
-Выполним 1-ый номер, но сначала достаньте карандаши голубого и красного цветов.
-Нужно закрасить кружки голубым цветом, это будут зимующие птицы, а красный кружок- перелетные птицы.
-Но это еще не все, вам нужно соединить линиями рисунки и названия.
-Кто все выполнит поставьте руку на локоток.
-А сейчас выполните самопроверку по эталону, у кого нет ошибок, молодцы!
-А у кого одна ошибка, дома еще раз рассмотрите этих птичек. Выполняют самостоятельную работу
Делают проверку
6. Включение нового знания в систему знаний
- Что сегодня мы изучали на уроке?
«Узнай птицу».
-А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию. Первое описание для девочек
Гнездо своё он в поле вьёт,Где тянутся растения.Его и песни, и полётВошли в стихотворения!(Жаворонок)(Слайд12)
-Где зимует эта птичка? Почему?
Описание второе, для мальчиков.
«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из – под неё вредных для дерева насекомых»( Дятел)(слайд13)
-Где зимует эта птица, почему? Вспоминают
Отвечают
Угадывают птиц
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую тему мы сегодня изучили, назовите ее?
-Какие задачи решали?
-Справились мы с ними?
-Где же зимуют птицы?
- Запишите домашнее задание.
- Всем спасибо за урок! До свидания! Отвечают
Домашнее задание: р.т. с. 14-15, №2 . Раскрасить птиц.
Подпись руководителя практики________________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________