Педагогический проект «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению истории»
Педагогический проект
«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению истории»
ГКСУВУПКЗТ
«Очерская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
учитель истории и обществознания
Коротков Сергей Викторович
2015г.
Я работаю в специальной школе, которая находится в 100 км от краевого центра. В классах учатся дети, как правило, из неблагополучных семей со средним достатком или низким достатком. У 33% воспитанников отсутствует один из родителей. У 10% учащихся нет родителей вовсе или они лишены родительских прав. Высшее образование имеют лишь 8% родителей, 21% - среднее специальное, 50% -среднее, 21% -неполное среднее образование. Многие родители входят в зону риска из –за чрезмерного употребления алкоголя или уличённые в употреблении наркотиков. У 15% семей один из родителей находился или в настоящее время находятся в местах лишения свободы. Из выше сказанного напрашивается вывод, что воспитание детей для таких родителей отходит на второй план. Сами воспитанники не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в получении образования.
Проблема заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении истории они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках истории;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к историческому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса истории и дефицитом учебного времени.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является
формирование положительных мотивов к изучению истории с помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения истории.
Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению истории в условиях специальной школы
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению истории;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.
Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).
Ресурсное обеспечение процесса обучения истории для формирования положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет истории снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (компьютер, проектор, экран);
имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по истории (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеются электронные пособия по истории, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания истории не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. Имея опыт работы с программным обеспечением, в настоящее время самостоятельно осваиваю новые компьютерные программы и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций.
Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Просвещение», разработанный группой – А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
Психолого-педагогические и методические особенности учебника.
Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.
Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.
Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении исторических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В.Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого).
Исследование проводилось в период с 2012 г. по 2015 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2012 г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
Второй этап (2013 - 2014 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование современных педагогических технологий.
Третий этап (2014 - 2015 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).
Метод направлен на изучение уровней познавательной активности.
Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития мотивации не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определить и ставить цели воспитания в определенной последовательности.
В исследовании, которое было проведено в сентябре 2012 года, участвовали 29 учащихся 6-10 класса.
Результаты таковы:
Высокая познавательная активность у 27 %
Средняя познавательная активность у 46 %
Низкая познавательная активность у 27 %.
Эта проблема меня очень насторожила. Данный вопрос обсуждался на методическом объединении, решался с администрацией. Я решил сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников.
Я обратился к педагогической науке и изучил многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.
Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Изучив специальную литературу, я выяснил что существуют
приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:– включение учеников в коллективистские формы деятельности;– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);– умелое применение поощрения и наказания.
Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.
– Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
– Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
– Особенности развивающего обучения:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
обучение быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.
Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов (авторы В.Х. Килпатрик, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий), технологию адаптивного обучения (автор Л.Ф. Батан) и информационно-коммуникационные технологии обучения (автор Е. С. Полат).
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Адаптивная технология обучения:
Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
управлению самостоятельной работой всех учащихся;
работе с отдельными школьниками — индивидуально;
осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.
Информационно-коммуникативные технологии:
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:
путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения.
С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.
Поэтому при организации урока я учитываю то, что:
работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;
использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;
компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:
чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
- При объяснении нового материала;
- При закреплении и повторении изученного материала;
- При итоговом контроле.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Результаты работы таковы:
Повышение качества обученности школьников
(результаты успеваемости за 3 года)
устойчивая внутренняя мотивация к изучению истории;
(анализ анкетирования школьников)
рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных исторических мероприятиях
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; (результаты диагностики мышления обучающихся)
социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся (бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, школы)
Результаты исследовательской деятельности будут представлены мной и рассмотрены на школьном методическом совещании, и, если методический совет одобрит мою работу, поделюсь с коллегами на районной методической конференции, посвящённой проектной деятельности педагогов и школьников.
Литература:
1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996.
2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994.
3. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
4.М.В.Кларин. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.
5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991.
6. В.В.Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательныхрезультатов обучения. – М.,1994.
7. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 1981.
8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,1998.
9.В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.