Выступление на педсовете Профилактика конфликтного взаимодействия с родителями обучающихсячерез экскурсионную деятельность класса
Профилактика конфликтного взаимодействия с родителями обучающихся через экскурсионную деятельность класса
Конфликт – столкновение противоположных направленных целей, интересов, мнений и взглядов людей. Сухомлинский писал: «Конфликт между учителем и родителями – большая беда для школы. Умение избежать его – одна из составных частей педагогической мудрости учителя.
Разрешить конфликт можно по-разному. Существует множество стилей выхода из конфликтной ситуации. Я остановлюсь на стиле сотрудничества. Этот стиль наиболее труден, т.к. требует продолжительной работы, умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, находить общее решение.
215265317500Казалось бы, этим двум сторонам – родителю и учителю делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка, но они все равно конфликтуют. Как действовать - каждый родитель решает сам. Любой учитель знает, что самые неприятные и изматывающие конфликты бывают именно с родителями. Но их может и не быть, если эти две стороны хорошо знают друг друга. Знакомство и общение происходит и на родительских собраниях, и в личных беседах, и во время проведения внеклассных мероприятий.
Я остановлюсь на экскурсионной деятельности классного руководителя, как одним из примеров нахождения путей выхода из конфликтных ситуаций.
Это направление воспитательной работы мне интересно и близко, т.к. я работаю учителем географии.
left70548500Человек культурный – это человек нравственно воспитанный. Нравственная культура формируется на основе избираемых человеком ценностей жизни. И экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать детям возможность для повышения своего интеллектуального уровня, способствуют многостороннему развитию личности. Экскурсионная деятельность должна носить системный характер, учитывать возрастные особенности детей, должна быть направлена на развитие познавательного интереса ребенка.
При составлении экскурсионной программы на первом родительском собрании в сентябре месяце я раздаю родителям список предполагаемых экскурсий на год. Родители определяют куда бы они хотели, чтобы поехали их дети.
Учитель должен формировать не только коллектив детей, но и коллектив родителей, поэтому каждый раз я приглашаю в поездки и родителей.
left3238500Темы экскурсий, связанные с историей родного края, подвигом народа в годы войны, эстетическим восприятием окружающего мира – первоочередные как у меня, так и у родителей.
Родители, участвующие в поездках, получают огромную информацию о своем ребенке, да и о других детях тоже, наблюдая их во время экскурсии.
Однажды в беседе с мамой одного ученика я обратила ее внимание в необходимости формировать у ее сына усидчивости, умения концентрировать мысли на объяснении учителя. Мама, как было видно, не согласилась со мной и ушла с мыслью о предвзятом отношении к ее сыну.
А ведь формой проявления конфликта как раз и является несогласие, т.е. идет столкновение взглядов.
Через некоторое время она поехала с нами на экскурсию в город Мышкин и увидела, что как и на уроке ее ребенок смог слушать экскурсовода всего минут пятнадцать, а затем стал дергать детей, крутиться, хотя другие слушали очень внимательно. По окончании экскурсии она подошла и спросила, что же надо делать и как работать над выработкой внимания у сына. И вот уже та характеристика, которую давал классный руководитель раньше сразу же видится родителю верной, а не обидной и искаженной как.
left34988500Предотвращение конфликта – это умение убеждать, а в этой ситуации и не надо было этого делать.
На экскурсиях родители наблюдают не только своего ребенка, но и оценивают других детей.
На родительском собрании в седьмом классе родители высказали недовольство по поводу моего замечания их дочери, которая в грубой форме разговаривала с техничкой, убирающий класс. Родители стали доказывать, что их дочь воспитана в интеллигентной семье, ей с детства прививали уважение к старшим и она не могла так себя вести. Две родительницы, ездившие с классом на экскурсию, рассказали родителям ученицы как их дочь вела себя в отели, как вызывающе разговаривала с горничной, показывая всем видом, что если она заплатила деньги, то и делать может что хочет. Я не буду останавливаться на дальнейшей работе с родителями, которые покрывают своих детей, делая им только хуже.
Когда слова классного руководителя подкрепляются еще и мнениями других людей, то они заставляют глубже проанализировать ситуацию.
1200152270125left1016000Экскурсии – это как две стороны одной медали: родители наблюдают своего ребенка и других детей, а с другой стороны они видят сколько сил, энергии, нервов тратит классный руководитель, работая с детьми. Одно дело, когда они придут проводить ребенка в поездку, а другое – когда на протяжении дня и даже нескольких дней находятся рядом с ними.
Часто родители задают вопрос: «Как же Вы можете почти сутками работать с детьми, отвечать на огромное количество их вопросов, разрешать споры, нести ответственность за их жизнь и здоровье и всегда улыбаться и сохранять спокойствие?». Я рада, если мне задают такой вопрос, это значит, что родители видят, как нелегко провести поездку. Значит у классного руководителя будет больше помощников и единомышленников, а значит и меньше будет поводов для возникновения конфликтов. Такие родители не будут говорить о несправедливом отношении к ребенку, не будут выяснять почему к их чаду якобы предвзято относятся.
Существует методика предотвращения конфликта, своего рода алгоритм действий.
left1079500Шаг первый. Необходимо найти время для беседы, для преодоления разногласий необходимо общение. На экскурсии как раз и можно найти это время.
Шаг второй. Необходимо подготовить условия для общения. И опять здесь много вариантов.
Шаг третий. Обсудите проблему. -3810203835
Тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны всегда является центральной темой в воспитательной работе. Дети должны помнить, что война коснулась каждой семьи. Это история их дедов и прадедов.
Наше посещение музея обороны Москвы состоялось накануне годовщины битвы под Москвой. Приехав в музей, мы смогли еще посетить выставку настоящего вооружения времен войны. Особенно интересно было мальчишкам. А через несколько дней мне позвонил папа одного ученика и поблагодарил за организацию этой экскурсии. Оказывается, мальчик после поездки, попросил отца рассказать о прадедушке, который воевал под Москвой. Папа поделился радостью о том, что они всей семьей начали восстанавливать семейный альбом. Вот так по крупицам складывается представление о родителях у классного руководителя. А это значит ему будет на кого опереться в своей работе, да и родители будут более внимательно прислушиваться к мнению классного руководителя.
left1270000Ни для кого не секрет, что родители охотно помогают учителям в начальной школе, а в среднем и старшем звене их взаимосвязь с классным руководителем строится просто – посещение родительских собраний и беседа по телефону, инициатором звонка в большинстве бывает учитель.
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. -3810410210 На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотры кинофильмов не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций, как экскурсия. Очень хорошо, что и родители испытывают такие же чувства и эмоции.
Сколько семей, столько детей столько причин, вызывающих конфликты, столько форм их проявления. Любой конфликт – педагогическая задача. Чтобы ее решить, необходимо во всех деталях знать уклад жизни семьи, взаимоотношения членов семьи.
Я работаю в лицее № 7 более тридцати лет, поэтому часть родителей моего класса – это мои бывшие ученики, а у некоторых я была даже классным руководителем. Я хорошо знаю эти семьи, знаю как они воспитывают своего ребенка, как отреагируют на мои замечания и просьбы. Часто эти родители входят в родительский комитет, помогают во всех делах. О конфликтах с ними не может быть и речи.
left24638000Конфликт – это своего рода лакмусовая бумага, направление деятельности классного руководителя, его не надо бояться. Конфликт является индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
Существует технология общения, приемы которой демонстрирует Д.Карнеги. Он советует при разрешении конфликта находить хорошие слова, которые надо говорить с улыбкой. Надо быть щедрым на похвалы, понимать другого человека. Желание понимать другого порождает сотрудничество.