Практическая работа на педсовете Новые формы взаимодействия с родителями
Педсовет «Новые формы взаимодействия с родителями»
(МОУ «Новоигирменская СОШ №3», 14 марта, 2016 г.)
Часть 3. Практическая работа
Цель: освоение специфики новых форм работы с родителями; составление структуры мероприятия с родителями на основе предложенной проблемы с использованием инновационных технологий
Методика: брейнсторминг (мозговой штурм)
Вид деятельности: групповая
Ожидаемый результат: защита проектов мероприятия
Участники: педагоги школы
Краткое описание хода работы:
Просмотр видеоролика «Что это?» (без обсуждения)
Инструктаж по выполнению задания
Практическая работа
Защита проекта
Выводы, предложения
Задания для групп
(группы можно сформировать разными способами: по желанию, по составам МО, по жеребьевке и т.д.)
Уважаемые коллеги!
Вы посмотрели видеоролик «Что это?», в котором поднято несколько актуальных проблем воспитания.
Предлагаем вам, совещаясь в группе, заполнить пустые поля таблицы по одной из форм взаимодействия с родителями.
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению задания
Определите проблему, о которой вы хотели бы поговорить с родителями, основываясь на видеосюжет. Запишите ее в таблицу.
Подумайте, какой могла бы быть предварительная подготовка к указанному типу (в таблице) работы с родителями. Возможно, что подготовка не требуется.
Подумайте о формулировке темы. Не забывайте, что тема должна быть привлекательной для родителей (в форме вопроса, приглашения к размышлению, цитаты и т.п.)
Обсудите и запишите цель встречи с родителями. Предположите результаты работы.
Заполните поле «Задачи»: запишите пошагово, что и как вы и родители будете делать на мероприятии.
Выберите приемлемые для данной формы приемы и методы работы (анкетирование, опрос, дискуссия, беседа, просмотр видео, тренинговые упражнения, работа в группах, проект, выступления учащихся, выступления родителей и т.д.)Подумайте, может быть, для достижения предполагаемого результата вам следует пригласить гостей (специалистов по каким-либо вопросам). Запишите, кто бы это мог быть, с каким вопросом и в какой момент выступить.
Возможно, у вас возникнут дополнительные идеи по организации мероприятия, поделитесь в строке «Что-то еще?»
Каждая группа получает свой пакет материалов для выполнения задания (инструкцию, бланк с таблицей, таблица дана в сжатом варианте, она должна занимать целый лист, поэтому перед печатью строки таблицы следует расширить )Группа 1. Методика: «Круглый стол»
Краткая характеристика метода: круглый стол - все участники разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п; форма работы – обычно групповая.
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) 2 Тема мероприятия 3 Цель 4 Задачи 5 Приемы и методы работы 6 Приглашенные специалисты 7 Ожидаемые результаты 8 Что-то еще? Группа 2. Методика «Родительский ринг»
Краткая характеристика метода: родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) 2 Тема мероприятия 3 Цель 4 Задачи 5 Приемы и методы работы 6 Приглашенные специалисты 7 Ожидаемые результаты 8 Что-то еще? Группа 3. Методика «Родительское собрание»
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) 2 Тема мероприятия 3 Цель 4 Задачи 5 Приемы и методы работы 6 Приглашенные специалисты 7 Ожидаемые результаты 8 Что-то еще? Группа 4. Методика «Родительские чтения»
Краткая характеристика метода: родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, по и самим изучать литературу по проблеме. Родители читают книги по определенной проблеме и через определенный промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятии является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.
Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему.
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) 2 Тема мероприятия 3 Цель 4 Задачи 5 Приемы и методы работы 6 Приглашенные специалисты 7 Ожидаемые результаты 8 Что-то еще? Список литературы для подготовки:
Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.
Общаться с ребенком. Как? По книге Ю. Б. Гиппенрейтер.
Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.
Как формировать и развивать волевые усилия ребенка? По книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями».
Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В. Г. Кротова «Массаж мысли».
Что делать, если… М. Коляды «Шпаргалка для родителей».
Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М. Коляды «Шпаргалка для родителей».
Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе»,
Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».
Вам, конечно, интересно, что получилось у нас. Работа была продуктивной, на 15-20 минут. Предлагаю вам ознакомиться с ее результатами, приведенными без всякой корректировки. Правда, со многим в предложенных учительских группах можно не согласиться. Например, педагоги не совсем точно указали цели и ожидаемые результаты, не взяв во внимание, что мероприятие для родителей, а не для детей: «формировать терпимость младшего поколения к старшему», «рост нравственного развития детей», «пробудить желание детей с пониманием относиться к взрослым». И уж совсем странная цель: «научиться понимать другого человека». Думается те, кто возьмут за идею проведение такой практической работы, учтут наши ошибки.
Группа 1. Методика: «Круглый стол»
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) Отцы и дети
2 Тема мероприятия Вечная проблема отцов и детей
3 Цель Обратить внимание на актуальность данной проблемы и путей ее решения
4 Задачи 1. Выслушать участников разговора по данной проблеме
2. Наметить пути решения
3. Выработать советы по взаимоотношениям отцов и детей
5 Приемы и методы работы 1. Методикам «Ассоциативный куст»
2. Просмотр видео
3. Проблемный вопрос
4. Дискуссия
5. Работа в группах
6 Приглашенные специалисты 1. Школьный психолог
2. Совет старшеклассников
7 Ожидаемые результаты Проект
8 Что-то еще? КТД «Дети и родители»
Группа 2. Методика «Родительский ринг»
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) Проблема взаимопонимания отцов и детей
2 Тема мероприятия Детство – это село Несмышленово, старость – это село Усталово и, не дай Бог, Одиноково
3 Цель Формировать терпимость младшего поколения к старшему4 Задачи 1. Просмотр видеоролика
2. Решение жизненных ситуаций
3. Дискуссия
5 Приемы и методы работы Дискуссия, мини-беседа, работа в группах
6 Приглашенные специалисты Психолог
7 Ожидаемые результаты Научимся понимать внутренний мир другого человека
8 Что-то еще? Группа 3. Методика «Родительское собрание»
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) Взаимоотношения между родителями и детьми
2 Тема мероприятия Как аукнется, так и откликнется
3 Цель Обратить внимание на взаимодействие в семьях между родителями и детьми
4 Задачи 1. Обсуждение видеоролика
2. Выработка стратегии поведения взрослых по отношении к ребенку
5 Приемы и методы работы Просмотр видеоролика, дискуссия по проблеме,
беседа о поисках путей решения проблемы,
психологический тренинг
6 Приглашенные специалисты Психолог
7 Ожидаемые результаты Осознание родителей своей ответственности за воспитание детей, реализация путей решения проблем в семье, рост нравственного развития детей
8 Что-то еще? И еще один вариант родительского собрания:
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) Отцы и дети: терпимость и терпение
2 Тема мероприятия Семья – это зеркало души ребенка
3 Цель Сформировать терпимость к старшему поколению и терпение к детям
4 Задачи 1. Обсудить понятия «терпение» и «терпимость»
2. Воспитание уважительного отношения к старости
5 Приемы и методы работы Просмотр видеоролика, дискуссия по проблеме,
беседа, работа в группах
6 Приглашенные специалисты Психолог
7 Ожидаемые результаты Пробудить желание детей относиться с пониманием к взрослым
8 Что-то еще? Группа 4. Методика «Родительские чтения»
Основные позиции
Заполните:
1 Проблема (или проблемы) Толерантности
2 Тема мероприятия Мудрость родителей. В чем ее сущность?
3 Цель Раскрыть сущность взаимоотношений родителей и детей
4 Задачи Воспитать толерантное отношение к людям
5 Приемы и методы работы Просмотр видео, дискуссия, беседа
6 Приглашенные специалисты Психолог
7 Ожидаемые результаты Осознание данной проблемы
8 Что-то еще? Памятки, список литературы для чтения
Педагогам школы понравилась такая форма работы, они отметили, что некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями вполне применимы для работы классного руководителя.