Итоговая работа по теме: Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики


Сегодня в рамках перехода на Федеральные государственные стандарты нового поколения уже не достаточно овладеть школьниками некоторой суммой знаний, приоритетное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Одним из требований Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [2, п.II]
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым учителем нет более важной, и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. А это означает, что овладение основами наук, навыками умственного труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению, чего требует Закон об Образовании в РФ [1, ст. 66], становится задачей слабо разрешаемой.
Актуальность темы обусловлена тем, что мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Зачастую у большей части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.
Всё вышесказанное позволяет выявить противоречие: с одной стороны обществу необходимы граждане способные к самостоятельному обучению, с другой стороны, наблюдается снижение уровня мотивации к изучению различных предметов, в том числе и математики.
Следовательно, возникает необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Возможные причины низкой мотивации к обучению обучающихся:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Таким образом, выявляется значимая педагогическая проблема формирования положительной мотивации к изучению математики средствами современных педагогических технологий. Современный школьник захочет учиться только в том случае, если ему будет интересно и достаточно сложно.
В описанной ситуации изменить процессы созревания мотивационной сферы школьников можно только инновационными технологиями, среди которых технологии личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метод проектов, технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Мною был проведён начальный мониторинг с использованием диагностического метода мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга. Метод направлен на изучение уровней познавательной активности обучающихся. В исследовании, которое было проведено в октябре 2011 года, участвовали 20 учащихся 5 класса. Результаты таковы:
Высокая познавательная активность у 21 % обучающихся;
Средняя познавательная активность у 43 % обучающихся;
Низкая познавательная активность у 36 % обучающихся.
Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников. Я поставила своей профессиональной задачей внедрение вышеперечисленных технологий в каждый урок. Таким образом, собирается база обновлённых уроков, в результате реализации которых я предполагаю увидеть следующие результаты:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.
Используя тот же диагностический метод, мной был проведён промежуточный мониторинг в октябре 2012 года, в котором участвовали обучающиеся того же класса (теперь уже 6 класса). Результаты стали таковы:
Высокая познавательная активность у 28 % обучающихся;
Средняя познавательная активность у 49 % обучающихся;
Низкая познавательная активность у 23% обучающихся.
Заметна положительная динамика, которая обнадёживает и подтверждает правильность выбранного направления в решении поставленной проблемы.
Обратившись к педагогической науке, я изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности. Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Изучив специальную литературу, я выяснила что существуют
приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся. А именно: – включение учеников в коллективистские формы деятельности; – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); – умелое применение поощрения.
Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Особенности развивающего обучения:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
обучение быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик активный субъект учебной деятельности; учитель организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.
Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов, технологию адаптивного обучения и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Данную технологию я применяю для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Адаптивная технология обучения. Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя:
по управлению самостоятельной работой всех учащихся;
по работе с отдельными школьниками индивидуально;
по осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
по максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
В условиях адаптивной системы обучения, обучение это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.
Информационно-коммуникационные технологии. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:
путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому при организации урока я учитываю то, что: работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной; одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности; использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение; компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:
чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении и повторении изученного, при итоговом контроле. Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Важным и чрезвычайно тонким моментом для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им является контроль  за  знаниями учащихся. Являясь составляющей частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения учеников.
           Традиционная система, имеющая богатый опыт в области контроля результатов обучения, носит преимущественно субъективный характер, и в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворения потребности в объективной информации об учебных достижениях учащихся, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Эффективной системой контроля и диагностики знаний учащихся является использование тестовых технологий. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается оценка уровня обученности по данной конкретной теме.  
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний учащихся, использование тестовых заданий  является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Развитие новых информационных технологий позволило организовать учебный процесс на более высоком уровне. Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий (онлайн-тестирование) возбуждает интерес учащихся к математике, открывает для них новые горизонты в освоении предмета.
Современное информационно-образовательное пространство предлагает учителям огромный спектр учебно-методической литературы для создания собственных интерактивных тестов. Я использую многофункциональный онлайн конструктор тестов и опросов Online Test Pad, который позволяет создать свой онлайн тест, провести тестирование и собрать статистику, а также содержит большой выбор онлайн тестов по различным темам предмета математики.
Однако учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, спецификой каждого конкретного онлайн-теста, техникой ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.
Для реализации в условиях обычной общеобразовательной школы современных педагогических технологий на уроках математики необходимы следующие изменения:
кадровые: возможность консультаций со школьного психолога и учителя ИКТ;
научно-методические: кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики; справочниками по математике;
материально-технические: в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, учебно-познавательная, занимательная литература); наглядно-дидактические пособия (плакаты, комплекты геометрических фигур и тел;
нормативно-правовые: база нормативных документов о необходимости использования современных педагогических технологий для работы с родителями обучающихся;
информационные: возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет; электронные пособия по математике;
организационные: использование разнообразных видов учебной деятельности.







Литература.
Российская Федерация.Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 годаОдобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, 17 декабря 2010, №1897.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315



Титульник РАБОТЫ 2 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515