Статья ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ У ШКОЛЬНИКОВ


УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ У ШКОЛЬНИКОВ
Моисеева Светлана Эдуардовна,
учитель математики,
МБОУ СОШ №10 г. Дубны Московской области,
Е-mail: shkr_68@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы эффективного применения средств ИКТ для повышения мотивации к изучению математики у школьников.
Abstract: the article discusses the effective use of ICT to improve motivation to learn mathematics among schoolchildren.
Ключевые слова: самообучение, саморазвитие, мотивация, информационые технологии, компьютерная техника; self-learning, self-development, motivation, information technology, and computers.
«Невозможно заставить людей что-либо сделать –
надо помочь им захотеть сделать это»
Эдит Логоис [1]
Прежде, чем начать речь о педагогических и информационных технологиях, приведу выдержку из Федеральных государственных образовательных стандартов: ФГОС «устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности»[2].
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;…; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;…» [2]
Как же учителю сформировать эту мотивацию к обучению, как активизировать учебно-познавательную деятельность?
Учителя хорошо знают, что каждый ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Однако часто это желание быстро или постепенно угасает. Причины падения интереса к учению весьма разнообразны. Одна из них – это оторванность школьных знаний от жизни, непонимание того, как их можно применить в дальнейшем. Поэтому сегодня школа движется по пути перехода от знаниевого подхода к компетентностному. Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», — говорил академик Александр Львович Минц. Кто же поможет ему «не утонуть?»
Учитель – наставник, который поможет научиться адаптироваться в различных жизненных ситуациях, преодолевать возникающие трудности, нестандартно мыслить, развивать собственный интеллект. Учитель и ученик должны быть партнерами, двигаться вместе. Учитель, как более старший и опытный, просто стоит на более высокой ступеньке, с которой протягивает руку, помогая подняться менее опытным.
Исходя из этого, использование новых педагогических технологий может и должно осуществляться через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, его познавательная деятельность, а не преподавание.
Известный принцип 20/80, или принцип Парето — в общем виде звучит так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Этот принцип используется в анализе эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: если правильно выбрать минимум самых важных действий, можно получить значительную часть от планируемого результата [3]. Вот и перед учителем стоит задача правильно выбрать образовательные технологии, которые дадут максимальный результат.
Нужно находить такие педагогические технологии, которые бы помогли заинтересовать учащихся и замотивировать их на изучение математики. Ведь залог успеха в формировании положительной мотивации. Но положительная мотивация при изучении математики часто недостаточна, а иногда вообще отсутствует из-за того, что учащиеся испытывают значительные трудности [4].
Какие же из современных педагогических технологий играют ключевую роль в формировании положительной мотивации к изучению математики и активизации мыслительной деятельности учеников?
В своём ежегодном послании Федеральному собранию РФ президент РФ В.В.Путин сказал: « ….. влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. …..Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит, обновить содержание образования, ..» [5].
Я понимаю это так, что этих «конкурентов» нужно превратить в союзников. Но как?
В современном мире основой развития являются информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Их внедрение в различные сферы деятельности человека способствуeт возникновению и развитию глобального процесса информатизации. Этот феномен вызвал тенденции в сфере образования по формуле «образование через всю жизнь», образование нон-стоп, то есть образование без перерыва: без остановки, без пауз [6]. Чтобы дать нашим детям способность к такому образованию, необходимо ещё в школе сформировать потребность пользоваться информационными технологиями для самообучения и саморазвития.
Поэтому я остановлюсь на использовании именно информационных технологий с целью повышения мотивации учащихся к изучению математики.
Применение ИКТ на уроках математики может осуществляться в различных направлениях. Самое распространённое из них основано на использовании мультимедийных презентаций с применением разных форм представления материала (фото, видео, графики, анимации, озвучивания). Благодаря этому процесс обучения более наглядным и эффективным.
Другая возможность использования ИКТ – это проверка знаний в форме компьютерного тестирования, что позволяет ученику возможность выбирать удобный темп и получать немедленный результат, а это немаловажно. Я думаю, все учителя-предметники сталкиваются с ситуацией, когда ученики, получая тетради после проверки, интересуются только отметкой, не вникая, где допущены ошибки. Часто это происходит из-за того, что с момента написания работы до объявления результата прошло какое-то время, и ученик уже сосредоточил своё внимание на каких-то других моментах. Но если он видит свой результат сразу после проделанной работы, гораздо больше шансов, что он вернётся к тем заданиям, к которым были даны неверные ответы, и постарается переосмыслить их. Здесь же может быть реализован и дифференцированный подход к обучению. Для этого учителю необходимо всего лишь пояснить, какие задания какому уровню усвоения знаний соответствуют, и каждый ученик может попытаться перейти на более высокий уровень. Поскольку эта терминология знакома детям по компьютерным играм, это вносит в процесс выполнения задания элемент игры и создаёт определённый стимул для того, чтобы хотя бы попытаться сделать следующий шаг. Также с помощью онлайн тестов можно осуществлять подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
Использование облачных технологий дает возможность включение учеников в коллективные формы деятельности. Например, при работе над каким-либо групповым проектом можно разместить материалы на гугл-диске и обеспечить к ним доступ всем участникам проекта, включая учителя. Тем самым учитель может наблюдать за ходом работы, не влияя на её ход своим авторитетом, не навязывая своего мнения, но при необходимости подбрасывая какие-то идеи или чуть подталкивая учащихся. И поскольку учащиеся меньше подвержены стереотипам, чем учителя, может получиться гораздо более интересный и неожиданный результат, чем при работе тех же учащихся под непосредственным руководством учителя.
Применение информационных технологий как нельзя лучше вписывается в условия реализации новых стандартов. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход, в котором категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — эти слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода [7].
Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей. Обеспечить эту активность очень помогает компьютер. Ни для кого не секрет, что современные ученики зачастую владеют компьютерной грамотностью лучше, чем учителя. Причём именно «слабые» учащиеся бывают заядлыми компьютерщиками. Почему бы не использовать это для создания ситуации успеха?
У каждого ребёнка, как у всякого нормального человека, есть потребность в самореализации. Если на уроке не создаются условия для самореализации каждого ученика, то самореализоваться смогут лишь те дети, чьи возможности совпали с намерениями учителей, с их педагогическими целями. А другие ученики останутся один на один со своей неспособностью жить и развиваться в этом пространстве. Но если дать подростку возможность проявить себя, продемонстрировать свою состоятельность, причём, в той области, которая всегда была для него трудна, у него могут «вырасти крылья».
Как будто специально для таких учащихся не так давно появилась такая разновидность организации учебной деятельности, как web-квест. При выполнении заданий квеста основная часть информации добывается через ресурсы Интернет, что и делает его привлекательным для учащихся. При этом для каждого члена команды определена его собственная роль, посильная для каждого. Поэтому мотивационная функция web-квеста достаточно велика.
Чувство удовлетворения от выполнения работы, достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше. Меняется психологический и эмоциональный климат учения. Снимается напряжение, страх, чувство беспомощности.
Применение компьютерной техники на уроках математики позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Такие уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни.
Так на уроках в 5 и 6 классах учащиеся учатся при помощи компьютера строить круговые и столбчатые диаграммы. Применение компьютера позволяет наглядно продемонстрировать, что происходит при изменении данных, и таким образом превратить диаграммы из «мёртвых» кружочков и столбиков в помощников при сравнении и оценке каких-либо величин.
В 7, 8 и 9 классах исключительно удобно использовать программу Microsoft Excel для изучения статистических характеристик и обработки статистической информации.
В 7- 11 классах — школьники применяют табличный процессор Excel для построения графиков функций. Особенно наглядно можно продемонстрировать учащимся 7 класса, что происходит с графиком линейной функции, заданной формулой y = kx + b, при изменении знака и модуля углового коэффициента. Или 9-классникам исследовать расположение графика квадратичной функции y = a(x – m)2 + n, наблюдая, как меняется расположение ветвей и координаты вершины параболы при изменении параметров a, m и n. Владея таким навыком, учащиеся 10 и 11 классов уже могут самостоятельно освоить тему «Преобразование графиков» и сделать соответствующие выводы.
Безусловно, учащиеся должны научиться и строить графики «вручную». Но рассмотреть таким образом изменение поведения функций не позволяет ограниченное уроком время. Компьютер помогает решить и проблему дефицита времени.
Но каждый учитель должен понимать, что использование компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Безусловно, компьютер – это средство повышения эффективности обучения, мотивации к учению.
Но при этом, компьютер – это техническое устройство, негативно влияющее на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Поэтому важно знать меру и использовать компьютерную технику в разумных пределах.
Итак, компьютерные технологии могут:
применяться при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, то есть на всех этапах урока;
охватывать все компоненты образовательного процесса – это и проектирование уроков с использованием ИКТ, и творческая проектная работа учащихся, и задания по выбору, и конкурсы, и дистанционное обучение;
использоваться в различных формах – мультимедийные презентации; проверка выполнения как классной, так и домашней работы (контрольные и самостоятельные работы, математические диктанты, онлайн тесты);
сделать учебный процесс более эффективным и для учителя, и для учащегося;
создать психологическую атмосферу, благоприятную для поддержания познавательной активности учащихся.
Информационные технологии дают абсолютно новые возможности для приобретения и закрепления различных учебных действий, позволяют реализовать новые формы и методы, и, главное, создают мотивацию и для тех учащихся, которые любят математику, и для тех, которые ещё не знают, что могут любить математику.

Список использованных источников:
Цитаты великих людей (http://citatytop.ru/tags/jedit_logois/)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М., Просвещение, 2012. (http://минобрнауки.рф/документы/543).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Парето )
Материал по теме: Педагогический проект | Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
Послание Президента Российской Федерации от 12.12.2012 г. б/н (http://www.kremlin.ru/acts/bank/36699/page/2)
Кузнецова Т.И., Кузнецов И.А. Менеджмент качества обучения как основа управления интеграционными процессами в образовании / Т.И. Кузнецова, И.А. Кузнецов // Среднее профессиональное образование. №11.2013. С. 32-33.
Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011. -№ 4. -С. 13−27.
Образовательные технологии деятельностного типа. Реферат. (http://bibliofond.ru)