ПрзентацияВоспитание патриотизма и любви к родному краю Окружающий мир (4 класс)
«Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»Жидкова Наталья Степановна
-Что значит: Родина моя?-Ты спросишь. Я отвечу:-Сначала тропочкой земляБежит тебе навстречу. Потом тебя поманит садДушистой веткой каждой.Потом увидишь стройный рядДомов многоэтажных.
Потом пшеничные поляОт края и до края.Все это – Родина твоя,Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней,Тем больше пред тобоюОна заманчивых путейДоверчиво раскроет.( Н.Полякова.) Патриотизм:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; защита Отечества ; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. современный национальный воспитательный идеал
высокоинтеллектуальный, творческий, компетентный гражданин Российской Федерации, не отделяющий судьбу страны от своей собственной. Поэтому воспитание в школах должно начинаться с широкого и регулярного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «Россия» как в течение образовательного процесса, так и вне его.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских -тема патриотизма . В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Любить надо свою страну такой, какая она есть.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую гражданскую и познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием патриотизма проводится на уроках русского языка в каждом классе, однако объём работы различен и зависит программного материала : если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература:
«Повести временных лет» «Житие Александра Невского»
“Слово о полку Игореве”
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
И.А. Крылов “Волк на псарне”
М.А. Шолохов “Судьба человека” …
Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Формирование патриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. внеурочная деятельность
Расширению кругозора, воспитанию патриотизма способствует и внеурочная деятельность .На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться перед подвигами людей, чьим мужеством рождена и утверждена слава Родины. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни.
Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности учреждений. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека». Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Пояснительная записка Данный курс знакомит с литературой и культурными традициями родного края через художественное слово поэтов и писателей Красногорского района. Ценность курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к литературе и культуре родного края, помогает полнее осознать связь литературы с культурной жизнью родного города. Мой адрес – Красногорск
Сопоставление пейзажей России с пейзажами Красногорска и Красногорского районаПейзажи Красногорска в изображении поэтов.( 2 класс Конкурс чтецов «Мой город»Виртуальное путешествие по речной карте России.Мой дом на карте Родины.Символы родной земли. Внеклассная работа
Важнейшей составной частью образовательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, через правильно организованную воспитательную работу. …!!!
А что для вас означает Родина? «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.
Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…» (В.Песков.)
Патриотическое воспитание является одной из сложнейших социальных задач, которые приходится решать педагогам школы. Крайне важно, чтобы такие понятия, как ПАТРИОТИЗМ, честь, героизм, отечество, культура, ценность истории и традиций, учащиеся понимали и принимали полностью.
Помимо проведения тематических классных часов и дискуссий по данной теме, очень эффективным для патриотического воспитания оказывается проведение мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника отечества и другим ключевым государственным праздникам.
Активное участие в подготовке и проведении таких событий позволит вовлечь в воспитательный процесс каждого ученика и сделает процесс знакомства с содержанием понятия "патриотизм" более интересным и увлекательным.