Мониторинг личностных достижений учащихся 1-4 классов
Мониторинг личностных достижений обучающихся 1-3 классов
Слайд Лейтмотивом моей деятельности стали слова: Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры.
Внедрение ФГОС предполагает повышение профессиональной компетентности учителя по осуществлению мониторинга. Теоретическая готовность учителя к осуществлению мониторинговых процедур предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Практическая же готовность определяется в наблюдаемых действиях, которые проявляются через организаторские и коммуникативные умения. У нас накоплен опыт работы по диагностике учебных достижений обучающихся. За динамикой же личностного развития младших школьников мы ведем наблюдения с 2010 года, когда коллектив учителей лицея вступил в эксперимент по внедрению новых стандартов. Личностные достижения количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, анкетирования и получением информации от семьи. Первые шаги в этом направлении мы готовы представить Вашему вниманию.
Так, на первом этапе учитель: 1. Ставит цели мониторинговых процедур. 2. Выявляет объекты. 3. Определяет вид мониторинга. 4. Подбирает инструментарий диагностической процедуры, выбирает методики. 5. Составляет графики мониторинговых процедур. На втором этапе учитель: 1. Создает, либо подбирает анкеты. 2. Выбирает измерительные шкалы и способы качественной оценки. 3. Определяет способы фиксации их в базе данных учителя (лицея) и портфолио обучающегося .
На третьем этапе учитель: 1. Объявляет обучающимся время, место, условия, требования к проведению данной мониторинговой процедуры. 2. Проводит мониторинговые процедуры 3. Обрабатывает результаты. 4. Знакомит с результатами заинтересованных участников.
Средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных, метапредметных результатов освоения учебных программ обучающимися начальных классов и личностного развития является для нас создание «Папки индивидуальных учебных и личностных достижений».
Слайд. Миссия использования ПИУД
Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, прежде всего родителям, как ученик справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки, отношение к учебной деятельности, идет развитие нравственно-волевых качеств и пр.
Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каждый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет.
Знакомство со своими будущими учениками мы начинаем задолго до поступления их в школу. Будущие первоклассники проходят медицинское обследование, в присутствии родителей в комфортной обстановке психологи лицея определяют общий уровень готовности ребенка к школе. (Слайд)
В это время происходит первое знакомство с семьей, определяется физкультурная группа, изучаются индивидуально- личностные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития.
Показатели, используемые в мониторинге по изучению готовности первоклассников к обучению в школе:
Познавательная сфера
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Семья как ресурс адаптации первоклассника
Цена адаптации ребенка к школе
Индивидуальные особенности здоровья
Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка
Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя
Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя
Возрастное соответствие массы тела и роста
Физкультурная группа
Группа здоровья
Слайд Для всестороннего изучения готовности первоклассников к обучению в школе психологи применят разные диагностические методики, проводят анкетирование среди родителей и учителей начальных классов, выбирают форму для ввода и первичной обработки данных, заполняют карту первоклассника.
Инструментарий по изучению готовности первоклассников к обучению в школе:
Диагностические методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква»
Карта первоклассника
Анкета для учителя начальной школы (на электронном носителе)
Анкета для родителей
Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронном носителе).
Слайд. Тест Рисунок человека проводится с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: доброжелательность либо агрессивность, коммуникабельность либо замкнутость и ,конечно, об интеллектуальном развитии дошкольников.
Слайд. Тест Графический диктант: помогает определить уровень концентрации внимания, развитие у будущих школьников мелкой моторики.
Слайд Образец и правила:
Выполняя задания по правилу: нарисуй такую же геометрическую фигуру по точкам, можно определить уровень мышления и способность контролировать свои действия.
Слайд По результатам медицинского обследования и собеседования с психологом лицея 87-ми дошкольников в августе 2010 года мы получили следующий портрет первоклассника МБОУ «Лицей №17»:
Масса тела и роста соответствует норме у 83% обследованных детей. 13% детей имели массу ниже нормы. 83,7 % определены в основную физкультурную группу. 2,1% - освобождены от уроков физкультуры. Желание учиться в школе испытывали менее 50% учащихся. Хотя, еще несколько лет назад, все дошкольники мечтали скорее стать учениками. Оценка уровня общей готовности к обучению в школе по мнению родителей несколько завышена и отличается от оценки по мнению учителей. Так, по мнению учителей 22,1% будущих первоклассников с высоким уровнем общей готовности к обучению в школе, по мнению родителей – 30,2%. В то время как с низким уровнем готовности по мнению учителей 23, 7%, по мнению родителей – чуть больше 2%.
Слайд. Формирование первых классов происходит с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцированного подхода к обучению. Далее представлены результаты уровней подготовки детей к школе по классам:
Уровень
1 А
1Б
1В
Низкий
2 – 8 %
2-7 %
2- 9%
Средний
6 -29 %
5- 18 %
4 – 17 %
Хороший
16 -59 %
18 -64 %
15- 65%
Высокий
3 -11 %
3 - 11 %
2 – 9 %
В каждом классе по 2 ученика с низким уровнем готовности к обучению в школе. С высоким по 3 человека в 1А и 1Б классах и 2 ученика в 1 В классе, что составляет 9%.
Слайд. Проведён качественный анализ отдельных параметров, результаты которого представлены в таблице (дано количество детей с хорошим и высоким уровнем развития того или иного параметра):
№ п/п
Параметры
1А
1Б
1В
1
Общая осведомленность
93%
96%
91%
2
Зрительная память
56%
78%
56%
3
Слуховая память
81%
72%
87%
4
Мышление
89%
86%
96%
5
Речь
63%
60%
69%
6
Фонетический слух
100%
96%
100%
7
Произвольность внимания
48%
32%
47%
8
Мелкая моторика
41%
71%
48%
9
Мотивация
40%
83%
48%
Анализ результатов показал:
Наименее развиты во всех классах речь, произвольность внимания и мелкая моторика руки.
Подавляющее большинство детей имеют широкую осведомленность об окружающем мире.
У дошкольников достаточно хорошо развиты фонематический слух и мышление.
Однако большое количество детей с низким уровнем мотивации!!!
Слайд. Показатели по параллели представлены также в гистограмме
Диагностические материалы дошкольников служат стартовой диагностикой для мониторинговых исследований в дальнейшем.
Слайд.Таким образом, каждый учитель до встречи с классом имеет полное представление об уровне готовности к школе своих будущих учеников.
Уровень готовности к школе в 1В классе (2010г.)
После беседы с ребёнком родители получили индивидуальные консультации, а также было проведено общее родительское собрание, на котором были даны рекомендации по дальнейшему развитию ребёнка и подготовке его к школе. Внимание учителей обратили на развитие речи, произвольности внимания, мелкой моторики руки и мотивации.
Слайд. Для дальнейшего индивидуального наблюдения за развитием ребенка нами разработан Лист по формированию учебных и личностных достижений. На слайде представлен блок личностных УУД, который будет сопровождать ученика до 4-го класса.
Лист индивидуальных достижений по формированию
Личностных достижений
№
Универсальные Учебные Действия
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Личностные УУД
1
Отношение к учебе в целом
положительное
негативное
2
Темп работы на уроке
опережает темп работы с класса с высоким качеством
опережает темп с работы с недостаточным качеством
соответствует темпу класса
отстает от темпа класса
3
Оформление работ
по всем требованиям
требования частично нарушены
аккуратно
грязно
4
Домашние задания выполнялись
всегда
иногда не выполнялись
Лист заполняет учитель один раз в четверть, отмечая отношение ученика к обучению в целом, темп работы на уроке, качество выполнения домашних заданий. Т.О. наглядно представлены результаты продвижения в формировании личностных достижений. В ходе индивидуальной беседы осуществляется обратная связь с обучающимися об их личных достижениях. Важно отмечать даже незначительное продвижение, поощрять обучающихся, отмечать сильные стороны, ориентировать на успех, позволять продвигаться в собственном темпе. Одним из важных качеств личности человека является правильная самооценка своих возможностей и способностей. Ребенок с адекватной самооценкой пользуется уважением в детском коллективе, не конфликтует, имеет много друзей.
Для исследования психологических особенностей самооценки учеников 1-х классов были поставлены следующие задачи:
Подобрать диагностические методики
Провести диагностику
Обработать полученные результаты
Разработать рекомендации для родителей
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления группы риска использовались следующие методики:
Методика “Лесенка”
Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Слайд Очень интересна, несложна в обработке методика Дембо-Рубинштейн, которая позволяет наглядно представить, как оценивает себя школьник по 12-ти очень важным аспектам: Среди всех на Земле я самый Умный, добрый, активный, дисциплинированный и т. д.
Инструментарий для измерения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн:
Слайд. Результаты обследования первоклассников по выявлению уровня самооценки, по мнению учеников, учителей и родителей представлены на слайде:
Кл
Распределение первоклассников по уровням самооценки (по результатам обследования первоклассников)
Распределение первоклассников по уровням самооценки (по мнению учителей)
Распределение первоклассников по уровням самооценки (по мнению родителей)
Н
А
В
Н
А
В
Н
А
В
1а
26,3%
24,0%
41,1%
11,8%
69,1%
19,1%
11,5%
49,3%
39,2%
1б
29,1%
26,0%
41,1%
10,5%
74,5%
15,0%
8,6%
55,2%
36,2%
1в
31%
25,8%
39,2%
11%
71,3%
17,7%
8,4%
55,1%
36,5%
Анализируя данные таблицы, мы видим насколько занижена самооценка по мнению детей и завышена по мнению родителей.
Выработаны рекомендации по работе с детьми с высоким и низким уровнем самооценки. Сформировать правильную самооценку помогает учителю кропотливая систематическая работа с детьми на уроках, при проведении занятий внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий. Ярким примером могут служить «волшебные линеечки». Выполнив письменную работу в 1-м классе, ученики сами оценивают свой труд. Ставят крестик на «волшебных линеечках» за правильность, красоту, аккуратность на том уровне, который считают сами. Могут ученики оценить и трудность задания. При проверке тетрадей учитель обводит крестик, если согласен с оценкой ученика, либо ставит свой крестик выше или ниже, если не согласен с самооценкой ученика. При получении тетради очень важно похвалить тех учеников, кто смог правильно оценить свою работу. Каждый ученик имеет право высказать свое несогласие с оценкой учителя, привести аргументы, отстаивать свое мнение.
Слайд Со второго класса введены индивидуальные листы самооценки по всем предметам, которые предполагают совместное обсуждение с учителем выставление оценки.
Лист самооценки учени__ __класса
Виды
работ на уроке
Самооценка
Оценка учителя
Итоговая оценка
за урок
Словарная
работа
Работа на
компьютере
Самостоятельная
работа
Ф.И ученика___________________________________________ «__»________________200__г.
Слайд. Результатом такой работы является сравнительный анализ самооценки обучающихся с 1-го по 3 класс:
Отрадно отметить, что за это время снизился % учащихся с низкой самооценкой в 2 раза, в то время как % адекватной самооценки вырос на 23%.
Слайд. Не менее важным в обучении младших школьников является их желание получать знания.
Диагностику по выявлению мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности мы проводим один раз в год по графику.
Инструментарий мониторинга представлен на слайде (карта ученика, анкета для учеников, родителей..).
Слайд. Цель методики «Настроение» - выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваются универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника. В целом от 50 до 75% учащихся адекватно относятся к различным учебным ситуациям.
В целом положительное общее отношение к школе проявляет более 60% детей, полностью негативное 6,2%.
По отношению к отдельным урокам большее напряжение проявляется на уроках русского языка (53% «безоблачных оценок») и чтения (65,5% «безоблачных оценок») по сравнению с уроками математики (71% «безоблачных оценок») и физкультуры (77 «безоблачных оценок»).
Слайд. На диаграмме представлен сравнительный анализ уровня мотивации обучающихся с 2010 –по 2012 г.г.
Отмечается положительная динамика учебной мотивации обучающихся в период с 1-го по 2-й класс.
Слайд. Сравнительные данные о желании детей учиться (по мнению родителей) подтверждают выше приведенные исследования.
Класс
2010 -2011 начало уч. года
Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошел в школу?
2011-2012 конец уч. года
Хочет ли Ваш ребенок учиться?
Очень
хотел
Скорее хотел
Скорее не хотел
Очень не хотел
Очень хочет
Скорее хочет
Скорее не хочет
Очень не хочет
1-В
48%
34,9%
6,8%
6,8%
32,2%
56,2%
7,7%
0,6%
2-В
53%
36,2%
5,9%
5,9%
32,5%
56,4%
7,1%
0,4%
Слайд. Каждый учитель ведет мониторинг развития личностных достижений не только по классу, но каждого ученика отдельно:
1-8 блок – познавательная сфера, 9-17 – личностные достижения, 18 - уровень развития в 1 классе, 19- во 2-м. Сравнение образовательных достижений и личностного развития ученика с 1-го по 2-й класс говорит о положительной динамики в развитии конкретного ребенка.
Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Учет личностных достижений обучающихся позволяет учителю увидеть особенности их развития и тенденции, характерные для класса в целом.
На основе обобщения результатов, полученных при проведении комплексной диагностики, формируется мониторинг личностных достижений обучающихся, определяется индивидуальная траектория развития, проводится необходимая коррекционная работа. Данная деятельность позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, создает основу для его самостоятельности в индивидуальном развитии.
Следует подчеркнуть, что мониторинг сам по себе не решит всех проблем. Но обеспечивая информацию о динамике проявлений социально – значимых изменений личности обучающихся, о содержании их опыта, он может повлиять на выбор содержания, методов организации их деятельности. Именно непрерывность получения информации, анализ динамики изменений позволяет принимать оптимальные решения по совершенствованию условий и организации учебно- воспитательного процесса.
Слайд. В текущем учебном году предстоит создать инструментарий для 3 и 4 классов.
Разработать методическое обеспечения работы с результатами мониторинга личностных достижений обучающихся в начальной школе.
В заключение отметим, что овладение учителем необходимыми для осуществления мониторинга умениями позволит ему стать по- настоящему компетентным субъектом профессиональной деятельности, способным целенаправленно и качественно обеспечивать высокий уровень учебных и личностных достижений школьников.
Спасибо за внимание!
.
Уровни сформированности нравственно-оценочных представлений
Учащимся было предложено из перечисленных личностных качеств выбрать 5, которые, по мнению каждого из учащихся, характеризуют идеальную личность. Перечень качеств был следующий: аккуратность, настойчивость, ум, доброта, красота, вежливость, энергичность, справедливость, воспитанность, хитрость.
Затем учащиеся ранжировали выбранные качества по степени значимости идеала, а потом по степени значимости для себя. После ранжирования был подсчитан коэффициент ранговой корреляции и сделан вывод о сформированности нравственно-оценочных представлений учащихся данного класса.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке. Перед тестированием на уроке русского языка была проведена подготовительная лексическая работа, где в ходе беседы было рассмотрено лексическое значение каждого данного слова.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Практическая значимость Результаты проекта предназначены для использования
учителями начальных классов, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в школе)
Оказание помощи учителям в анализе индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с результатами ребенка – профилем показателей и регламентом проведения консультаций);
оказание помощи учителям в анализе полученных данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей.
оказание поддержки учителям и родителям учащихся в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку.
оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по классам школы со средними данными по муниципалитету, региону.
Личностные результаты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внут-реннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимоподдержку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.
7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем
1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональ ность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.
2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем
1. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).
2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.
4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
5. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
7. Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе
Личностные результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень
самоопрпеделение
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности
Смыслобразование
Поиск и установление смысла учения
Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»
Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю»
Морально-этическая ориентация
Знание моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации.
Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей людей с точки зрения соблюдения моральной нормы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 5Рисунок 10Объект 11Рисунок 14Рисунок 16Рисунок 17Root Entry