Мониторинг измерения личностных и образовательных достижений обучающихся
Мониторинг измерения личностных и образовательных достижений обучающихся
Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по обследуемой проблеме, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Важно отметить, что мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математическую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов.
Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга. Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга, находятся в постоянном изменении, развитии. Вторая особенность – это прогнозирование тех или иных изменений, возникающих в процессе функционирования объекта мониторинга.
Мониторинг – особый вид профессиональной деятельности, и для понимания его происхождения и его специфики важно сравнить мониторинг с другими видами деятельности психолога, такими как: исследование, экспертиза, измерение, диагностика.
Исследование, это характерный для науки способ получения нового знания, соответственно, мониторинг может быть рассмотрен как вид исследовательской деятельности (эмпирическое исследование), имеющей специфические черты. Мониторинг не опирается на гипотезу, а его главной целью является регистрация фактов без изменения условий его проведения.
Введение ФГОС диктует необходимость изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
ФГОС предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в ФГОС нового поколения, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) [5].
В настоящие время, пожалуй, единственно возможным способом отслеживания динамики сформированности у учащихся универсальных учебных действий является мониторинг.
Реализация мониторинговой программы – это сложная организационная технология, но и собственно подготовка психологического мониторинга – это также технологически выстроенная «цепочка» действий:
1. Уточнение заказа (заказчиком на мониторинг чаще всего является человек, отвечающий за результат процесса);
2. Составление плана, программы исследования (предмет, объект, метод, цикличность измерения);
3. Обоснование выборки и деление ее на группы;
4. Выделение и научное обоснование параметров мониторинга;
5. Разработка инструментария;
6. Разработка математической модели обработки данных;
7. Разработка организационной модели проведения мониторинга.
Наиболее сложными этапами в подготовке мониторинга являются уточнение заказа и разработка инструментария, так как в настоящее время критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся – это:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Для мониторинга представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений, поскольку процессы, которые определяют изменчивость показателей, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитие психических познавательных процессов имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.