Эстетическое воспитание студентов педагогических колледжей во внеурочной деятельности.


Эстетическое воспитание студентов педагогического колледжа.
В системе воспитательной работы ведущая роль принадлежит учебному процессу. Наряду с учебно-воспитательной работой план эстетического воспитания студентов предусматривает систему мероприятий во внеаудиторное время, которые связаны с учебным процессом и являются его логическим продолжением. Внеучебная деятельность студентов связана с проведением досуга, организацией отдыха, удовлетворением их разносторонних интересов. Система воспитательной работы отражена в едином плане учебного заведения, в котором поставлены конкретные воспитательные задачи на весь период обучения. Внеаудиторная работа способствует эстетическому развитию личности студента.
Важным условием, обеспечивающим воспитательное воздействие окружающей действительности и искусства, является выбор педагогически эффективных форм и методов воспитания в учебном процессе и внеаудиторной работе, т. е. способов организации деятельности студентов, в результате которой они получают эстетическое образование и воспитание, овладевают методикой эстетического воспитания обучающихся.
Внеаудиторная работа в области эстетического воспитания включает деятельность студентов в группе, в масштабах всего учебного заведения.
Вместе с тем формы и содержание воспитательной работы вуза, в частности, эстетического воспитания студентов имеют свои особенности, обусловленные возрастом студентов, уровнем их общего и культурного развития, профессиональной направленностью воспитания, общими требованиями подготовки специалистов высокой квалификации.
Внеаудиторная работа по эстетическому воспитанию должна обеспечивать высокий теоретический уровень знаний студентов, профессиональное мастерство исполнения, слияние интересов к искусству с интересом к педагогической деятельности.
Формы эстетического воспитания и образования в учебном заведении:
1) творческие мастерские по предметам: «История изобразительного искусства», «История музыкального искусства», «История театра», «Киноискусство», «Мастерская сотворчества» и т. д.;
2) лекции;
4) практические занятия;
5) самостоятельная творческая деятельность студентов в области искусства, эстетического воспитания обучающихся и самовоспитания;
6) искусствоведческие кружки, творческие объединения, коллективы;
7) экскурсии и походы;
8) конференции;
9) творческие встречи;
10) устные журналы;
12) экзамены, зачеты, творческие отчеты студентов и т. д.
Рассмотрим некоторые из этих форм.
*Факультативы по искусству значительно расширяют художественный кругозор, вызывают интерес к искусству, способствуют развитию методических умений и навыков студентов. Прослушав курс «История изобразительного искусства», студенты на педагогической практике смогут значительно чаще использовать произведения изобразительного искусства на уроках и посвящать ему внеклассные занятия.
Наши многолетние наблюдения и опыт работы показали педагогическую эффективность введения факультативов по искусству. Мы считаем, что такие предметы, как «История и теория музыкального искусства», «История изобразительного искусства», «История театра», «История и теория киноискусства» должны занять почетное место в педагогических институтах и университетах в качестве факультативных.
*Лекции и беседы по вопросам эстетического воспитания, по искусству расширяют кругозор студентов в области искусства, развивают художественный вкус, интерес к искусству, потребности в общении с ним.
Лекции могут быть посвящены одной важной теме искусства, планироваться один раз в месяц, но чаще они проводятся в определенной системе, дающей относительно законченный круг знаний в определенной области. Например, спецкурс для студентов драматического отделения факультета общественных профессий охватывал следующий круг тем лекций:
1. Введение. Театральное искусство, его значение в эстетическом воспитании.
2. Организация школьного театра.
3. Методы работы К. С. Станиславского.
4. Особенности школьного репертуара.
5. Требования к исполнительскому составу.
6. Декоративная мастерская и ее работа.
7. Особенности корреляции литературных и музыкальных произведений.
8. Значение театральных выступлений для участников и зрителей в эстетическом воспитании.
Деятельность студентов в драматическом коллективе содействует их всестороннему развитию, идейно-нравственному воспитанию, воспитанию эстетического вкуса, культуры речи, умению держаться на сцене, общей эстетической культуре. Все это способствует формированию педагогического мастерства.
Своеобразие лекций по искусству заключается в их материале. Их содержательность, высокий идейно-теоретический уровень сочетается с конкретно-образным материалом (репродукции картин на лекциях по изобразительному искусству, изучение отрывков из музыкальных произведений на лекциях по музыке, демонстрация фрагментов из кинофильмов на лекциях о кино). Анализ произведений искусства ведется в единстве содержания и формы. Например, кинофрагменты анализируются не только по сюжету, особое внимание обращается на детали, не всегда заметные кинозрителю.
В процессе обсуждения студенты учатся анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, установление сходства и различия, классификация, систематизация, они высказывают свои суждения, умозаключения, учатся убеждать в истинности своих положений. Обсуждения дают интеллектуальный и эмоциональный «заряд» в отношении к профессии учителя, к уяснению роли учителя в эстетическом воспитании учащихся.
Большое место в воспитательной работе со студентами занимают встречи с выдающимися педагогами, артистами, писателями, композиторами, художниками. Такие встречи дают много волнующих, надолго запоминающихся впечатлений, помогают проникнуть в творческую лабораторию педагога, деятеля науки и искусства, побуждают к работе над собой, к глубокому усвоению знаний, к научно-исследовательской работе, вызывают потребность в общении с искусством, интерес к нему, служат большой эмоциональной зарядкой.
Встречи с людьми искусства позволяют яснее представить себе процесс переплавки их жизненных наблюдений в художественное произведение, сценический образ, музыкальную форму. Многие выдающиеся артисты, писатели, композиторы любили встречаться с учащейся молодежью. Выдающийся русский актер Щепкин М. С. был близок к Московскому университету, посещал любительские спектакли, бывал на репетициях. Выдающиеся актеры Малого театра: Садовский, Шуйский, Самарин, Ленский, Ермолова, Федотова, Южин-Сумбатов - принимали участие в литературно-музыкальных вечерах Московского университета.Воспитательная значимость встреч заключена в силе непосредственного прямого воздействия красоты личности, живого слова. Особое эмоциональное воздействие на аудиторию оказывают общественная значимость жизни и деятельности выступающего, умение наглядно, просто рассказать об этом.
*Важным средством в воспитательной работе со студентами является экскурсия.
Построенная на принципах наглядности и самодеятельности, экскурсия расширяет кругозор студента, развивает интерес к знаниям; чувство патриотизма, коллективизма, формирует эстетическое восприятие, эстетические взгляды и вкусы.
Большое место в общей системе экскурсий занимают культпоходы в музеи, театры, приобщающие студентов к искусству, повышающие их эстетическую культуру. Именно в музее, встречаясь с подлинниками искусства, испытывает человек в полную силу воздействие художественного образа.
Экскурсия со студенческой группой должна быть тщательно организована: заранее определена цель экскурсии, достигнута договоренность с опытным, любящим искусство экскурсоводом. Целесообразно провести предварительную подготовку к экскурсии, рассказать хотя бы о нескольких экспонатах, посоветовать, на что обратить внимание. После экскурсии - обмен мнениями в беседе или в письменной работе.
При подведении итогов экскурсии важно сохранить эмоциональный настрой, углубить знания и переживания студентов. Стремление передать свои впечатления другим - хороший показатель действенного отношения к искусству. Разностороннее эстетическое воспитание будущих учителей предполагает активное посещение музыкальных концертов, спектаклей, кинофильмов с их последующим обсуждением.
*Формы музыкального воспитания: хор, музыкальные ансамбли, вокальные кружки и др.
Приобщение к миру музыкального искусства развивает художественный вкус, потребность слушать музыку, природные дарования в области музыкального искусства, способность вносить пение, музыку в жизнь, быт, в учебно-воспитательную работу школы. Хоровое пение - массовая форма музыкального воспитания учащихся и студентов. К. Д. Ушинский писал: «Какое это могучее средство - хоровое пение!.. В песне, а особенно хоровой, есть не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школах следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство, и притом чувство чисто человеческое».
Таким образом, участвуя в творческой жизни хорового коллектива, студенты знакомятся со всеми сторонами работы хора: организационной, концертно-исполнительской, вокально-технической, «внеклассной».
Студенческие вечера - наиболее распространенная форма внеаудиторной работы по эстетическому воспитанию. В них принимает участие широкая масса студентов. Определенное место в программе вечеров принадлежит искусству. Виды вечеров разнообразны: вечера, посвященные революционным праздникам, вечера художественной самодеятельности, фестивали, вечера искусств художественно-образовательного направления, вечера-встречи с работниками искусств; вечера, посвященные знаменательным событиям в художественной жизни страны и т. д.
Вечера должны отвечать потребностям студентов в прекрасном, учитывать их желания, интересы, индивидуальные особенности, в то же время развивать потребность в прекрасном. Вечер должен обеспечить богатство эстетических переживаний учащихся, их целостность, он должен быть ярким театральным праздником. Важно, чтобы и массовая часть своим содержанием продолжала тему вечера, способствовала бы пробуждению художника в личности студента. Студенты любят такие вечера, где бы было «весело и интересно», концерты с богатым и разнообразным репертуаром.
В Ульяновском музыкально-педагогическом колледже, в котором я работаю, внеаудиторная работа очень насыщена и разнообразна. Это «Посвящение в первокурсники», «Алло, мы ищем таланты», концерты в Детских домах, Доме-музее В.И.Ленина. Стало традицией проведение ежегодного музыкального фестиваля «Вдохновение», «Подснежник». В колледже созданы и работают «Мастерские сотворчества», в которых студенты под руководством педагогов учатся сочинять музыку, играть на синтезаторе. Существует Психологический театр, на занятиях которого студенты не только играют на сцене, но и познают свой внутренний мир, преодолевают психологический барьер.
Автор статьи подготовила и провела два мероприятия «Элегия» и «Колыбельная». Сценарии на моем сайте.Говоря о формах внеаудиторной работы по эстетическому воспитанию студентов, мы, разумеется, не исчерпали, да и не могли исчерпать их полностью.
В заключение следует сказать о том, что содержание и формы учебной и внеаудиторной работы оказывают эстетическое воздействие на личность при условии ведущей роли преподавателя, руководителя учебной и вне учебной работы, руководителя творческих коллективов.
Неотъемлемым качеством личности преподавателя (так же, как и преподавателя средней школы) является его нравственный облик, педагогическая этика, которая проявляется в отношениях с коллегами-преподавателями, со студентами на лекциях, семинарах, в процессе ведения индивидуальных и групповых консультаций, во время экзаменов и зачетов.
Воспитательная значимость педагогической этики незаменима. Обязательна норма поведения преподавателя, основанная на глубоком уважении к личности студента. Нравственно-деловые, морально-характерологические, чисто моральные качества преподавателя выступают и как форма связи человека с обществом, и как сильнейшее воспитательное средство.
Педагог - человек высокой профессиональной и общей культуры, являющейся составной частью его педагогического мастерства. Его эстетическая воспитанность и образованность проявляется в потребности общения с явлениями эстетического характера, в широком эстетическом и художественном кругозоре, в умении воспринимать и анализировать эстетический объект, в развитии художественно-творческих способностей, проявляющихся во всей жизнедеятельности, в знании психолого-педагогических основ и методики эстетического воспитания студентов, в развитии системы умений и навыков в организации эстетического воспитания. В воспитательном процессе, в частности, в эстетическом воспитании особое место занимает куратор студенческой группы, который находится в постоянном деловом общении с коллективом, с каждым его членом в отдельности. Куратор осуществляет примерный план воспитательной работы в группе, углубляют профессиональную направленность, повышают активность студентов в учебе и общественной работе, способствуют идейно-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию студентов. Руководитель студенческой группы продумывает содержание и формы эстетического воспитания: лекции, беседы, диспуты, вечера и т. д.
Ушинский К. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье. Берн//Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: В 2 т.