Презентация Применение современных ИКТ технологий на уроке как инструмента контроля и способа повышения познавательной активности обучающихся
Применение современных ИКТ технологий на уроке как инструмента контроля и способа повышения познавательной активности обучающихсяАвтор: Учитель информатики МБОУ Каменская СОШБайкалов Пётр Васильевич
Джордж Сэвил Галифакс. (18 июля 1630 — 10 января 1695) — английский государственный деятель: Человек лучше всего следит за собой тогда, когда другие следят за ним тоже.
Что такое проверка результатов?Проверка результатов учебной деятельности – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Другими словами это контроль знаний обучающихся, который является составной частью процесса обучения
«Правильный» контроль Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
«Хороший» контроль Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Цель контроля: состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.
Функции контроля:контролирующая;обучающая;диагностическая;прогностическая;развивающая;ориентирующая;воспитывающая.
Контролирующая функция Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Обучающая функция контроля Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Диагностическая функция контроля Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Прогностическая функция контроляПрогностическая функция контроля служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Развивающая функция контроляРазвивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление.
Ориентирующая функция контроля Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Воспитывающая функция контроля Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Принципы контроляКонтроль должен быть:Целенаправленным; Объективным; Всесторонним;Регулярным; Индивидуальным;
Целенаправленность Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.
ЦеленаправленностьЦели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: Что должно проверяться? Кто должен опрашиваться?Какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки? Какой ожидается эффект от проведения проверки?
ОбъективностьОбъективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля
Объективность контроля зависит от следующих факторов:четкое выделение общих и конкретных целей обучения;обоснованность выделения и отбора и содержания контроля; обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля; организованность проведения контроля;
Под всесторонностью контроля понимают:Охват большого по содержанию проверяемого материала. Его основных идей, усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Регулярность и индивидуальность Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.
Типы контроля:Выделяют следующие три типа контроля:внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроляПредварительный, Текущий, Рубежный (периодический) Итоговый.
Предварительный контрольПредварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом.
Текущий контроль Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Периодический (рубежный) контрольПериодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета.
Итоговый контрольИтоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Методы контроля Методы контроля - это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса
Выделяют следующие методы контроля:Устный контроль;Письменный контроль;Практический контроль;Дидактические тесты;Наблюдение;Программирование и лабораторный контроль;Проблемные ситуации.
Заключительный этап контроляЗаключительный этап контроля – анализ и оценка знаний учащихся. Именно при оценке знаний проявляется объективность контроля, и, следовательно, в наибольшей степени выполняется его воспитательная функция.
При оценке знаний учащихся мы придерживаемся следующих факторовобъективность выставляемой оценки; комментирование выставленной оценки (при этом для одних учащихсяважно, чтобы были отмечены недостатки ответа или выполненной работы, для других достоинства);значимость оценки, весомость её при выведении итоговых результатов,недопустимость случайных пятерок или двоек за забытую тетрадь, отсутствие внимания на уроке и т.д.;дифференцированный подход к учащимся при выведении оценок
Мощные психологические факторы направленного действия – это систематический контроль и ежедневное оценивание знаний
Применение компьютеровС помощью компьютера можно вести практически все виды контроля на уроках и регистрацию результатов самостоятельной работы, добиться регулирования деятельности учащихся на основе самоконтроля.
Различные формы контроля на уроках информатикиМетоды контроля результатов обучения, используемые в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".
"Проверка за столом""Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим предметам:устный и письменный зачет, контрольные работы в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят;
проверка тетрадей, требуется, чтобы материал записывался регулярно, независимо от посещений занятий, грамотно и аккуратно.домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю задание на дом по вариантам;И т.д."Проверка за столом"
«Проверка за компьютером»«Проверка за компьютером» включает в себя:работу с творческими группами на практических работах. С помощью творческих групп реализуется такие способы контроля как самоконтроль и взаимоконтроль; контрольные и самостоятельные работы за компьютером;
различные виды практических работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся;выполнение творческих работ, с помощью которых реализуется самоконтроль.И т.д.«Проверка за компьютером»
Контроль на уроках информатикиПрограммой курса выделены следующие основные разделы:1. Информация и информационные процессы.2. Представление информации в ЭВМ.3. Системы счисления.4. Основы логики.5. Архитектура компьютера6. Программное обеспечение компьютера.7. Моделирование и формализация.8. Алгоритмизация и программирование.9. Информационные технологии.10. Компьютерные коммуникации.
Информация и информационные процессыВ результате изучения первого раздела учащиеся должны уметь приводить примеры применения информационных процессов в деятельности человека, живой природе, обществе, технике. Контроль целесообразно проводить в устной форме в виде фронтального опроса, беседы или в форме тестирования.
Представление информации в ЭВМ При изучении второго раздела они должны получить представление о способах представления информации, особенностях кодирования, узнать единицы измерения количества информации. Наиболее оптимальными способами контроля здесь являются устный контроль в форме беседы и письменная проверка.
Системы счисленияПри изучении третьего раздела учащиеся должны усвоить различия в системах счисления, особенности и арифметику двоичной системы счисления. Способы контроля: письменные самостоятельные и контрольные работы.
Основы логики При изучении четвертого раздела учащиеся должны научиться представлять высказывания, используя логические операции, знать основные логические операции, представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности, объяснять назначение основных логических устройств ЭВМ. Здесь возможен письменный контроль, тестирование.
Архитектура компьютера При изучении пятого раздела учащиеся должны знать общую функциональную схему компьютера, назначение и основные характеристики устройств компьютера. Проверку знаний лучше всего проводить в устной форме или в виде тестирования.
Программное обеспечение компьютера При изучении шестого раздела учащиеся должны знать состав и назначение программного обеспечения компьютера, операционной системы, уметь работать с файлами, соблюдать правила сохранности информации при работе на компьютере. Контроль лучше осуществлять в форме тестирования, беседы в сочетании с практической работой.
Моделирование и формализация Изучение седьмого раздела должно сформировать умение строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере. Учащийся должен знать о существовании множества моделей для одного и того же объекта, знать этапы построения моделей. Контроль целесообразно проводить в форме построения модели на компьютере.
Алгоритмизация и программирование При изучении восьмого раздела учащиеся должны уметь объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов; определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд; знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов, уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей; описывать особенности различных технологий программирования; знать основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере, понимать назначение подпрограмм; знать основные операторы языка программирования.
Алгоритмизация и программирование В качестве проверочных заданий по данному разделу ученикам следует использовать не только запись на алгоритмическом языке известных им алгоритмов из курса математики, физики, но и построение новых простых алгоритмов, исправление допущенных ошибок в готовых алгоритмах, рассчитанных на конкретного исполнителя.
Информационные технологии При изучении девятого раздела учащиеся должны овладеть навыками работы с основными прикладными программными средствами (текстовыми, графическими редакторами, электронными таблицами, базами данных). Контрольными заданиями здесь могут являться практические задания, лабораторные работы, тестирование, задания на поиск и исправление ошибок.
Компьютерные коммуникации При изучении десятого раздела у учащихся должно сформироваться понятие о современных компьютерных коммуникациях (электронной почте, сети Интернет). Лучшими методами контроля здесь могут являться поиск информации по сети, обмен информацией с товарищем с применением ЭВМ, практические задания, тестирование
Рекомендации1)Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носит систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы средства контроля должны быть гибкими и вариативными.
Рекомендации 2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на всех этапах обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной оценке можно говорить об эффективности обучения
Рекомендации3) Помимо традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять контрольно-обучающие программы, т.к. с помощью компьютера можно вести оперативный контроль и регистрацию результатов самостоятельной работы на уроках;
Рекомендации 4)Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия.
Стивен Кови, — известный во всем мире специалист по проблемам руководства: Нельзя построить свое счастье на желании все контролировать