Элективный курс «Речевой этикет»
Программа элективного курса
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
(А. Сент-Экзюпери)
Речь - одна из важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображения, эмоции детей. Поэтому развитие речевых навыков учащихся является одной из главных задач школьного курса русского языка. Считаю, что развитие речи предполагает целенаправленную работу в области культуры речи. К сожалению, ученики нередко допускают грубые ошибки, отступления от норм литературного языка, не всегда точно, логично и последовательно выражают свои мысли.
Цель этого курса – обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.
Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), задания по развитию речи.
Основные задачи курса:
познакомиться с историей русского речевого этикета;
уметь употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях собеседнику;
научиться правильно вести спор;
выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы.
Оборудование и материалы:
учебники, лингвистические словари, справочники;
тестовые задания по русскому языку;
памятки по культуре речи.
Оборудование и материалы:
учебники, лингвистические словари, справочники;
тестовые задания по русскому языку;
памятки по культуре речи ( некоторые составляют дети).
№
Темы занятий
Основные
вопросы
Основные понятия
Формы работы
Проверка знаний:
виды контроля
Часы
Правила речевого этикета. Вежливость и этикет.
Для чего нужны этикетные слова?
Этикет, речевая ситуация
Беседа, анализ предложенного текста
Сочинение “вредных” советов.
1
Из истории русского этикета.
Как обратиться к собеседнику?
Исторические изменения
Лекция, конспектирование,
Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.
1
Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях
Как обращаться к собеседнику?
Умеем ли мы разговаривать по телефону?
Ситуация знакомства. Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах.
Работа в группах.
Ролевая игра.
Написание писем.
Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.
1
Умение спорить.
Разговоры со взрослыми.
Спорим или ссоримся?
Как правильно вести диалог?
Части спора
Решение проблемных ситуаций.
Работа в группах.
Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов.
1
Формулы вежливости: просьба, извинение, утешение, поздравление, пожелание, приглашение.
Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?
Формулы вежливости.
Работа в группах.
Ролевая игра.
Работа с фразеологизмами.
Составление диалога.
1
Роль мимики и жестов в жизни человека.
О чём расскажут мимика и жесты?
Мимика, жесты, позы, телодвижения.
Анализ текста художественного произведения
Сообщения учащихся.
1
Роль интонации в речевом общении, речь героев в художественных произведениях.
Знаем ли мы правила литературного произношения?
Интонация логическое ударение, пауза, мелодика речи,
Словарная работа
Работа в группах.
Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.
2
Речевой этикет других народов.
Зачем надо знать речевой этикет других народов?
Речевые ситуации.
Заочное путешествие. Сообщения учащихся.
Сформулировать практические рекомендации туристам.
1
Изменения в речевом этикете. Общение в Интернете.
Нужны ли орфографические правила?
Урок – практикум: работа в Интернете
Работа в группах.
Написать заметку “Новое в русском речевом этикете”
1
Речевой этикет – культура общения – воспитанность.
Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?
Культура общения – воспитанность.
Урок – диалог по итогам изучения речевого этикета.
Сочинение-миниатюра «Я и этикет».
1
Ожидаемые результаты обучения:
учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Информационно-методическое обеспечение программы:
Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
Львова С.И. “Позвольте пригласить вас”, или Речевой этикет. – М., 2005.
«Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
Занимательная грамматика русского языка.
Лингвистические словари.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
Учебники русского языка.
С.И.Львова «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики» - М., 2004.
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006
Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой» М., 1988
МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»
Единственная роскошь настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения.
А. Сент – Экзюпери.
Учитель: Анисимова Елена Валерьевна
Заголовок 1Заголовок 315