ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по биологии по теме Плоды и семена (6 класс)
При подготовке уроков биологии в 6 классе по теме: «Многообразие покрытосеменных растений», автором разработан следующий ряд игр, направленных на обучение и развитие внимания и наблюдательности обучающихся:
Что я за растение, (орган, плод)
Узнай растения
Собери в корзину
Совы и вороны
Ты – мне, я – тебе
Ключ к растению
Снежный ком
Нарисуй – узнаю
Карточные игры
Моделирование органов цветкового растения
Кто принёс? или Следопыт
Почемучка
Разгадай секрет
Найди и назови цветок по рисунку
Карнавал растений. Угадай!
Игры построены на разной степени самостоятельности учеников и их усложнения. Кроме уже имеющихся основ разнообразных игровых приёмов, используемых в учебном процессе [4], [5], [6], [7], автор предлагает свои разработки дидактических игр. Например,
Игра «Узнай плод»
(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме «Плоды» проводится в начале урока по группам, в парах.
Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут плоды. Игроки в каждой команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и т.д.).
Ход игры.
Учитель называет плод (его описание) и порядковый номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названный объект. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся плоды. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.
Игра «Собери в корзину плоды» (2 вариант)
(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме «Плоды» проводится в начале урока по группам, в парах. Оборудование: натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата, апельсина, плоды подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д. На партах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды.
Ход игры.
Учитель дает задания (варианты заданий) каждой паре (группе) учеников. Те, кто справились, поднимает руку. Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды(костянка, абрикос, вишня, слива, персик….)Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)
Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания самостоятельно разбирают задания.
.
1 2 3 4
Рис 2 Разработанный фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Игра «Кто принёс?» или «Следопыт»
(разработка игры для урока по теме: «Распространение плодов и семян»)Особенности проведения: Игра - мозговой штурм, игра в группах.
Оборудование: натуральные плоды (и семена), фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата, огурца, подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д.Ход игры.
Играющие распределяются на две команды. Каждой команде кладут семена, плоды. Задача команд - определить по внешнему строению семян, плодов их вероятность прорастания в данном месте. Следопыты описывают свои объекты и выдвигают наиболее вероятные версии распространения семян (вода, ветер, животные, человек, саморазбрасывание).
Игра «Почемучка» /как вы считаете…
(разработка игры для урока по теме: «Плоды») Особенности проведения: для введения в новый, неизвестный материал, либо для закрепления материала. Проводится индивидуально, по группам.
Оборудование: рисунки (макеты) вилка капусты, томата, клубня картофеля, стручков гороха и капусты, коробочки мака и других плодов. Рабочая тетрадь (разработанная учителем) для ученика.
Ход игры.
Учитель задаёт вопросы ученикам по заданной теме. Вопросы формулирует таким образом, что для ответов на них необходимо внимательно изучить рисунки и подписи к ним. Ученики должны найти подсказку в учебнике, дать свои варианты ответов на вопросы учителя и задать ему свои вопросы.
Вопросы-задания учителя:
Рассмотрите рисунки (макеты, настоящие объекты). Как вы считаете…
Под какими номерами даны изображения плодов?
Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?
Ответы учащихся:
Клубень картофеля – не плод, у него нет семян, это видоизменённый побег, его плод – ягода как у томата. У гороха плод - стручок. У мака плод - коробочка. Вилок капусты – это побег, её плод – стручок. Малину и землянику мы называем ягодами. Однако, по строению плод малины – это сочная многокостянка на сухом цветоложе, у земляники плод – многоорешек с мясистым цветоложем.
Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания самостоятельно разбирают картинки и задания к ним. Во время игры «Почемучки» учащиеся демонстрируют свои знания по пройденной теме и обсуждают возникшие у них вопросы вместе с классом и учителем.
ПОЧЕМУЧКА
Рассмотрите рисунки. Как вы считаете…
Под какими номерами даны изображения плодов? Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?
1 2 3 4 5
Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам. Почему?
____________________________________________________
Рис. 1 Разработанный фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Интерактивное обучение с использованием игр, позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Разработанные и апробированные уроки ботаники с интерактивными дидактическими игровыми элементами, показали, что обеспечивают включение учащихся (даже пассивных) в активную познавательную деятельность, повышая их уровень мотивации к предмету, с использованием дидактических игр и рабочей тетради. Применение различных интерактивных форм и методов с использованием дидактических игр, позволяет каждому ученику перейти на более высокий уровень знаний.
Результаты интерактивного педагогического процесса с использованием разработанных дидактических игр по биологии (6 класс) подтвердили свою эффективность.