Открытый урок Семена и плоды (1 класс)
Урок познания мира.Класс 1Тема: Семена и плоды.Форма урока: стандартная.Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока: Образовательные:• повторить и закрепить знания учащихся о группах растений, частях растений и их значении, условиях, необходимых для роста и развития растений;• познакомить учащихся с многообразием плодов и их видами;• сформировать знание, что плоды образуются на месте цветка, а семя находится внутри плода;• раскрыть значение плодов и семян для человека;• формировать навыки исследовательской деятельности.Развивающие• развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения;• развивать умение вести записи в тетрадиВоспитательные:• создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку познания мира путём вовлечения каждого в активную деятельность;• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, любознательность;• воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;• прививать навыки здорового питания;• прививать бережное отношение к природе.Ход урока:I. Вводная часть1. Организационный момент.Прозвенел уже звонок,Начинается урок.Мы друг другу улыбнемся,За работу все возьмемся.Здравствуйте, ребята! Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь на места, начнем урок.2. Сообщение темы и задач урока.Сегодня у нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое. Спорить и доказывать. II. Основная часть.3. Актуализация опорных знаний.а) Фронтальный опрос.- Что мы сейчас изучаем на познании мира?Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.- На какие группы делятся растения? Приведите примеры.- Какие условия необходимы для жизни растений?- Из каких частей состоит растение? (собрать части вырезанные из цветной бумаги пазл)- Для чего растению нужен корень? (закрепляет растение в почве, добывает из почвы питательные вещества).- Зачем растениям нужен стебель? (стебель – проводник: по нему питательные вещества поступают от корня к органам растения, а от листьев назад к корням).- Какую пользу приносят листья растению? (в листьях образуются питательные вещества для растения, через листья растение дышит, листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается).- Почему осенью листья желтеют и опадают? (не хватает питательных веществ, т.к. хлорофилловые зерна прекращают свою работу из-за недостатка солнечного света и тепла).б) Индивидуальный опрос. Графический диктант. (да +, нет -).1.Растения живой организм.2.Растения делятся на три группы: деревья, кустарники, травы.3.Кустарники имеют один стебель.4.Стебель является проводником питательных веществ.5.Корень – это подземная часть растения.Самопроверка по ключу, выставление оценок. Обратная связь – результат.4. Физминутка.Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы».Если я называю дерево, вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите кустарник – разводите руки в стороны, травы – приседаете.Дуб, малина, одуванчик, сирень, береза, подорожник, секвойя, банановое дерево.5. Постановка проблемы.- Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе. (яблоко, банан, груша, орехи, желуди).-Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (плоды).- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?- Сегодня на уроке мы изучаем плоды и семена и их виды.Запись темы урока на доске и в тетрадях.6. Изучение нового материала.а) Плоды.Вот маленькое семечко попало в землю. Как только становится тепло, светло, достаточно влаги, что происходит с семечком? Оно начинает прорастать. Семечко пускает корешки, укрепляясь в почве. Затем появляются всходы, потом первый листик, второй листик, стебелек и растение растет и развивается. Что же появляется у выросшего взрослого растения? Цветочек, который радует нас своей красотой. И вот цветочек отцвел, а на месте цветка что-то начинает расти. Как вы думаете, что это? Это плод.На месте чего появляется плод?Таким образом, плод – это орган растения, который развивается из цветка.Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному и в разных количествах. По форме и размеру плоды тоже бывают разными. То есть у каждого растения свой плод, который отличается от других.Ученые биологи решили разделить плоды на два вида. Попробуйте вы определить эти виды. Посмотрите на плоды у меня на столе и на плоды у вас на парте. Что вы можете о них сказать?Значит, плоды делятся на сухие и сочные. Запись на доске, запись в тетради.К сухим плодам относятся (вывешиваю картинку): желудь, все виды орехов, кукуруза пшеница, фасоль, горох. Запомните ребята, что у пшеницы плодом является не весь колос, а зерно внутри его и у кукурузы - плод не весь початок, а зерна находящиеся внутри.Нарисуйте сухой плод в тетради.К сочным плодам относятся (вывешиваю картинку) назовите сами.-Как вы думаете, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок).Нарисуйте сочный плод в тетради.Дидактическая игра «Сухой, сочный».Я показываю картинку с изображением плода. Если он сухой, вы сжались. Если плод сочный, расправили плечики и руки поставили на локоток на парту. (яблоко, земляника, горох, виноград, орех, апельсин, желудь, помидор, огурец).Таким образом, плоды – это орган растения, который образуется из цветка. Плоды бывают сухие и сочные.А еще мы сказали, что плоды бывают разные по размеру и количеству.О самом большом плоде на земле расскажет Никита.Самым большим плодом на Земле является плод пальмы, которая растет на Сейшильских островах. Это высокая медленнорастущая пальма. Цветы собраны в пучки, и цветение растягивается на 8 – 10 лет. На месте цветов образуется плод, который созревает в течение 7 – 10 лет и достигает веса 13-18 кг. Созревшие плоды люди используют в пищу, а из кожуры делают посуду. (рассказ сопровождается показом картинок).О самом маленьком плоде на земле расскажет Таня.Самый маленький плод на Земле у орхидеи, которая растет на стволах и ветвях других растений. Орхидея очень красивое растение, которое цветет месяцами. На месте цветка образуется стручок, в котором находится до миллиона мельчайших плодиков, размером меньше 1 мм. (показ картинки).- У какого растения самый большой плод? А самый маленький?Итак, мы изучили плоды и их виды.б) Семена.А теперь переходим к практической работе и выясним, что же находится внутри каждого плода.Возьмите плод подсолнечника, вскройте его и посмотрите, что находится внутри.Возьмите плод вишни , вскройте его, что увидели?А теперь съеште дольку мандарина. Что находится внутри?Посмотрите, я разрезаю яблоко. Что вы увидели?Значит, какой можно сделать вывод? Что находится внутри плода?Внутри плода находятся семена.Когда вы вскрывали плод желудя и подсолнечника, сколько там было семян?А сколько семян вы увидели у мандарина и яблока?Значит, плоды бывают односемянные и многосемянные. Запись на доске. Запись в тетради.- Сколько семян у огурца, помидора, арбуза, черемухи, вишни, сливы? (вывешиваю картинки под видами).Нарисуйте односемянные плоды и многосемянные плоды в тетради.- Как вы думаете, для чего растению нужны семена?- Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?Поэтому, подумайте ребята, прежде чем сорвать цветок, потому что вы лишаете его будущего плода, который пригодился бы человеку или животному, лишаете его продолжения жизни.Поиграем в игру «Чьи это детки» в) Питание человека.Питание человека очень разнообразно. А растительная пища для него необходима. Многие плоды мы употребляем в сыром виде – это очень полезно для здоровья 7. Первичное закрепление.Карточка – тест.1.На месте чего образуется плод?а) стебля; б) цветка; в) листа.2.Какие бывают плоды?а) сухие; б) мокрые; в) сочные.3.Где находятся семена растения?а) внутри плода; б) на корнях; в) на стеблях.4.Для чего нужны семена?а) употреблять в пищу; б) для размножения растения; в) для изготовления поделок. III. Заключительная часть.8. Домашнее заданиеНарисовать 3 сочных плода, 3 сухих.Вспомнить сказки, в которых встречаются плоды.9. Итог урока.- С какими органами растения познакомились? - Как вы считаете плод и семя – это важные органы растения?Конечно, и корень, и стебель, и лист, и плод, и семя – все органы важные, у каждого своя задача, чтобы растение росло и радовало всех. Спасибо за урок!