Методическая разработка урока Давайте говорить друг другу комплименты

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты».

Цель:
изучение комплимента как речевого жанра, являющегося ступенью к созданию похвального слова;
формировать умение составлять комплименты на основе изученных приемов;
развитие интереса к комплименту как речевому жанру, помогающему увидеть «высокое в мире».

Ход урока:

I Слово учителя.
Здравствуйте всем!
Что особого тем я сказала?
Просто здравствуйте, больше я ничего не сказала!
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалось жизнь?

Кто попытается ответить на эти вопросы?
Вывод: Теплая, душевная обстановка, в которой формируются вечные человеческие ценности, которые помогают увидеть прекрасное в мире.

II Песня Б.Окуджавы «Пожелания друзьям».
Ребята, вы прослушали песню на слова Б.Окуджавы, который стоял у истоков бардовской песни, его часто называли романтиком, потому что в его песнях мы, люди, оказываемся выше, чище, добрее.
И эта песня высветила нам тему урока. Какую?
«Давайте говорить друг другу комплименты».
Сформулируйте цели нашего урока.
Эпиграфом к уроку я взяла восточную мудрость:
Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои.

III Новая тема.
Дома я просила найти определение комплимента. Так что же такое комплимент? В словаре Ожегова мы читаем «Комплимент – это особая форма похвалы. Выражение одобрения, уважения, признания или восхищения, любезные, приятные слова».
Комплимент, ребята, - это простое, но очень мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми, создают настроение в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным, но всегда правдивым.
Комплименты бывают нескольких видов:
Прямые (хвалят тебя). Ты сегодня прекрасно выглядишь!
Косвенные (хвалят то, что ты делаешь). Ты знаешь здесь больше всех!
Скрытые (хвалят общее дело). Какие мы молодцы!
Комплимент – сравнение (сравнить кого-то с кем-то). Ты всегда безупречно одет, как Джорж Клуни.
Комплимент – критика (сначала похвалить, а затем указать на недостатки). Ваше сочинение показалось мне интересным, но я попрошу вас доработать его.

Веселая физминутка.
жестами и мимикой выразите восхищение;
попрощайтесь;
покажите мне согласие и несогласие;
укажите на чью-то глупость.

Существуют, ребята, и правила произношения комплемента. А какие вы знаете правила?
произносить уверенно, не краснея и не бледнея;
комплимент должен быть однозначным, без подтекста;
комплимент не должен звучать как поучение, так как это жанр речевого этикета и должен подчеркивать воспитанность и внутреннюю культуру.
А как мы должна отреагировать на полученный комплимент?
ответь на комплимент сразу, чтобы собеседнику захотелось и дальше говорить добрые и светлые слова;
ответ должен быть обязательно искренним.
«Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их в течении всей жизни», - говорил Корнеги.

IV Закрепление.
- А как вы считаете, легко ли говорить комплименты?
- А от кого вы чаще всего слышите комплименты?
- Часто ли вы говорите комплименты? Кому и какие?
Ребята, в речевом этикете важно учитывать национальную культуру.
Например:
В Индии польстить женщине, если сравнить ее с коровой, а ее походку с походкой слона (власть, сила).
Хороший комплимент японке – сравнить ее со змеей, а татарку или башкирку сравнить с пиявкой, олицетворяющей совершенство форм, движений, пластику и гибкость.
Обращение к женщине «гусыня» - для русской женщины – оскорбление, а в Египте –это ласковый комплимент (размеренность, покой, тишина).

V Игра.
Игра 1.
Работа в парах.
Сформулируйте и подарите комплимент друг другу.
Игра 2.
Мешок букв. Участники вытаскивают букву и на эту букву говорят друг другу комплименты. Побеждает пара, кто больше скажет комплиментов.

VI Итоги игры.
Мы постарались подарить друг другу комплименты и вернемся к эпиграфу урока. Как связана восточная мудрость в темой нашего урока?
Вывод: Если мы будем говорить добрые слова, светлые, слова восхищения, жизнь будет чище, мы научимся видеть прекрасное вокруг нас. Грубость не несет в себе радость жизни.

VII Итоги урока.
Подводя итоги, мне еще раз хочется обратить ваше внимание на то, что комплимент – это жанр речевого этикета, умение использовать этот жанр в речевом этикете позволяет нам чувствовать себя комфортно. Комплименты, произносимые нами, - есть мостики, с помощью которых мы можем привлечь к себе людей, завоевать их дружбу, научиться видеть высокое в жизни.

VIII Рефлексия.
Узнал Хочу узнать
Насколько актуальна тема нашего урока?

IX Оценки за урок.
Домашнее задание по группам:
записать два комплимента;
по одному комплименту на каждый вид;
комплимент в виде четверостишия.










15