Статья на тему Геополитические последствия распада СССР
Геополитические последствия распада СССР.
С геостратегической точки зрения Россия отождествляется с самой Евразией, совпадает с геополитическим понятием Heartlend или по Макиндеру, «Географической осью истории». Она объединяет евразийский Запад и евразийский Восток, являясь самостоятельным, особым геополитическим организмом – ни Востоком, ни Западом – со своей особой культурой «Срединной империи». История многократно ставила перед российской государственностью самые трудные задачи. И, тем не менее, Россия, ведомая русским народом, находила силы вставать с колен, преодолевать препятствия, социальные потрясения и набирать новые силы.
Прежде чем приступить к анализу современного геополитического положения представляется необходимым перечислить «чисто» геополитические потери России от распада СССР.
Они заключаются в следующем:
1. Утрачено более 5 млн. км, территории.
2. Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Чёрному морю.
3. В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Чёрного, Каспийского, Балтийского.
4. Произошёл «сдвиг» всей нашей территории на север и восток.
5. Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе.
6. На новых рубежах России появилось несколько маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей. В итоге Россия, как и СССР, вынуждена в тяжёлых условиях оставаться для них донором.
7. Русская нация вошла в число «рассечённых народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад – Восток».
8. На юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма. Это противостояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а в перспективе такая ситуация возможно сложится и в других республиках Средней Азии.
9. На востоке России – «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек живёт на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира – КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают в таких цифрах: от 150 тыс. человек до 2 млн. (например, так считают эксперты Института Европы РАН).
10. Россия получила необустроенные границы.
11. Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России.
12. Катастрофическое ослабление экономического, демографического, научного, технического и оборонного потенциала России.
13. Усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет 1:14. В перспективе можно ожидать ещё большего разрыва в доходах.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: геополитическое положение России сравнительно с положением СССР резко изменилось в худшую сторону. Кроме того, геополитическая уязвимость России имеет тенденцию к возрастанию.
Геополитические угрозы современной России.
Нынешняя Россия – фрагмент СССР. Бельгийский геополитик Жан Тириар сравнивал СССР с плиткой шоколада, где его дольки – бывшие союзные республики. В 1991 г. плитка была разломана и в распоряжении России осталась только одна долька. Сегодня Россия отброшена к границам 16 века. Натовским самолётам сейчас требуется только минута, чтобы достичь Калининграда, около12-15 минут – Москвы. Вслед за странами Восточной Европы и Прибалтики в НАТО стремятся войти Украина, Грузия и Азербайджан, т. е. агрессивный блок стремится охватить Россию с трёх сторон: запада, севера-запада и юга.
Западные границы России нельзя пока считать определившимися. Об этом свидетельствуют недавние территориальные претензии Эстонии и конфликт с Украиной в Керченском проливе из-за косы Тузла. До сих пор не чётко не определены границы континентального шельфа и экономических зон между Россией и Норвегией. Это обстоятельство приводит к многочисленным конфликтам между государствами. Яркая иллюстрация тому – инцидент с Российским рыболовецким траулером «Электрон».
Нельзя сказать, что достаточно защищены южные границы России. Через горные перевалы Кавказа регулярно переходят отряды исламских радикалов, которые существенно влияют на дестабилизацию обстановки в северо-кавказских республиках. Прежде всего, в Чечне, Дагестане, Ингушетии. Отношения с единоверной Грузией имеют постоянную тенденцию к ухудшению. Неопределённость статуса Абхазии и Южной Осетии, притом, что значительное количество жителей этих республик имеют российское гражданство способно привести когда-то дружественные народы на грань войны.
Самую длинную сухопутную границу Россия имеет с Казахстаном. Её колоссальная протяжённость не позволяет поставить надёжный заслон потоку наркотиков, которые идут из Афганистана и Средней Азии через территорию Казахстана в Россию.
Российско-китайская граница также вряд ли может считаться достаточно обеспеченной. Ожидается, что к середине 21 в. население Китая достигнет 1,5 млн. Значит, Поднебесной нужны новые территории. А они есть только на Севере и Дальнем Востоке. Следовательно, России можно ожидать усиления потока нелегальных мигрантов с юга.
Предельно остро стоит территориальный спор России и Японии из-за Курильских островов. Передача 4-х островов представляет угрозу территориальной целостности России, а в геополитическом плане превращает Охотское море в Каспийское, т. е. в большой замкнутый водоём. Русский военно-морской флот на Дальнем Востоке будет отрезан от Тихого океана. Кроме того, акватория и шельф Курильских островов являются одним из ключевых мест добычи морепродуктов.
После распада СССР на постсоветском пространстве появилась новая форма межгосударственного объединения - Содружество Независимых Государств. Однако нарушение экономических, социальных и культурных связей России с бывшими союзными республиками ставит под вопрос перспективы существования этого образования. Специалисты предсказывают такие варианты развития событий:
1. Полная дезинтеграция союза – останутся лишь минимальные двусторонние связи.
2. Дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер.
3. Постепенное исчерпание дизентаграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения, вплоть до политического объединения государств СНГ. (Вначале России и Белоруссии, затем с Казахстаном, Арменией и Киргизией).
Полная дезинтеграция стран Содружества может способствовать, вслед за другими республиками, распаду России. В данном случае начнётся «выпадание» из России целых регионов: Татарстана, Башкортостана, Якутии, Калининградской области и т. д. И тогда буквально по замыслу З. Бжезинского на территории нынешней России могут возникнуть несколько «самостоятельных Россий» со своими экономическими и политическими интересами.
Дезинтеграции страны способствует то обстоятельство, что большинство районов России не просто депрессивные, а бездействующие. Это Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия. В Ингушетии, например, на каждое рабочее место приходится 197 безработных.
Богатые регионы стремятся выделится, получить особый статус выхода на мировой рынок (Якутия), добиться национально-государственного образования (Татарстан, Башкортостан и др.) или отделения (Чечня). Бедные регионы стремятся получить больше дотаций из центра. Но Москва – самый богатый регион России, в котором вращается 80% капиталов всей страны, не спешит налаживать эффективное экономическое взаимодействие субъектов федерации. Это обстоятельство вызывает в провинции естественное недоверие к способности и желанию центра выполнять свои столичные функции и провоцирует сепаратистские тенденции.
Растянутость коммуникаций России (особенно в Сибири и Дальнем Востоке), затруднение передвижения людей (прежде всего по экономическим причинам) значительно способствуют дезинтеграции страны. Поэтому и «дальневосточный торс» и в целом «сибирский хребет» России не так уж надёжны и прочны. Действительно, если завоз зерна и топлива на Дальний Восток из центра дороже, чем из США и Японии, зачем Дальнему Востоку центр?
Демографическая ситуация в России также не вызывает оптимизма. По данным Госкомстата , население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран ближнего зарубежья – Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает: за 1997 год оно уменьшилось почти на 1,5 млн. человек, за 2000 г. – почти на 1 млн. человек, а за 2005 г. на 700 тыс. На 2005 г. в России проживало около 142 млн. человек. К тому же распределено население крайне неравномерно. В районах Севера (40% территории России) проживает только 8 % населения. На российском Севере добывают более 90% газа, 75% нефти, 90% олова, производится половина лесопродукции. В целом в регионе производится 20% национального продукта страны. Складывается парадоксальная ситуация: есть огромные ресурсы, но разрабатывать их некому. У российских соседей может возникнуть вполне законный вопрос: если Россия не в состоянии освоить свои огромные территории, то не пора ли уступить их тем, кто в состоянии это сделать?
Ещё один негативный фактор влияющий на геополитическое положение России – продовольственная зависимость РФ. По оценкам специалистов, 30% ввозимых продуктов питания из-за рубежа – уже угроза национальной безопасности. Россия этот рубеж давно перешагнула. В 2001 г. она ввозила из-за рубежа более 50% сельскохозяйственной продукции. А в Москве и Санкт-Петербурге эта планка поднялась до 70-80%.
Один из главных геополитических факторов современности – экономический. Известно, что наибольший промышленный потенциал создан в США, странах Европы и Японии. Россия сейчас занимает место где-то в третьем десятке стран мира. Если раньше СССР ежегодно выпускал 67% промышленной продукции относительно США, то сейчас этот показатель равен 6%. К 2000г. доля России в объёме общемирового производства была чуть более 1%, тогда как доля США - около 20%. В 1990 г. валовый внутренний продукт СССР уступал американскому на одну треть, а российский сегодня – уже в 20 раз!
По сей день действует такой геополитический фактор, как ослабление научно-технического потенциала страны. Осенью 2004 года Президент В.В. Путин на заседании Госсовета по поводу ситуации в науке привёл следующие данные. За последние 10 лет финансирование науки сократилось в 10 раз и в настоящее время оно в 200 раз ниже, чем в США. Число научных сотрудников сократилось втрое, за последние пять лет – на восемьсот тысяч, а средний возраст работающих в науке достиг пятидесяти шести лет.Численность русской науки ныне составляет не более шестисот тысяч человек, основная часть научного оборудования старше двадцати лет. По данным В. Маркусовой вклад России в мировую науку за пятнадцать лет сократился в пятнадцать раз и ныне составляет 3,75%.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: все геополитические факторы имеют для России крайне неблагоприятный характер и в уже недалёкой перспективе будут угрожать не только существованию России, как мощного и самостоятельного субъекта геополитики, но и её существованию, как независимого государства. Кроме того, по словам А. Зиновьева: « Западная власть обладает огромными финансовыми средствами А постсоветская власть – нищая. Она распоряжается мизерными средствами, тратя их в основном на себя. Она не способна на серьёзные дела в масштабах страны. Она не способна сохранить целостность и суверенитет страны. Она зависит от западных подачек и фактически сохраняется благодаря поддержке со стороны Запада, включая военные силы Запада и потенциальную угрозу пустить их в ход»
Самый сильный игрок современной международной политики – Соединённые Штаты Америки. Какое место занимает Россия в геополитике единственной сверхдержавы современного мира?
Очевидно, что сильная, самостоятельная и процветающая Россия Соединённым Штатам не нужна. Кому нужен конкурент в борьбе за мировое господство? В этой связи З. Бжезинский в своей работе «Великая шахматная доска» пишет: «..российской политической верхушке следует понять, что для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы. Ввиду колоссальности размеров и неоднородности страны децентрализованная политическая система на основе рыночной экономики скорее всего высвободила бы творческий потенциал народа.. такая, децентрализованная, Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединится в империю.» Далее автор предлагает расчленить территорию России на три части: Европейскую, Сибирскую и Дальневосточную республики. Понятно, что реализация этих идей приведёт к концу истории Русского государства, русского народа и русской культуры.
Самым сильным механизмом, который должен заставить Россию идти на верёвочке к цели обозначенной США – её долги международным инвесторам. Такое положение заставляет правителей РФ быть сговорчивыми и идти на геполитические уступки Западу. По мнению того же Бжезинского формальное (вот справедливая оценка объективной роли России!) членство в большой восьмёрке и совершенствование механизма принятия политических решений в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе должны побудить Россию занять конструктивную позицию в вопросах политического и военного сотрудничества в Европе. По прежнему блокируется доступ России на американские рынки высоких технологий, включая рынки оборонного и стратегического сырья.
Существенную роль в отношениях России с США и его союзниками (блок НАТО) играет процесс расширения НАТО на Восток. В этой стратегии будущий расширенный альянс является «многоблочной» вершиной монополюсного миропорядка, где США – супердержава, не имеющая реальных конкурентов-соперников ни в Европе, ни в Азии. Сегодня Североатлантический альянс находясь под контролем Соединённых Штатов является инструментом их политики по расчленению России. Именно по этой причине Россия не должна допустить расширения альянса.
Места для России в НАТО не может быть никогда, так как её включение в блок привело бы к выключению из него США. Причин для этого много, хотя бы то, что геополитические интересы стран Западной Европы и Востока ближе, чем интересы Европы и США. Так, страны Европы в энергетическом отношении привязаны к России, а в разрешении глобальных экологических проблем Европа финансово и экономически теснее связана с РФ, чем Штаты. Однако в военном отношении для Западной Европы всё ещё характерен синдром «русского медведя». В этой связи присутствие в НАТО России сделает для большинства стран Европы их членство в блоке бессмысленным, так как сейчас они находят оправдание вступлению в альянс, как способ ухода от военного влияния России.
За последние 15 лет в неблагоприятную сторону изменился климат отношений России и Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, и др.). Эти страны вошли в сферу влияния Запада, который по сути дела превратил их в «санитарный кордон» между Востоком и Западом. Вхождение этих стран в НАТО на правах «бедных родственников», экспансия в их экономику развитых стран (прежде всего Германии) в перспективе может привести к многочисленным конфликтам, способным взорвать общестратегическую обстановку. Эту угрозу Россия также должна учитывать.
Пристальное внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион, особенно в связи с вхождением Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО. В этих государствах преобладает мнение, что только членство в Североатлантическом альянсе может гарантировать им независимость и суверенитет от потенциальной агрессии с Востока. Этот аргумент является надуманным, так как возрождение экономики России диктует её курс на углубление мирных отношений со своими соседями. А вот заверения, которые Россия получает от Запада, «что русским надо перестать нервничать» по поводу расширения НАТО и «перестать смотреть на Балтийский регион, как коридор для вторжения иностранных армий», не могут восприниматься всерьёз. История знает немало случаев, когда вслед за подобными успокоительными заявлениями начинались кровопролитнейшие войны.
Одним из важнейших геополитических приоритетов России остаются Балканы. Этот регион чрезвычайно важный с геополитической точки зрения. Балканы позволят держать под геостратегическим контролем все коммуникации на Средиземном морем и над ним. В центре внимания России есть несколько важных целей: не допустить дипломатическую изоляции Москвы в Белграде, Сараево, Софии, сдерживать аппетиты Запада, вмешивающихся во внутреннюю политику славянских народов, обеспечить ведущую роль России в балканской игре, в частности помешать атлантистам навязать сербам и болгарам решение их безопасности, которое исключало бы присутствие здесь Москвы, в международном плане добиться того, чтобы судьбы славянских народов прежде всего определял Совет Безопасности ООН, а не США, Германия или Англия. С геополитической точки зрения наибольший смысл для России имеет поддержка единоверной, этнически и культурно близкой Сербии, так как это даёт возможность присутствовать на Балканах и играть там решающую роль. А сильная Сербия служит важным противовесом
нарастающему влиянию Турции в Чёрном море. Однако в силу ряда причин геополитической инициативой на Балканах владеют США и Германия. Россия вынуждена ограничится незначительной ролью в международных силах под командованием НАТО.
За последние десятилетия до статуса мировой державы возвысился Китай. Поднебесная превратилась в серьёзную угрозу, способную повлиять на геополитическое положение России в мире и на ситуацию внутри неё. По оценкам специалистов через какой-нибудь десяток ВВП Китая достигнет 10 трлн. долл., а США – 9, 7 трлн. Таким образом, вскоре Китай станет самым крупным экономическим полюсом. Принципиальные факторы определяющие отношения России и Китая – демографический и ресурсный. Из 1, 2 млрд. населения Китая 250 млн. – безработные. Такое социальное явление порождает, как правило, настроения эмиграции. «Под боком» у китайцев огромные и малоосвоенные территории Сибири и Дальнего Востока. Нетрудно догадаться, куда пойдёт основная волна китайской эмиграции. Впрочем, если называть вещи своими именами, уже сейчас идёт тихая, ползучая китаизация приграничных земель России, особенно Приморья. Китай испытывает огромный дефицит природных ресурсов. Где их взять? Конечно же, там где ресурсов много – Сибирь и Дальний Восток. Всё это позволяет с определённой долей осторожности сделать вывод, что Китай является потенциальным геополитическим противником России на Дальнем Востоке.
Потенциальную опасность представляют отношения России с исламскими соседями – Турцией, Ираном, Ираком и Афганистаном. В 90 –е годы 20 века в Турции появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Великий Туран должен объединить балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, чеченцев и т. д. весь Северный Кавказ плюс население государств Центральной Азии, а также Татарию, Башкирию и Якутию. Нельзя недооценивать опасность таких идей: в РФ проживает более 20 млн. мусульман. Правда Анкара не располагает достаточно мощными экономическими, финансовыми, техническими и другими рычагами, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Но поддерживать сепаратистские тенденции в исламских республиках России она в состоянии, что и доказала поддержкой чеченских экстремистов.
Как известно, после распада СССР Вашингтон объявил Каспийский регион зоной своих стратегических интересов. Безусловно, политика США на Каспии будет направлена, прежде всего, Ирана и России. Это обстоятельство вынуждает Москву и Тегеран объединиться против американской экспансии на Каспии. Американцы свели к минимуму выходы России к Черному и Балтийскому морям. Геополитическое сотрудничество с персами позволит России выйти к тёплым морям и прорвать удушающие объятия западной «анаконды». Другой объективный фактор, сближающий интересы наших двух государств: Иран – одна из самых полиэтнических стран мира и этническая напряжённость не обошла его стороной. Поэтому обе страны заинтересованы в умиротворении национальных конфликтов на их рубежах: афгано-таджикского и кавказского. Сотрудничество России и Ирана в сфере ядерной энергетики и продажа российских вооружений свидетельствуют о том, что российско-персидские отношения имеют долгосрочную перспективу.
Другой потенциальный союзник России на Ближнем Востоке – Ирак. Раньше эта страна была нашим главным партнёром в этом регионе. Руками советских специалистов в ней создано 70% всех промышленных объектов, построены электростанции, иракская армия была вооружена советским оружием. Сегодня объём торговли России и Ирака минимален. После вторжения американцев в Ирак российское присутствие в этой стране только обозначено. Россия хоть и не поддержала американскую оккупацию, но не оказала сколько-нибудь существенной помощи своему потенциальному союзнику.
Афганистан некоторые специалисты называют ударной армией ислама. 30-ти летняя война в Афганистане взрастила поколение людей, которое умеет только убивать, взрыва, разрушать, но не создавать. Это поколение фанатично верит в чудодейственную силу ваххабизма и отличается крайней религиозной нетерпимостью. В бытность талибов у власти в Афганистане они хотели перенести войну на территорию бывших советских республик в средней Азии. Свержение режима талибов американцами снизило эту опасность, но полностью не устранило её. Ведь положение их в Афганистане очень не прочно и реально они контролируют только небольшую территорию страны. Кроме того, присутствие американцев в Афганистане никак не повлияло на производство наркотиков в этой стране. По данным Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Москве в 2001 году 80% героина из 100% производимого на планете, изготовляется в Афганистане. Из них 10-12% находит потребителя в России. Все эти обстоятельства служат серьёзной угрозой для России.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что реальных и потенциальных противников у современной России гораздо больше, чем друзей и союзников. Отнюдь не выглядят натяжкой слова императора Александра 3: «У России только два верных союзника – её армия и военно-морской флот».
Геостратегия для России.
Не смотря на явную политическую слабость России сегодня, всё же есть основания считать, что в перспективе наша страна будет способна играть куда более значительную роль в мировой геополитике. Этими основаниями являются:
1. Россия по-прежнему одна из немногих стран обладательница мощных ракетно-ядерных сил.
2. Россия по-прежнему самое большое государство мира. 1/7 территории Земли.
3. Россия по-прежнему обладает колоссальными природными ресурсами: нефтью, газом, углём, и т д. Это обстоятельство ставит в зависимость от России развитые страны Запада, Китай и т. д.
4. Россия по-прежнему обладает мощным интеллектуальным потенциалом. Несмотря на «утечку мозгов» последних 15-20 лет, доля лиц с высшим образованием составляет 15% от численности населения.
Таким образом, при умелом и целенаправленном использовании этих геополитических факторов Россия в состоянии вернуть себе статус мировой державы. Кратко охарактеризуем те направления, по которым Россия может играть активную геополитическую роль.
Фундаментальной основой партнёрства между Россией и США является совместная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, а в определённой степени – в налаживании «силового управления политическими, военными процессами современного мира», например при урегулировании региональных конфликтов. Равноправное, партнёрское сотрудничество России и США может стать становым хребтом сообщества глобальной безопасности. Основой такого сотрудничества станут отсутствие территориальных претензий друг к другу, острой экономической конкуренции (кроме военной), идеологических разногласий, а также неотягощённость исторической памяти народов двух стран. Объединить усилия Российской Федерации и США могут следующие факторы: мирное освоение космоса, защита окружающей среды, нераспространение ядерного оружия, контроль за распространением обычных вооружений, совместная борьба с терроризмом и криминогенными структурами, распространением наркотиков и т. п.
Главные геополитические субъекты современной Европы – Германия и Франция. Именно эти страны являются инициаторами и лидерами процесса объединения старого континента. Германский канцлер Бисмарк, когда-то сказал: «На Востоке врага нет». Немецкий геополитик Карл Хаусхофер явился автором концепции о создания оси «Берлин – Москва – Токио». Таким образом, в сознании немцев идеи тесного сотрудничества Германии и России были всегда. То же самое можно сказать и о Франции. Нельзя также сбрасывать со счетов культурную близость России и Европы. В то же время экономическая мощь объединённой Европы вызывает недовольство американцев, понимающих, что они могут потерять контроль над Старым светом. В этих условиях есть все основания полагать, что при наличии доброй воли РФ и ЕС открываются значительные перспективы сотрудничества.
Европа без Москвы и в целом без Евразии не может организовать свою стратегическую независимость, так как не обладает мощным военным потенциалом, богатыми природными ресурсами и другими подобными качествами, которыми обладает России. Только Россия может обеспечить Европе стратегическую и политическую независимость и ресурсную поддержку. Сотрудничество России и Европы поможет решить ряд различных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня. Россия получает доступ к высоким технологиям, мощным инвестициям в промышленность. При этом экономической зависимости от Европы не наступит, так как взамен та будет получать от Москвы стратегическое прикрытие от США и ресурсную независимость от стран третьего мира, которые подконтрольны атлантистам. Геополитическая ось Париж – Берлин – Москва в перспективе приведёт к прочной стратегической конструкции для создания Европейской империи на Западе и Российской империи на Востоке. Подписание в конце 2005 года соглашения между Россией и Германией о строительстве газопровода по дну Балтийского моря хотелось бы расценивать, как первый шаг к этой цели.
Развитие отношений России со странами Балтии имеют для нашей страны исключительно важное значение, если учесть, что она кровно заинтересована в выходах в Балтику. Россия объективно заинтересована в геополитической стабильности Прибалтийского региона. Необходимо развивать добрые отношения с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы они не тревожились за своё мирное будущее. В то же время Россия должна занимать бескомпромиссную позицию на счёт размещения натовских войск на территории этих государств. РФ не может равнодушно отнестись к тому, что в военных городках, созданных руками и на деньги русских людей, разместятся военнослужащие Североатлантического блока. Для Москвы был предпочтителен нейтральный статус Прибалтийских государств. Их нейтралитет предполагает приоритет национальных интересов, а не подчинение их геополитической сверхдержаве, определяющей геостратегический курс альянса. Надо помнить, что постоянный нейтралитет, например, обеспечил многовековую стабильность Швейцарии и Швеции, гарантировал их от втягивания в различные конфликты.
В развитии отношений России и Китая возможны разные варианты. Например, А. Дугин считает, что «геополитическая задача России в отношении самого восточного сектора своего «внутреннего» южного пояса заключается в том, чтобы максимально расширить зону своего влияния к югу, создав как можно более широкую пограничную зону». Применительно к Китаю, по его мнению «речь идёт о силовом позиционном геополитическом давлении, о провокации территориальной дезинтеграции, дроблении, политико-административном переделе государства». Россия, по его мнению, геополитически прямо заинтересована в активной поддержке сепаратизма и начале антикитайской освободительной борьбы в Тибете и провинции Синьцьзян населённой уйгурами, исповедующими ислам. В случае отделения этих провинций от Китая «потенциальный геополитический прорыв Китая в Казахстан и Западную Сибирь становится невозможным». В то же время существует очевидная целесообразность экономического сотрудничества России и Китая. Сотрудничество в военной области, при разработке и переработке сырья, энергоносителей, машиностроении способно обеспечивать гигантский объём торгового оборота, проводить новую политику в Азиатско-Тихоокеанском Регионе в противовес американским притязаниям на этот регион. Для России Китай – это огромный рынок, где можно реализовать своё сырьё, так и промышленную продукцию и услуги. В перспективе Китай может стать источником инвестиций.
Политика России в отношении своего самого восточного соседа – Японии имеет свою специфику. Главная проблема наших межгосударственных отношений – вопрос о принадлежности Курильских островов. Почему Япония так упорно добивается «возврата северных территорий»? Основной причиной, конечно, является дефицитное сырьё (минеральное и биологическое – морское). Кроме того, на островах разведаны запасы золота, серебро и редкоземельных металлов. Энергетический потенциал Южных Курил оценивается в несколько тысяч киловатт. Если же Россия передаст Японии Южные Курилы, то ежегодный совокупный ущерб составит более 6, 6 млрд. долл. На Южных Курилах, превышает 1 млрд. долл. США. Надо помнить, что Курилы дают стране 15% лососёвых, в этом районе добывается до 7% ценных водорослей – анцельций. Стоимость годовой продукции, получаемой только рыбной промышленностью Передача Курильских островов и Малой Курильской гряды представляет угрозу территориальной целостности России, а в геополитическом плане превращает Охотское море в Каспийское или в лучшем случае – в Чёрное, т. е. в большой замкнутый водоём. Русский военно-морской флот на Дальнем Востоке, базирующийся в портах Охотского моря, будет отрезан от Тихого океана.
Чувствуя свою экономическую и финансовую мощь и зная слабость современной России, японцы начали активно внедрятся на «северные территории», т. е. можно говорить о том, что идёт их «ползучая» оккупация. Вывод российских войск с Южных Курил не только создал брешь в обороне границы, но и подорвал экономику островов, так как армия обслуживала военные и гражданские авиарейсы, обеспечивала связь островов с материком, давала работу гражданскому населению.
Для строительства российско-японских отношений необходимо установить постоянный и доверительный политический диалог, без этого бессмысленно рассчитывать на решение сложных политических проблем. Надо помнить, что Россия является великой державой, раскинувшейся в Европе и Азии. До сих пор она сохраняет явный уклон в сторону Запада. Неплохо было бы, если бы она повернулась лицом и к Востоку: Японии, Китаю, АТР. Тогда политика равноудалённости принесёт отечеству наибольшие геополитические результаты. Тогда сбудется мечта крупнейшего геополитика 20 века Хаусхофера о создании Большого континентального евроазиатского союза, который бы объединил бы Европу, Россию и Японию против Британии и стран западного полушария. Этот союз был бы надёжным гарантом против мирового господства США.
Литература.
1. Нартов Н. А. «Геополитика». М. Издательство политической литературы. 2004 г.
2. Дугин А. «Основы геополитики». М. Арктогея, 1997 г.
3. Фионова Л. «На развалинах русской науки». «Завтра» 2006 г. № 7.
4. Зиновьев А. «Глобальное сверхобщество и Россия». М. АСТ, 2000 г.
15