Как подготовить современный урок молодому учителю
Как подготовить современный урок
молодому учителю
Подготовила методист Казанцева Х.В.
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал
Для этого надо подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
формальную;
содержательную;
аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи:обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:_________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :
Этап урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Аналитическая часть представляет собой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О домашнем задании
Виды домашних заданий
I. К урокам изучения нового материала
1) Заучивание материала учебника и его пересказ;
2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3) Сбор материалов из дополнительных источников;
II. К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
6) Подборка дополнительного материала по теме;
III. К урокам обучения применять знания
1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
2) Решение задач, аналогичных классным;
3) Решение задач нестандартных;
4) Решение задач с меж предметными связями;
5) Самостоятельное составление задач;
6) Самостоятельное изучение несложного материала;
7) Работа над ошибками;
IV. К урокам контроля и проверки знаний
1) Письменные ответы на вопросы;
2) Домашняя контрольная работа;
3) Решение нестандартных задач;
Способы задачи домашнего задания
1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.
На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)
2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее )
5. Карточки для слабых учащихся:
с пропусками, которые нужно заполнить
с ошибками, которые нужно исправить
с неоконченными решениями.
6. На доске чертеж
составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)
решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)
составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).
9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Способы проверки домашнего задания
1 У доски ученик решил домашний пример
a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
2. Выяснено, что № не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
3. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
Самоанализ урока
Группа:
Тема урока:
Тип урока:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах, и какими методами он осуществлялся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
P.S. При анализе урока (занятия) ни в коем случае нельзя перечислять то, что вы делали на уроке. Нужно анализировать, как вы это делали, какие методы, приемы использовали и какой получили результат. Что было «+», а что «-».
Структура урока
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
Проверка домашнего задания;
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
Постановка цели занятия перед учащимися;
Организация восприятия и осмысления новой информации;
Первичная проверка понимания;
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
Домашнее задание к следующему уроку;
Подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
контроль результатов первичного запоминания;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
проверка выполнения работ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
постановка цели урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
проведение проверочных упражнений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнения на их освоение;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнения на их закрепление;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнения творческого характера;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
итог урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
задание на дом.
Структура урока повторения:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
организация начала урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
сообщение темы урока и его задач;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
творческое применение знаний и умений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
упражнение по отработке навыков;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
домашнее задание;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
организационный момент;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
формулирование выводов по изученному материалу;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
оценка результатов урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подведение итогов;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока
(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
организация начала урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подведение итогов и результатов урока;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
задание на дом;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Триединая цель урока
Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить
Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Триединая цель урока есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко «этапируется», или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей", т.е. урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно-воспитательных моментов - рубежами ее достижения.
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого".
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – показатель интеллектуального и общего развития ученика
Развитие мышления:
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача: учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учить анализировать,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
учить выделять главное,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
учить сравнивать,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
учить строить аналогии,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
обобщать и систематизировать,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
доказывать и опровергать,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
определять и объяснять понятия,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ставить и разрешать проблемы.
Овладение этими методами и означает умение мыслить
Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т. п.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
Прежде всего, это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке – непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам – все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.
15