Тезисы на тему Практическая работа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира


Практическая работа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Бирюкова Вероника,
студентка 4кп группы,
специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
На сегодняшний день важнейшей задачей современной системы образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты[ REF _Ref450767125 \r \h 5].
А.Г.Асмолов[ REF _Ref448741947 \r \h 1] подразделяет познавательные универсальные учебные действия на: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе, и выделяет следующий механизм формирования познавательных УУД:
первичный опыт и мотивация;
приобретение знаний;
тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
контроль.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то  есть умение учиться[ REF _Ref450767185 \r \h 6].
Одним из средств формирования познавательных УУД у младших школьников могут выступать практические работы на уроках окружающего мира.
Практические работы как метод обучения представляют собой предметную деятельность учащихся с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний[ REF _Ref450767255 \r \h 3].
Практические работы выполняют функцию углубления знаний, формирования умений, а также способствуют решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.
Систематическое использование практических работ обуславливает формирование прочных знаний и практических умений, эффективно стимулирует познавательную деятельность учащихся за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала, что и способствует формированию познавательных УУД.
Проанализировав учебно-методический комплекс «Школа России», можно сделать вывод, что в содержании курса недостаточно одних заданий, направленных на формирование различных универсально-учебных действий[ REF _Ref450767224 \r \h 4]. Необходимо увеличить объем практических работ направленных на формирование познавательных УУД, т.к. уроки- практические занятия  связаны с организацией работы учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. 
Для того чтобы практические работы были эффективны, необходима тщательная подготовка учителя: подбор необходимых материалов, оборудования и составление заданий, определение приемов их выполнения.
Задания для организации практических работ должны отвечать следующим требованиям[2]:
основываться на знаниях, имеющихся у детей;
быть посильными и в то же время достаточно трудными;
ясно и четко формулироваться;
учитывать время выполнения;
предусматривать возможность записи результатов.
Цель разработанных нами заданий для организации практической деятельности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира – формирование познавательных УУД.
По форме организации разработанные нами практические работы делятся на индивидуальные, групповые и фронтальные.
По источнику знаний их можно разделить на четыре группы:
работа с предметами природы (распознавание и определение растений и животных, плодов и семян, почв и полезных ископаемых и т.д.);
работа с приборами или их моделями (термометром, компасом и др.);
работа с картами (чтение плана и физической карты, оформление контурных карт и др.);
графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков, составление плана местности).
Применение практических работ на уроках окружающего мира позволит улучшить процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для определения уровня сформированности познавательных УУД нами разработана карта наблюдения, которая позволит сделать выводы об уровне сформированности познавательных УУД у учащихся и обосновать эффективность применения заданий.
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1–4 классы. Методика обучения. – Москва: Вентана-Граф, 2005. – 212 с.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. /Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова.- Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.- 139с.Плешаков А.А. Окружающий мир. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 2. М. : Просвещение, 2013. – С. 95.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. 2010.Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира. // URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456