Методическое пособие в помощь учителям черчения ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
Методическое пособие в помощь учителям черчения "ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Теоретические аспекты формирования творческой активности
учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению 6
3. Методические рекомендации и траектория подготовки
к олимпиадам 8
4.Этапы подготовки к олимпиаде 12
5.Критериии оценки олимпиадных работ по черчению 14
6. Олимпиадные задания 15
7. Упражнения для подготовки к олимпиаде 26
Заключение 46
Литература 47
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Приложение 3 51
Пояснительная записка
В связи с повышением потребности современного общества в активной личности и модернизацией образования проблема формирования творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения. В этой связи очевидна необходимость поиска путей, ориентированных на развитие творческой активности личности путем проведения предметных олимпиад.
Организация и проведение предметных олимпиад направлены на выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, на пропаганду научных знаний и на создание необходимых условий для поддержки одаренных детей. Современное общество ставит перед школой как основным социальным институтом задачу развития творческой личности, важным интегральным качеством которой являетсятворческая активность.
Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на формирование функциональной грамотности и интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Олимпиада позволяет интегрировать продуктивный опыт учащихся в различных видах деятельности, прежде всего, в проектной и конструкторской, сформировать у них ценностное отношение к творчеству, раскрыть созидательные ресурсы, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные задачи по черчению.Городская творческая группа учителей черчения в течение десяти лет проводит городские олимпиады по предмету и опытные учителя города накопили богатый опыт подготовки к олимпиадам, но в последние годы обновился состав преподавателей. В наши ряды влились молодые учителя и учителя трудового обучения. Отметим также, что в настоящее время учителя общеобразовательных школ испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися по организации и проведению кружковых и факультативных занятий, олимпиад по черчению.
В существующей учебно-методической литературе по подготовке к олимпиадам не в полной мере учитывается уровень подготовки учащихся общеобразовательных школ.
Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся выполнять творческие олимпиадные задания, на какие разделы курса черчения ориентироваться?
Между тем, выполнение творческих олимпиадных заданий прошлых лет при подготовке к олимпиадам могло бы способствовать развитию пространственного мышления, творческих способностей и интереса к предмету у учащихся, а также повышать квалификацию учителей общеобразовательной школы.
Актуальность методического пособия определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся к участию в олимпиадах по черчению в аспекте развития пространственного мышления, графической культуры, познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Цель методического пособия - разработка методических подходов к подготовке учащихся к участию в олимпиадах по черчению, помочь учителям в выборе направления работы с творчески одаренными детьми.
Исходя из цели методического пособия, были поставлены следующие задачи:
-определить основные направления подготовки учащихся к олимпиадам по черчению;
-разработать организационные формы и методы подготовки учащихся к олимпиадам по черчению;
-представить в ретроспективе десятилетний опыт разработки творческих заданий для городских олимпиад.
Новизна и теоретическая значимость методического пособия состоит в следующем:
определены теоретические аспекты формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;
определены основные направления и разработаны методические подходы к совершенствованию подготовки учащихся к олимпиадам по черчению, ориентированные на развитие творческих способностей и познавательного интереса к предмету;
впервые представлены все творческие олимпиадные задания за десятилетний период проведения городских олимпиад, являющиеся авторскими разработками;
разработаны критерии оценки олимпиадных работ.
Практическая значимость заключается в разработке:
траектории подготовки учащихся к олимпиадам по черчению;
этапов подготовки к олимпиадам;
даны практические задания и упражнения, способствующие развитию творческого потенциала учащихся;
представлены творческие работы участников олимпиад.
Теоретические аспекты формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблемы совершенствования методов и форм олимпиадной подготовки, разработки педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода в обучении. В контексте этого выявляется несомненный приоритет формирования творческой активности школьника, способного к самореализации, самовыражению и саморазвитию.
Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме свидетельствует, что она получила развитие преимущественно в определении критериев оценки продуктов творчества, при этом методика исследования самого качества изучены Е.Е. Туник, В.П.Опутниковой, А.Н. Ворониным и др. Проблема организации творческой деятельности через проблемные ситуации отражена в работах И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева, М.И. Махмутова.Глубокие теоретические обобщения проблем развития творчества учащихся освещены в работах П.Р. Атутова, М.М. Зиновкиной, П.С. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.С. Столярова, М.Б. Павловой и др.
Раскрытию методов и технологий организации творческой деятельности учащегося посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, М.М. Зиновкиной, Л.И. Шрагиной и др.
Однако процесс формирования творческой активности личности учащегося в политехническом образовании с учетом возможностей самой личности как субъекта творческого саморазвития и системы личностно ориентированного образования не рассматривался.
Проблемы создания педагогических условий развития творческих способностей учащихся отражены в известных трудах В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
Творческая развивающая среда как условие развития личности рассматривалась в исследованиях Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, В.В. Серикова и др.
Указанные исследования составляют серьезный научно-теоретический базис для разработки темы настоящего методического пособия. В то же время, очевидно, что педагогический потенциал формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению в современных условиях не получил полной реализации, и значение предметной олимпиады как фактора их творческой самореализации исследовано недостаточно. Несмотря на наличие серьезных исследований в области педагогической науки, проблема формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению не получила теоретической и практической завершенности.
Таким образом, теоретический анализ различных подходов к проблеме формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению позволяет рассмотреть понятие «творческая активность» как психологопедагогический феномен, являющийся сложным интегративным образованием, включающим набор компонентов, представляющих совокупность систематизированных графических знаний, умений и навыков, личностных качеств, практикоориентированного опыта учащихся и индивидуальных способностей к самореализации, самовыражению и саморазвитию.Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению достигается при реализации следующих педагогических условий:
-моделирование проблемных ситуаций в системе личностно-ориентированных заданий;
-создание среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процессу подготовки к олимпиадам;
-внедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.
Критерии сформированности творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению дифференцированы и обоснованы:
1. мотивационно-потребностный критерий, отражающий степень сформированности творческого мотива и интереса, видение новой проблемы в знакомой ситуации;
2. операциональный критерий, показателем которого являются: качество подготовки к олимпиаде по черчению; сформированность значимых обобщенных графических умений; познавательная, творческая самостоятельность; способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию творческих задач;
3. регулятивный критерий, раскрывающий практический, действенный, регулятивный характер личностно-творческой позиции и проявляющийся в способности учащихся к ее рефлексивной саморегуляции и реализации в творческой деятельности, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в творческий, которое определяется по следующим показателям: целеустремленность, организованность, рефлексивность.3. Методические рекомендации и траектория подготовки к олимпиадам
Проведение олимпиад стимулирует развитие интереса учащихся к предмету черчение, привлекает учащихся к занятиям в кружках и факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, творческий потенциал, умение решать не стандартные задачи.
Их привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде.
Для развития интереса учащихся к черчению имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четверки. Приходит на школьную олимпиаду попробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг мы замечаем, что он неплохо выполняет творческие задания, задачи «на соображение», с «изюминкой», при решении которых встают в тупик многие отличники. После олимпиады ученик наверняка более серьезно займется черчением. Учитель поможет этому ученику в его занятиях, найдет пути развития творческих способностей такого ученика, порекомендует ему литературу, задания и т.п.
Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Для этого он готов заниматься дополнительно, внеурочно, читает рекомендованную литературу, более подробно изучает отдельные вопросы теории, активнее участвует в работе кружка или факультатива. Он понимает, что для успеха на олимпиаде необходимо показать творческий подход, развивать в себе способности анализировать, искать нешаблонные подходы к решению. Победа учащегося на каждом этапе приводит к повышению результативности его занятий черчением.
При систематическом проведении олимпиад на всех уровнях (школа, город, регион и т.д.), при широком охвате ими учащихся, олимпиады являются эффективным средством реализации указанной цели.
Подготовку учащихся к олимпиаде следует начинать с начала учебного года. Необходимо рассказать, как и когда проводится олимпиада и как готовиться к ней. С теми ребятами, которые проявят интерес к олимпиаде, вести индивидуальную работу. В чем она заключается?
1. Первая четверть отводится освоение правил оформления чертежей и геометрические построения. Насколько правильно учащиеся научатся владеть инструментами, проводить различные линии, писать шрифтом, выполнять элементарные построения с геометрическими формами зависит внешний вид будущих чертежей. На этом этапе следует уделить большое внимание графической культуре. Невозможно провести красивую линию неправильно подточенным карандашом или циркулем.
2. В процессе начального обучения необходимо освоить правильные приемы работы с чертёжными инструментами и основные геометрические построения.
3.Можно порекомендовать учащимся задания на построение орнаментов различной сложности, которые как раз и способствуют закреплению тем «Линии» и «Деление отрезков, углов и окружности на части», задания на сопряжения (фигуры-образы). Затем следуют задания на построение геометрических фигур, вырезов в них, пересечений фигур друг с другом. Заданий на эту тему много в учебниках, в интернет-ресурсах.
4. Необходимо уделить внимание психологической подготовке учащихся. Желательно выбирать целеустремленных ребят-лидеров, которые хотят быть первыми.
5. Умение доводить начатое дело до логического конца также очень важное качество олимпиадника.
6. Во втором полугодии необходимо тренировать будущих олимпиадников на время (3часа) и работать на формате А3.
7. Обязательно анализировать получившиеся работы, сравнивать с предыдущими, работать над недостатками.
Проведение олимпиад и всей внеклассной работы по черчению является прекрасным средством повышения деловой квалификации учителей. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, проводить большую подготовительную работу, подбирать и решать различные задачи, детально знакомиться с различными вопросами черчения, с новинками литературы. Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий является одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации. Подбор задач к занятиям кружка и к олимпиаде требует особых приемов от самого учителя. Руководитель кружка тщательно продумывает методику работы над каждым заданием. На занятиях кружка или факультатива приходится несколько расширять изучаемый в классе материал курса черчения, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы. Рассмотрение на занятиях кружка таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом и с методикой его изложения учащимся.
Проведение олимпиад, руководство кружками и факультативами дают учителям возможность самовыражения. Здесь в свободной обстановке учитель занимается любым предметом, рассматривает с учащимися наиболее интересные вопросы, да и учащиеся здесь более активны и внимательны, чем на обычном уроке.
Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по черчению в каждой школе. Школьные и городские олимпиады позволяют сравнить качество подготовки и творческого развития учащихся, а также состояние преподавания черчения в отдельных классах школы, в отдельных школах города. Областные и республиканские олимпиады дают возможность в некоторой степени сравнить состояние политехнического образования в отдельных городах и областях, республиках. Возможность такого сравнения весьма важна, ибо позволяет сторонам, участвующим в олимпиадах, своевременно принять необходимые меры для устранения пробелов.
Траектория подготовки к олимпиадам включает:
базовую школьную подготовку по предмету;
подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленную подготовку к участию в определенном этапе соревнования по предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года:
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
следует разработать индивидуальную программу подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающую его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики к творчеству;
использовать диагностический инструмент (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать все, имеющиеся в распоряжении учителя возможности: эксперимент, уроки - практикумы и т.д.
Таким образом, успешному формированию творческой активности школьников в процессе подготовки к олимпиадам по черчению способствует создание следующих педагогических условий:
-моделирование проблемных ситуаций в системе личностно ориентированных заданий;
-создание среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процессу подготовки к олимпиадам;
-внедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;
-подготовка учителя черчения, владеющего инновационными педагогическими технологиями и методикой преподавания черчения, исходя из выявления индивидуальных особенностей учащихся на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.
4. Этапы подготовки к олимпиаде
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
-наблюдение в ходе урока (к группе одарённых могут быть отнесены дети, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда; для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления);-организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
-оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
3.Планируем работу.
При планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
-предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
основные формы работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы;
- работаем в Интернете;
используем для подготовки задания предыдущих олимпиад, просматриваем работы победителей, анализируем их.
5. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами.
Условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:
осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление, в связи с этим, внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
5. Критерии оценки олимпиадных работ по черчению
Критерии, по которым оцениваются олимпиадные работы, разделены на три группы: композиционные, графические, проекционные.
Композиционные требования
На листе необходимо представить равновесное расположение всех элементов чертежа, т.е. элементы чертежа должны равномерно заполнять лист, не концентрируясь к центру листа, не прижимаясь к кромке или не сбиваясь в какую-либо сторону. 75% формата должны быть заполнены.
Рамка и основная надпись вычерчиваются обязательно, правильно заполняются все графы.
Графические требования
К ним относится качество выполнения линий, сопряжений, стрелочек, цифр, букв. Прежде всего, на чертеже должна быть четко видна разница толщин всех типов линий: линий видимого контура, линий невидимого контура - они в два раза тоньше, и всех остальных линий - осевых, размерных, и т.д. Абсолютного точного соответствия указанным размерам не требуется, но необходимо, чтобы эти толщины хорошо различались на глаз. Затем оценивается качество самих линий: они должны быть с ровными краями, толщина линий одного вида должна быть одинаковой по всему полю чертежа, пересечения линий в углах и местах стыковки - чистыми, с ровными кромками и острыми углами, сопряжения - без видимых утолщений и уступов, а также без заметных переломов, тонкие линии - без разрывов, а сами линии - чисто черные, одного тона.Размеров на чертеже должно быть столько, чтобы ни один элемент объекта не остался без размера и чтобы ни один размер не повторялся. Размер стрелок зависит от толщины линии видимого контура и, однажды выбранный, должен оставаться единым на всем поле данного чертежа. Одно из важнейших требований к размерным числам – разборчивость и четкость написания.
Цифры и буквы одного размера должны иметь равную высоту, с одинаковыми элементами, с хорошими сопряжениями.
Проекционные требования:
-правильное расположение трех проекций предмета;
-точность изображения видимых и невидимых линий предмета;
-полнота и точность соответствия изометрического изображения и прямоугольных проекций;
-соблюдение симметрии.
6. Олимпиадные задания
Основное задание 2003-2004
Вариант 1
Выполнить в масштабе 1:1 чертёж детали (три вида) с фронтальным разрезом. Размеры не наносить.
Вариант 2
Выполнить в масштабе 1:1 чертёж детали (три вида) с фронтальным разрезом. Размеры не наносить.
Творческое задание 2003-2004
Выполнить чертёж предмета, если известен один из видов и габариты двух других. (Примечание: Заданный вид изменениям не подлежит).
Тест 2003-2004
(неправильный ответ зачеркнуть)
№п/п Вопрос Ответ
1 Чему равна высота строчной буквы шрифта №10? 10 мм 7 мм
2 Минимальное расстояние между параллельными размерными линиями. 7 мм 10 мм
3 Какой из вариантов соответствует масштабу увеличения? М 1:2 М 2:1
4 Чему будет равна толщина штриховой линии, если на чертеже сплошная толстая основная линия равна 1,2 мм? 0,4 мм 0,8 мм
5 Какой знак или букву следует нанести перед размерным числом при указании диаметра окружности? D Æ
6 Сечения применяются для выявления формы отдельных элементов детали. да нет
7 В сечении показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней. да нет
8 Плоские стенки и спицы в разрезе не заштриховывают. да нет
9 Профильный разрез можно обозначить на виде слева. да нет
10 Горизонтальный разрез можно обозначить на главном виде и виде слева. да нет
Основное задание 2004-2005
Вариант 1
Выполнить в масштабе 1:1 чертёж детали (три вида) с фронтальным разрезом. Размеры не наносить.
Вариант 2
Выполнить в масштабе 1:1 чертёж детали (три вида) с фронтальным разрезом. Размеры не наносить.
Творческое задание 2004-2005
Начертить развёртку детали
1 вариант
2 вариант
Региональная олимпиада 2008-2009
Задание
По двум видам группы геометрических тел построить третий вид и изометрию
Нанести размеры
Построить проекции заданных точек, показать их на изометрии.
1 вариант – М 1:2
2 вариант – М 2:1
Региональная олимпиада 2009-2010
Задание
Дорогие ребята!
Вы смотрите исторические фильмы, изучаете историю, изобразительное искусство (в частности романский и готический архитектурные стили). Используя свои впечатления, постройте изометрию средневекового замка из данных геометрических тел:
цилиндр;
конус;
призма;
пирамида.
Количество тел и их разнообразие не ограничиваются. Размер произвольный. Для большей выразительности используйте вырезы и углубления. В основной надписи чертежным шрифтом заполните название работы «Изометрия. Средневековый замок». Желаем успеха!
Региональная олимпиада 2010-2011
Задание
Любое архитектурное сооружение образуется сочетанием геометрических тел. Выберите четыре геометрических тела. Постройте из них башню в изометрической проекции. Для большей выразительности используйте вырезы и углубления.
Геометрические тела Диаметр основания, ммВысота, ммЦилиндр 50 60
Конус 50 70
Призма шестигранная 60 70
Пирамида шестигранная 60 70 - 80
Призма, в основании которой лежит квадрат со стороной 50 50, 60, 70
Допускается изменение параметров тел
Региональная олимпиада 2011-2012
Задание
Перед Вами вид сверху сооружения, образованного сочетанием геометрических тел с отверстиями и вырезами. Перечертите его, соблюдая пропорции и заданные габаритные размеры. Как могут выглядеть недостающие проекции? Постройте главный вид и вид слева данного сооружения.
В рамке основной надписи заполните чертёжным шрифтом название работы: «Группа геометрических тел».
Региональная олимпиада 2012-2013
Задание
Перед Вами силуэт города с постройками различных эпох. Представьте, как выглядит этот фрагмент с высоты птичьего полёта и как выглядит западная сторона города. Любое, даже сложное архитектурное сооружение состоит из простых геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Используйте их в своей работе. Размер тел произвольный, но пропорционален чертежу задания. Габаритные размеры заданы. В основной надписи чертёжным шрифтом заполните название «Три группы геометрических тел».
Региональная олимпиада 2013-2014
Задание
На рисунке показаны вид спереди и вид сверху детали «Корпус», изготовленной из стали. Перечертите два вида детали в масштабе 1:2.
Постройте третий вид.
Проставьте размеры.
Начертите изометрическую проекцию детали с вырезом одной четверти
(М 1:2)
В рамке основной надписи чертежным шрифтом напишите название детали, материал из которого она изготовлена, масштаб, графы «Чертил», «Проверил» (фамилию, номер школы не заполняйте!)
7. Упражнения для подготовки к олимпиаде
Сопряжения
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Начертить орнамент «Ромашка». Сторона квадрата 50 мм, а радиус сопряжения 10 мм.
Рисунок 5
Начертить орнамент, если диаметр большой окружности 36 мм.
Рисунок 6
Задачи по описанию