Разработка внеклассного мероприятия Конкурс Менеджер по основам экономики


Методическая разработка внеклассного мероприятия «Конкурс «Менеджер»»
по основам менеджмента
Составила: учитель экономики Капасова Г.С.
Школа-лицей №1 г.АстаныЦель:
образовательная: систематизировать, расширить знания студентов по менеджменту в сфере общественного питания, научить применять знания в практических ситуациях,
воспитательная: развитие коммуникабельности, творческих способностей,
развивающая: умение работы со схемами, учебником, конспектом, умение анализа и синтеза знаний, умение применять на примерах из практики, умение работы в группе.
Форма проведения урока: игра-соревнование.
Методы обучения: элементы технологии проблемного обучения, интерактивные методы, групповая работа, ролевая игра.
Оборудование: ПК, презентация, карточки с заданиями.
Межпредметные связи: основы экономической теории, история Казахстана, всемирная история, обществознание.
Хронологическая карта мероприятия:
Организационный момент 3 минуты
Вступительное слово преподавателя 3 минуты
Основная часть (конкурсы эстафеты) 49 минут
- 1-й конкурс-представление «Моя организация»,
- 2-й конкурс «Что делает менеджер?»,
- 3-й конкурс «Знания менеджера-сила!»,
- 4-й конкурс «Тестирование»,
- 5-й конкурс «Знание сильных и слабых сторон предприятия»,
-6-й конкурс «Решение профессиональных ситуаций»,
-7-й конкурс «Написание эссе по менеджменту»
Подведение итогов 5 минут
Ход проведения мероприятия
Организационный момент. Приветствие, ознакомление с группами-участниками игры.
Вступительное слово преподавателя. Ознакомление с темой, целью мероприятия, правилами проведения игры, конкурсами игры, критериями, жюри.
Существует огромное количество примеров организаций, у которых были совершенно разные стартовые условия с одной стороны и с другой – фирмы пришли к совершенно противоположенным результатам. Одна фирма, например, известна и обладает многомиллионными бюджетами. А другая фирма стартует за 1300 долларов, полученных с продажи фургона. Первая фирма в состоянии оплатить дорогущее маркетинговое исследование, а вторая не может этого себе позволить, а просто берёт и делает. У первой фирмы большой штат, а вторая организация состоит из пары энтузиастов.
Проходит время. Первая фирма разоряется и становится малоизвестной даже в узких кругах специалистов. А вторая фирма становится известной на весь мир компанией Apple. Почему так происходит?
Понять причины и выработать правила для достижения организацией успеха – вот задача менеджмента. Менеджмент – это то же самое, что и управление. А организацией считается любое предприятие, в котором работает больше двух людей.
Эффективное управление должно приводить организацию к успеху. Нет универсальных методик как сделать это. Поэтому и нужны менеджеры, которые опираются на свои знания с одной стороны, а также на возможность учитывать внутреннюю и внешнюю ситуацию – с другой стороны. Здесь нет простых ответов. Можно достичь успешного развития предприятия разными путями. Сегодня мы в ходе игры-соревнования посмотрим, каковы ваши возможности привести свою организацию к успеху.
Ход игры:
1-й конкурс-представление «Моя организация».
Каждая организация должна иметь: цель, задачи, миссию. Вы должны представить свою организацию, ознакомить нас с ними. Время для подготовки: 7 минут.
2-й конкурс «Что делает менеджер?».
Интересный человек – МЕНЕДЖЕР, управляющий, начальник.
Давайте вместе с Вами с помощью опорных слов-сигналов ответим – Что делает менеджер?(линейка, компьютер, деньги, велосипед, люди, техника, книга, ежедневник, галстук, часы, лист бумаги, график, ножницы, игла, цветок, улыбка, лифт, кнут, пряник, кресло)
•Линейка – измеряет результаты деятельности, выполняет контроль.
•Компьютер – оформляет документацию, производит расчеты.
•Деньги – распределяет финансы.
•Велосипед – движется вперед, развивается.
•Люди – руководит подчиненными.
•Техника – распределяет оборудование, закупает необходимые средства для выполнения работ.
•Книга – повышает уровень образования.
•Ежедневник – планирует свою деятельность и работу подразделения.
•Галстук – следит за внешним видом.
•Часы – пунктуален, точен в вопросах организации, планирования, контроля.
•Лист бумаги – ведет отчетность, создает приказы, распоряжения, акты.
•График – организует деятельность сотрудников, производит анализ параметров деятельности.
•Ножницы – не использует ничего лишнего в своей деятельности и деятельности подразделения.
•Игла – обладает остротой ума, профессионализмом в определенных вопросах.
•Цветок – создает комфортные, приятные отношения с сотрудниками фирмы.
•Улыбка – доброжелателен.
• Лестница – менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов организации.
• Кнут – наказание,
• Пряник-поощрение,
• Кресло-должность в организации согласно штатного расписания.
3-й конкурс «Знания менеджера-сила!».
Выполнить задание:
Задание 1-й команды
Задание (вопрос) Ответ Код
Выберите неверное утверждение.
Менеджмент – это… наука управлять 1
способ управления 2
вид профессиональной деятельности 3
деятельность, направленная на получение прибыли на основе эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. 4
Выберите верные ответы.
Какие работники являются менеджерами? председатель правления банка 1
начальник цеха завода 2
преподаватель вуза 3
главный врач поликлиники 4
член Совета директоров АО 5
участковый врач 6
бригадир строительной бригады 7
инженер - проектировщик 8
генеральный директор производственного объединения 9
начальник отдела сбыта 10
Распределите перечисленных выше менеджеров по категориям: 1 высшая 2 средняя 3 низшая Выберите верное утверждение.
Практически полный контроль над компанией обеспечивает… владение всеми или большинством акций 1
владение 51% акций 2
владение 50% плюс 1 акцией 3
Какова главная цель управления?
решение социальных вопросов 1
получение (увеличение) прибыли 2
удовлетворение потребностей рынка 3
повышение эффективности хозяйствования 4
Выберите неверное утверждение.
Задачами управления являются: внедрение новейших наукоемких технологий 1
повышение качества продукции 2
организация производства конкурентоспособных товаров 3
снижение затрат на производство 4
совершенствование производственного процесса 5
снижение заработной платы работников 6
Задание 2-й команды
Вопрос Ответ Код
Выберите неверное утверждение.
Организация – это… группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели 1
структура взаимодействия людей для достижения общей цели 2
процесс взаимодействия людей для достижения общей цели 3
группа людей объединенных общей целью 4
Выберите верные суждения: каждый работник знает цели организации 1
каждый работник знает свою задачу 2
каждый работник знает, каким образом он должен выполнять свою задачу 3
Что не является признаком организации: организационная структура 1
организационная культура 2
наличие людей 3
наличие документации по организации деятельности 4
наличие цели 5
наличие задач 6
наличие координирующего центра 7
Выберите верные суждения.
К ресурсам всякой организации относятся: средства коммуникации 1
транспорт 2
профессиональные знания работников 3
финансы 4
информация о состоянии продвижения товара (услуги) на рынке 5
производственные фонды 6
В графе «Код» расположите соответствующие заданию пары цифр
Выберите признаки горизонтального и вертикального разделений труда 1. Горизонтальное разделение труда – это разделение: 1.на определенные части общей деятельности 2.в соответствии с квалификацией работников 3.в зависимости от качества работы персонала 2. Вертикальное разделение труда – это разделение: 4.по степени ответственности за определенный участок 5.по принадлежности к управлению предприятием
6.по выполнению функции контроля за отдельным участком В графе «Код» расположите соответствующие заданию пары цифр
Установите соответствия между названием законов и их трактовками 1. Закон синергии 1.существует зависимость между всей организацией и ее элементами; 2. Закон информированности 2.любая организация стремится сохранить себя как единое целое; 3. Закон композиции 3.в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении дел, позволяющем им принимать осмысленные решения; 4. Закон сохранения 4.функционирование всех элементов организации должно быть подчинено общей цели; 5. Закон пропорциональности 5.возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных элементов. 4-й конкурс «Тестирование».
1. Укажите основную причину возникновения менеджмента.
а) экономические кризисы, требующие диагностики и ликвидации;
б) анализ окружающей среды;
в) совместная деятельность людей, координация их деятельности.

2. В каком веке менеджмент начал формироваться как наука?
а) XIX веке;
б) XX веке;
в) XVIII веке.

3. Кто впервые дал характеристику процесса управления как особой сферы деятельности, сформулировал принципы универсальности управления?
а) А. Македонский;
б) Сократ;
в) Платон.

4. Управление в широком понимании это:
а) воздействие на персонал предприятия с целью увеличения производительности труда;
б) мотивация и стимулирование персонала, принятие управленческих решений;
в) воздействие на объект для перевода его из одного состояния в другое.

5. Кто занимается производством материальных благ?
а) исполнители;
б) менеджеры;
в) руководители.

6. Что является предметом науки управления?
а) средства производства;
б) связи, отношения, информация;
в) общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

7. Что является объектом науки управления?
а) сырьё и материалы;
б) эффективный сбыт произведенной продукции;
в) общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

8. Результатом труда менеджеров являются…
а) управленческие решения;
б) готовая продукция, изготовляемая на предприятии;
в) общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

9. Целью процесса управления является…
а) эффективный сбыт произведенной продукции;
б) конечный желаемый результат труда;
в) средства производства.

10. Субъектом управленческого процесса являются…
а) управленческие решения, принимаемые руководством предприятия;
б) коллективы производителей продукции, работающие на предприятии;
в) система управления, состоящая из служб, органов и т.д.
5-й конкурс «Знание сильных и слабых сторон предприятия».
Проведите анализ нижеперечисленных факторов, определяющих
деятельность предприятия:
Дифференцированность продукции.
Наличие собственных технологий высокого качества.
Компетентность.
Расширение спектра продуктов для более широкого круга потребителей.
Неблагоприятная налоговая политика государства.
Низкая прибыльность.
Преимущества в стоимости товаров.
Низкие маркетинговые навыки у персонала
Признанное лидерство предприятия на рынке.
Уверенность в отношении фирм – соперников.
Способности к инновациям.
Отсутствие стратегического направления.
Наличие достаточных финансовых ресурсов
Слабое положение на рынке.
Устаревшая техника.
Медленный рост рынка.
Хорошие конкурентоспособные навыки.
Неудовлетворительный уровень менеджмента.
Плохой контроль.
Отсутствие инноваций.
Узкий ассортимент продукции.
Работа с дополнительными группами потребителей.
Отсталость в инновационных процессах.
Хорошая репутация у потребителей.
Неудовлетворительный имидж на рынке.
Изменение нужд и вкусов покупателей.
Слабое финансирование проектов.
Наличие хорошо продуманной стратегии в данной сфере деятельности
Повышение объема продаж аналогичных продуктов.
Внедрение на новые рынки.
Быстрый рост рынка.
Приход новых конкурентов.
Слабость по сравнению с конкурентами.
Способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам.
Распределите их по категориям, занесите в соответствующие графы таблицы:
Внутренние факторы, характеризующие сильные стороны предприятия.
Внутренние факторы, характеризующие слабые стороны предприятия.
Внешние факторы, представляющие благоприятные возможности предприятия.
Внешние факторы, являющиеся факторами угрозы.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
(SWOT – анализ)
Справка «Что такое SWOT-анализ»?
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews).
В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут (Leraned, Christensen, Andrews, Guth), предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Таблица(более простой вариант)
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли) Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)
Внешняя среда Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели) Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)
6-й конкурс «Решение профессиональных ситуаций».
Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите свои варианты действий руководителя. Постарайтесь отойти от стереотипов. Для решения ситуации используйте метод «мозгового штурма (мозговой атаки)».
Ситуация 1.
Вы собираетесь на переговоры со сложным клиентом, который к тому же сотрудничает с вашими конкурентами. Опишите, как будете настраиваться на встречу с ним (эффективность варианта зависит от типа человека).
Я ничего не потеряю, но могу приобрести нового заказчика.
Интересно, смогу ли переманить клиента на свою сторону, тем самым отобрать долю прибыли у конкурента.
Потренируюсь в применении новой технологии представления конкурентных преимуществ.
Познакомлюсь с клиентом: собрано много информации о его компании, а с коммерческим директором до сих пор не встречался.
В сложных ситуациях я всегда добиваюсь большего.
Ваше предложение:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 2.
Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня. Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.Предложите выход из такой ситуации.
Перенести разговор на другое время.
Воспринять, как тренинг переговоров.
Если возможно, то сделать это письменно.
После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
Ваше предложение:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 3.
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?
Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
Овладеть техникой переговоров.
Больше общаться письменно.
Ваше предложение:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 4.
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.
Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
Несколько раз проверять документы.
Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.
Ваше предложение:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 5.
Среди способов принятия управленческих решений выделяется «Принцип Парето». Суть принципа, сформулированного итальянским экономистом Вильфредо Парето, заключается в том, что внутри данной какой-либо группы или множества групп отдельные малые ее части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их удельному весу в группе. Например:
20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;
80% клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли;
20% ошибок обусловливают 80% потерь;
80% ошибок обусловливают 20% потерь;
20% исходных продуктов определяют 80% стоимости готового изделия;
80% исходных продуктов определяют 20% стоимости готового изделия.
Поэтому в связи с принципом Парето отмечают «соответствие 80 : 20».
Как проявляет себя, по вашему мнению, принцип Парето по отношению к работе менеджера?
7-й конкурс «Написание эссе по менеджменту».
Напишите сочинение-эссе на тему:
В эссе должны содержаться ответы на один из данных вопросов:
-Пожалуйста, опишите ситуацию, когда Вы становились лидером группы друзей/коллег/приятелей/родственников.
-Пожалуйста, приведите пример ситуации, когда Вам приходилось доказать свою точку зрения группе друзей/коллег/приятелей/родственников.
-Пожалуйста, приведите пример ситуации, когда Вы чувствовали свою полную ответственность в разрешении проблемы.
-Каково Ваше видение профессиональной карьеры и что Вы уже сделали, чтобы этого достигнуть?
-Почему Вы считаете, что обучение менеджменту поможет Вам в дальнейшем в построении успешной карьеры?
Справка
Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле (лучше разговорном) и композиции, на любую тему. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Подведение итогов мероприятия. Выступление жюри.
Оценочный лист
Менеджер и его организация конкурсы
Моя организация
(до 5 баллов) Что делает менеджер?
(до 5 баллов) Знания менеджера-сила!(до 6 баллов) Тестирование
(до 10 баллов) Знание сильных и слабых сторон предприятия(до 34 баллов) Решение профессиональных ситуаций(до 3 баллов) Написание эссе по менеджменту итого
1 2 3 4 5 Для проверки ответов
конкурс «Знание менеджера-сила»
Выполнить задание:
Задание 1-й команды
Задание (вопрос) Ответ Код
Выберите неверное утверждение.
Менеджмент – это… наука управлять 1
способ управления 2
вид профессиональной деятельности 3
деятельность, направленная на получение прибыли на основе эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. 4
Выберите верные ответы.
Какие работники являются менеджерами? председатель правления банка 1
начальник цеха завода 2
преподаватель вуза 3
главный врач поликлиники 4
член Совета директоров АО 5
участковый врач 6
бригадир строительной бригады 7
инженер - проектировщик 8
генеральный директор производственного объединения 9
начальник отдела сбыта 10
Распределите перечисленных выше менеджеров по категориям: 1 высшая 1,4,5,9
2 средняя 10,2
3 низшая 7,
Выберите верное утверждение.
Практически полный контроль над компанией обеспечивает… владение всеми или большинством акций 1
владение 51% акций 2
владение 50% плюс 1 акцией 3
Какова главная цель управления?
решение социальных вопросов 1
получение (увеличение) прибыли 2
удовлетворение потребностей рынка 3
повышение эффективности хозяйствования 4
Выберите неверное утверждение.
Задачами управления являются: внедрение новейших наукоемких технологий 1
повышение качества продукции 2
организация производства конкурентоспособных товаров 3
снижение затрат на производство 4
совершенствование производственного процесса 5
снижение заработной платы работников 6
Задание 2-й команды
Вопрос Ответ Код
Выберите неверное утверждение.
Организация – это… группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели 1
структура взаимодействия людей для достижения общей цели 2
процесс взаимодействия людей для достижения общей цели 3
группа людей объединенных общей целью 4
Выберите верные суждения: каждый работник знает цели организации 1
каждый работник знает свою задачу 2
каждый работник знает, каким образом он должен выполнять свою задачу 3
Что не является признаком организации: организационная структура 1
организационная культура 2
наличие людей 3
наличие документации по организации деятельности 4
наличие цели 5
наличие задач 6
наличие координирующего центра 7
Выберите верные суждения.
К ресурсам всякой организации относятся: средства коммуникации 1
транспорт 2
профессиональные знания работников 3
финансы 4
информация о состоянии продвижения товара (услуги) на рынке 5
производственные фонды 6
В графе «Код» расположите соответствующие заданию пары цифр
Выберите признаки горизонтального и вертикального разделений труда 1. Горизонтальное разделение труда – это разделение: 1.на определенные части общей деятельности 2.в соответствии с квалификацией работников 3.в зависимости от качества работы персонала 2. Вертикальное разделение труда – это разделение: 4.по степени ответственности за определенный участок 5.по принадлежности к управлению предприятием
6.по выполнению функции контроля за отдельным участком В графе «Код» расположите соответствующие заданию пары цифр
Установите соответствия между названием законов и их трактовками 1. Закон синергии 1.существует зависимость между всей организацией и ее элементами; 1-5
2. Закон информированности 2.любая организация стремится сохранить себя как единое целое; 2-3
3. Закон композиции 3.в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении дел, позволяющем им принимать осмысленные решения; 3-4
4. Закон сохранения 4.функционирование всех элементов организации должно быть подчинено общей цели; 4-2
5. Закон пропорциональности 5.возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных элементов. 5-1
Конкурс «Знание сильных и слабых сторон предприятия»
Проведите анализ нижеперечисленных факторов, определяющих деятельность предприятия.
Дифференцированность продукции(сильная внутренняя).
Наличие собственных технологий высокого качества(сильная внутренняя).
Компетентность(сильная внутр.).
Расширение спектра продуктов для более широкого круга потребителей(сильная внутр.).
Неблагоприятная налоговая политика государства(внешняя слабая).
Низкая прибыльность(внутренняя слабая).
Преимущества в стоимости товаров(внутр.сильная).
Низкие маркетинговые навыки у персонала(внутр.слабая)
Признанное лидерство предприятия на рынке(внешняя сильная).
Уверенность в отношении фирм – соперников(внешняя сильная).
Способности к инновациям(внутр.сильн.)
Отсутствие стратегического направления.-внутр.слабая
Наличие достаточных финансовых ресурсов-внутр.силь
Слабое положение на рынке-внешняя слабая.
Устаревшая техника-внутр.слабая.
Медленный рост рынка-внешняя слабая.
Хорошие конкурентоспособные навыки-внутр.сильная.
Неудовлетворительный уровень менеджмента-внутр.слабая.
Плохой контроль-внутр.слабая.
Отсутствие инноваций-внутр.слабая.
Узкий ассортимент продукции-внутр.слабая.
Работа с дополнительными группами потребителей-внешняя сильная.
Отсталость в инновационных процессах-внутр.слабая.
Хорошая репутация у потребителей-внешняя сильная.
Неудовлетворительный имидж на рынке-внешняя слабая.
Изменение нужд и вкусов покупателей-внешняя слабая.
Слабое финансирование проектов-внутр.слабая.
Наличие хорошо продуманной стратегии в данной сфере деятельности –внутр.сильная
Повышение объема продаж аналогичных продуктов-внешняя сильная.
Внедрение на новые рынки-внешняя сильная.
Быстрый рост рынка-внешняя сильная.
Приход новых конкурентов-внешняя слабая.
Слабость по сравнению с конкурентами-внешняя слабая.
Способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам-внутр.сильная.
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)
1,2,3,4,7,11,13,17,28,34 Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)
6,8,12,15,18,19,20,21,23,27
Внешняя среда Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)
9,10,22,24,29,30,31 Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)
5,14,16,25,26,32,33
•Линейка – измеряет результаты деятельности, выполняет контроль.
•Компьютер – оформляет документацию, производит расчеты.
•Деньги – распределяет финансы.
•Велосипед – движется вперед, развивается.
•Люди – руководит подчиненными.
•Техника – распределяет оборудование, закупает необходимые средства для выполнения работ.
•Книга – повышает уровень образования.
•Ежедневник – планирует свою деятельность и работу подразделения.
•Галстук – следит за внешним видом.
•Часы – пунктуален, точен в вопросах организации, планирования, контроля.
•Лист бумаги – ведет отчетность, создает приказы, распоряжения, акты.
•График – организует деятельность сотрудников, производит анализ параметров деятельности.
•Ножницы – не использует ничего лишнего в своей деятельности и деятельности подразделения.
•Игла – обладает остротой ума, профессионализмом в определенных вопросах.
•Цветок – создает комфортные, приятные отношения с сотрудниками фирмы.
•Улыбка – доброжелателен.
• Лестница – менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов организации.
• Кнут – наказание,
• Пряник-поощрение,
• Кресло-должность в организации согласно штатного расписания.