ДОКЛАД на методическом заседании учителей начальных классов.
ДОКЛАД на методическом заседании учителей начальных классов. Учитель Носкова Н.Н., Базарносызганская СОШ №2.
ДАТА: 02.11.2015
ТЕМА. Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Активизация познавательной деятельности учащихся - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у учащихся способности к усвоению новых способов, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний,умений и навыков.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих учеников.
Задача любого учения и обучения - дальнейшее развитие поэтому, в конечном счете, мы формируем общие приемы познавательной деятельности детей, чтобы развитие происходило без ущемления,ущерба для ученика. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна,но практически не возможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В условиях коррекционной школы 8 вида, учитывая дефект познавательной деятельности учащихся, стараюсь развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность учащихся. Стараюсь решать задачи коррекции социальной реабилитации и адаптации.
В своей работе стараюсь учитывать особенности познавательной деятельности, их личностные качества, отношение к процессу, познания, учению.
Активизировать познавательную деятельность в процессе обучения-это значит прежде всего активизировать их мышление. Но не пробуждая познавательных потребностей у учеников, не возможно развить и их мышление. Систематически в работе использую работу с загадками, стихи, игры.
У детей с которыми я работаю низкий уровень психических процессов- мышления, внимания,памяти.
Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебно - познавательной деятельности. Младший школьник легче запоминает то, что ярко,необычно, что производит эмоциональное впечатление. Именно поэтому так важно в начальной школе, особенно в работе с детьми 8 вида принципы наглядности. Давая возможность детям расширять сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает выделение существенного общего и обозначение его соответствующим словом.
Объем внимания младшего школьника меньше,чем у взрослого человека, меньше развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределять внимание проявляется во время написания и применения правил.
Не совершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. У детей 7-8 вида в начальной школе не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им перейти от одного вида учебных занятий к другому.
Со временем вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности,когда чувства, интересы,мотивы и потребности направленность его внимания.
Воспроизведение это трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процесса мышления,самоконтроля. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании;далее он пытается проконтролировать себя заглядывая в учебник.
В своей работе большую роль отвожу дидактическим играм. Учебная игра обладает такой же структурой как и всякая учебная деятельность. Она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.
Дидактическая игра, созданная специально в обучающих целях, способствует и общему развитию ребенка, расширению его кругозора,обогащению словаря,развитию речи.
Для успешного проведения игр:
1. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление красочным, разнообразным.
2.Обязательный элемент каждой игры ее эмоциональность.
3. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
Игры: "Что изменилось?","Кто летает?","Кто плавает?"
Упражнения на развитие концентрации внимания расставь числа и классификация.
В заключении нужно подчеркнуть, что используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащегося в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащегося и формирования у них мотивов учения с одной стороны,а с другой стороны можно добиться хороших результатов когда любишь детей, пытаешься самосовершенствоваться.
Сформирую общие рекомендации по активизации познавательной деятельности:
1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии позновательную потребность ученика- любознательность.
2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий ученика, одобрение с подчеркиванием реального продвижения личностного роста, поощрение познавательной активности интереса к отдельным предметам и учению в целом.
3. Создавать благоприятный психологический климат на уроке на основе взаимоотношения, доброжелательности.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении.
5.Обеспечивать для учащихся правильную речевую среду, восприятие речи взрослых.
6.Создавать на уроке ситуации общения,речевые ситуации,развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.