Выступление на педагогическом совете по теме:«Использование педагогических технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования».


«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру, дене тәрбиесі және спорт бөлімінің Қарағайлы орта мектебі» КММ
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Использование педагогических технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования».

Автор: Баймухаметова
Батила ТургинбаевнаЗам. директора по УВР
с.Шокай-2015 год
Тема: «Использование педагогических технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования».
Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования…
Н. А. Назарбаев (из Послания Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050») Инновационные технологии в образовании — педагогические технологии, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у учащихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.
ХХI век — век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально — экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир. Оно является фундаментом и стратегическим ресурсом обеспечения индустриально-инновационного развития Казахстана. В этой связи подготовка химиков— первостепенная государственная задача.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"
Оризон Свит Марден
Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.
Цель : формирование и усовершенствование различных педагогических технологий направленных на формирование познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Выявить оптимальный вариант организации урока. Отработать новую модель обучения на основе использования методических рекомендаций по обновлению содержания учебных предметов. Проанализировать результаты обученности в классах различного уровня. Выявить условия, содействующие сохранению здоровья школьников. Исследовать влияние изменений оценки школьников на мотивацию их образовательной деятельности.
Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные химические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.
Творчество - необходимый аспект учебно-воспитательного процесса. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. Это способствует повышению мотивации к учению у детей, и стимулирует работу педагога. "Уча других - учишься сам" (Сенека). Учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок.
В соответствии с концепцией модернизации Казахстанского образования «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности». В связи с этим моей задачей стало внедрение новейших достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс на основе развивающих технологий.
Концепция модернизации казахстанского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Учащиеся школы не только готовятся к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, и не нужно давать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Поэтому его нужно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся ОО через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
Активизировать познавательную деятельность учащихся
Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
Повышение динамики качества обучения.
Давайте разберемся – что мы понимаем под качеством образования?
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации казахстанского образования на период до 2020 года.
В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:
введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения на третьем уровне обучения;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
государственная поддержка школ для одаренных детей;
создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
создание государственной системы оценки качества образования и др.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами.
Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование педагогических технологий.
Давайте разберемся – что мы понимаем под пед.технологиях?
Понятие о педагогических технологиях.
Учитель решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.
Вообще «технология» - это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так и учащихся. Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения - это управляемость процессом обучения. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.
обучение в сотрудничестве в малых группах.
технология разноуровнего (дифференцированного) обучения.
технология адаптивного обучения.
«портфель ученика»
СРКМ
ИКТ
Химия традиционно считается в школе трудным предметом, вызывающим тревожность, неуверенность в своих силах. Естественной защитой ребёнка является выбор пути с наименьшим сопротивлением. Таким образом основной моей целью стало развитие познавательного интереса к преподаваемому предмету, необходимо было создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.
Развивающее обучение способствует творческой самореализации личности учащихся, формированию информационной компетенции, креативного мышления и развитию творческих способностей в процессе обучения химии.
За время работы в школе я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий развивающего обучения. Моделируя комплекс педагогических технологий по принципу совместимости, преподаватель может повысить качество обучения.
В течение последних лет мною апробировано и успешно внедрено технологии системного подхода по Т.Галиеву , развивающего, проблемного обучения, широко использую информационные технологии в обучении, технологию проектной деятельности, а также применяю методику изучения некоторых тем химии в контексте проблемного обучения средствами блочно-модульной технологии. Результатом моей творческой деятельности стало создание педагогического модуля по теме «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся».
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся заниматься по индивидуальным учебным траекториям. В Казахстане , в настоящее время, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:
между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.
Учитывая все выше сказанное, мною поставлены следующие цели и задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Развитие творческой индивидуальности учащихся на уроках химии средствами современных педагогических технологий».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа учителя спланирована таким образом, что у учащихся появляется возможность приобретать новые умения, развивать способности оперировать информацией, творчески решать проблемы.
Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М. Фридман, Т.В.Кудрявцев и др.), технология интенсификации обучения В.Ф.Шаталова, технология системного подхода обучения (Т.Галиев), технология проектного обучения , использование СРКМ .
Анализируя и обобщая данные материалы и свой педагогический опыт, в своей работе я стараюсь создать условия для развития познавательной и творческой деятельности учащихся и влияния познавательной и творческой деятельности на качество знаний.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий
Современный этап развития образования характеризует ряд отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом количества учебной информации. Все новинки информационных технологий с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся в позитивное русло. На уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Ведя исследование в этом направлении, я пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся с помощью использования компьютерных технологий. Новые подходы к обучению позволяют сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя, повышает эффективность обучения. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую учитель использует при подготовке к занятиям.
Один из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, — совмещение их с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью моде. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.
Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех учащихся),становится эффективным помощником при организации практических работ. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) можно проводить виртуальный химический эксперимент без риска для здоровья учащихся.
При изучении нового материала использую презентации. Презентация позволяет сделать процесс объяснения нового материала более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, успешному их усвоению. На слайдах размещаю необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращаю тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для учащихся.
Использую компьютер и при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачёт) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Компьютерная программа выполняет обучающие и контролирующие функции. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что, конечно, помогает им лучше понять материал. Мультимедиа технологии позволяют не только выстраивать материал последовательно, но и нелинейно перемещаться между отдельными частями курса. Учащиеся могут работать в удобном темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднения. В это время я провожу индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением отметки, школьники испытывают положительные эмоции.
Применение компьютерных технологий на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволят объективно оценить учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже слабо подготовленные учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
1.         Обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т. д.);
2.         Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке, использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
3.         Организовать работу с электронным учебником на уроке; применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
4.         Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5.         Организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
6.         Разрабатывать тесты, используя готовые программы — оболочки или самостоятельно, проводить компьютерное тестирование.
Казахстанская система образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ и средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование ИКТ. Информационные технологии позволяют:
-                   построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
-                   рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно- воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
-                   изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью;
-                   проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.
Цели и задачи использования ИКТ:
1.                 Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных);
2.                 Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
3.                 Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В изучении школьного курса химии и биологии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
1.                 наглядное представление объектов и явлений микромира, различных биохимических процессов;
2.                 изучение производств химических продуктов;
3.                 моделирование химического, биологического эксперимента, химических реакций;
4.                 система тестового контроля по химии и биологии;
5.                 подготовка к ЕНТ.(Единому национальному тестированию)
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и процессов, происходящих в живых организмах.
Я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии — его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья школьника.
Формы использования ИКТ:
1.        Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2.        Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано 280 презентаций по различным темам для уроков химии и биологии.
3.        Использование ресурсов сети интернет. Сеть интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4.        Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (программное обеспечение, предназначенное для интерактивной доски).
Какое значение имеет интерактивное оборудование в учебных классах на уроках химии ? В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик может сам определить темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером (на интерактивной доске). На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся «уже все сделали, что дальше?», а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, а также индивидуальное обучение каждого ученика.
Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.
Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.
Возможности для учителей:
 экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом,
возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Возможности для учащихся:
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.
Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.
Более подробно я остановлюсь на применении интерактивной доски на уроках химии.
На уроках химии интерактивную доску я использую с различными целями:
для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
для обеспечения наглядности ,
для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
для интеграции со следующими дисциплинами -географией ,физикой , биологией и др.
Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.
В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные образовательные ресурсы, видео уроки, презентации, видеоролики, анимацию, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает качество усвоения учебного материала и, прежде всего, умение применять знания в нестандартных ситуациях, способствует развитию творческой, самостоятельной личности, активизирует познавательную активность, о чем свидетельствуют результаты педагогической диагностики, призовые места на олимпиадах, конкурсах. Главным мотивом для учащихся становится не оценка и даже не похвала, а интерес, удовольствие, которые они извлекают из учебной деятельности
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Использование интерактивной доски позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания слушателями изучаемого  материала
Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе наглядных средств играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Действительно, использование мультимедиа на моих мероприятиях позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого обучающегося, насытить мероприятие разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его ярче и насыщеннее.
Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:
На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой, повышается мотивация обучения.
Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и и не утомительно для учащихся.
Происходит интенсификация обучения.
Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться.
Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет!
Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.
Таким образом использование современных педагогических технологий: ИКТ - дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. О чём свидетельствуют следующие данные:
Хотелось бы остановиться на методике преподавания химии. Химия — очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы. Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски. Работа с интерактивной доской: облегчает работу учителя при создании наглядных пособий; организации фронтального контроля, позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов. Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний. Средства записи и копирования позволяют: создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ. Перемещение объектов по доске вручную позволяет: конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений. Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.
Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя и для ученика: это развитие воображения, творческих способностей ребенка. Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет — химия.
Интерактивная доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
Работа с интерактивным оборудованием предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Разработка школьных заданий с помощью интерактивной доски помогает в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства. Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. Доска помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое. Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент «прожектор» позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана. Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. «До чего дошел прогресс!» — пелось в одной популярной детской песенке. Действительно, когда-то в школах ученики писали перьями, а шариковые ручки считались диковинкой. Сейчас же даже компьютером в учебном классе никого не удивишь. А вот интерактивная доска, недавно появившаяся в нашей школе — настоящее чудо. Так далеко технический прогресс еще «не забирался». У такой доски чувствуешь себя великим полководцем! Чтобы понять, надо увидеть. В кабинетах химии и биологии на месте привычной классной доски висит огромный плоский монитор двухметровой длины. Напротив него расположен мультимедийный проектор, который проецирует изображение на монитор. В принципе, интерактивная доска очень похожа на обычный компьютер, только с большим экраном. Роль привычных мелков выполняет электронный маркер. С его помощью на экран можно выводить картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, использовать видео и анимацию, выделять важные моменты цветом и работать с любыми компьютерными программами. Теперь, когда в школу пришли новые технические средства, мне пришлось немного изменить стиль своей работы.
И в нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.
Излагая новую тему, я демонстрирую презентацию, а учащимся предлагаю подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т. д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т. е. получить возможность для естественного самовыражения. Это повышает интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные. Так, например, при изучении темы «Кальций. Соединения кальция», учащимися 10 класса был собран материал с использованием электронных ресурсов интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Учащиеся смогли структурировать учебный материал, самостоятельно провели поиск нужной информации, продемонстрировали отличные знания, а преподаватель выступал лишь в роли консультанта. Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel. Например, по темам: 8–9 класс “Химические элементы”, “Первоначальные химические понятия”, “Основные классы неорганических веществ”, “Периодический закон”; 9–11 классы “Электролиты”, “Ионные уравнения”. “Гидролиз” “Предельные и непредельные углеводороды”, “Спирты” и т. д.
Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, для проведения уроков с использованием ИКТ задаю ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, опыты для её представления на уроке. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии, биологии материалу. Учениками подготовлены презентации к урокам по следующим темам: «Алканы»,«Синтетические моющие средства», «Классификация неорганических веществ», «Металлы», «Неметаллы», «Азотная кислота» и мн. др.
2.Технология проектного обучения
Одна из перспективных педагогических технологий — технология проектного обучения. Несмотря на то, что проектной технологии уже более ста лет, её можно считать современной, так как, используя её, можно эффективно решать насущные задачи, стоящие перед системой образования. Технология проектного обучения способствует повышению мотивации к учению, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, самостоятельности и инициативности школьников.
Цель проектной технологии — самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих для них жизненный смысл, поэтому данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определённого отрезка времени, и предполагает использование совокупности проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится на основе деятельностного подхода, с учётом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, ориентированных на формирование знаний и умений учащихся и самореализацию их личности.
Тематика проектов может быть различной. Её могут определять учитель (в зависимости от его интересов или интересов детей, а также изучаемого материала) либо сами учащиеся (в зависимости от их собственных интересов, чаще носящих прикладной характер).
Темы проектов могут быть связаны с какими-то теоретическими вопросами школьной программы и преследовать цели углубления и расширения знаний учащихся. Однако чаще они имеют отношение к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Технология проектного обучения — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию теоретических и фактологических знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей, но и на их применение и приобретение новых (в том числе и путём самообразования). Главное в проектной технологии (как, впрочем, и в любой другой) — получение запланированного результата. Результаты выполненных проектов должны быть вполне конкретными: если это теоретическая проблема — то её решение, если практическая — предложения, готовые к внедрению. Продукт проектной деятельности часто является результатом совместного труда и размышлений учащихся, приносит им удовлетворение в связи с тем, что работа над проектом способствует их самореализации, созданию ситуации успеха.
Таким образом, в проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения проблемы всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость проекта для учащихся и то. насколько самостоятельно он выполнен: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, и где и как я могу это содержание применить».
Выполнение информационных проектов способствует:
повышению мотивации к изучаемым предметам естественно-научного цикла, и химии в том числе;
повышению познавательного интереса;
развитию творческих способностей учащихся;
развитию способности к самообразованию и развитию общенаучных умений и навыков.
3.Развивающее обучение.
Одним из принципов развивающего обучения является трудность цели. Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав один шаг, он приобрёл новое знание. При изучении темы «Гидролиз» (9-й класс) на уроке в ходе выполнения лабораторного опыта вспоминаем, как и почему изменяется окраска индикаторов в растворах кислот, щелочей и в воде. Затем учащиеся испытывают индикатором водные растворы некоторых солей (хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия). Возникает проблемная ситуация: изменение окраски индикатора в растворах некоторых солей вступает в противоречие с имеющимися представлениями. .Совместно с учениками формулируется проблема, выдвигается гипотеза и устраняется противоречие с использованием такого метода, как эвристическая беседа. Почему в водных растворах солей индикаторы по-разному изменяют свою окраску? Предлагаю учащимся рассмотреть, чем они образованы, ведь одним из универсальных способов получения солей является реакция нейтрализации. Составляя уравнения диссоциации солей, учащиеся видят отсутствие ионов Н+ и ОН". Они предполагают взаимодействие ионов соли с молекулами воды и самостоятельно дают определение гидролиза солей как реакции обмена, вспоминая при этом условия протекания реакций ионного обмена до конца.
4.Использование игровой технологии
Часто использую на уроках различные дидактические игры. Учителя химии работают с двумя возрастными категориями учащихся: 13-14 и 15-17 лет. Учитывая соответствие форм и методов обучения возрастным особенностям детей, наиболее уместно применение данной технологии для первой возрастной группы.
- способствует развитию творчества;
- способствует повышению активности учащихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету;
- позволяет разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности.
В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки. На своих уроках использую дидактические игры «Крестики-нолики», «Кто лишний?» (в различных темах), «Отгадываю химический элемент», «Угадай вещество», «Интеллектуальная игра» «Химический КВН» (при обобщении сведений о классах неорганических соединений).
Использование всех педагогических технологий не должно носить мозаичного характера, поскольку предполагает систему постоянного, планомерного и рационального использования в процессе обучения химии.
Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения химии, возбудить интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.
Заключение
Модернизация Казахстанского образования и смена образовательной парадигмы в настоящее время связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование современных технологий обучения. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Успешность обучения учащихся – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.
Широкое внедрение инновационных технологий, в частности ИКТ, СРКМ, создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Подводя итог, хочу отметить, что все инновационные технологии- СРКМ, проектная , ИКТ и др. работают на конкретного ребенка. Они дают возможность ребенку осознать свою социальную значимость, и школьный урок превращается в процесс коллективного поиска, творчества и становления личности ребенка. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».