Внеклассное мероприятие Семейные ценности

МБОУ ООШ №5
г. Александров





Классный час на тему:
"Семейные ценности".






Выполнила: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Уголкова Светлана Николаевна.

Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».
Задачи:
* конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности»;
* развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное,
обобщать;
* способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе;
* воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям.
Оборудование:
презентация:"Семейные ценности", плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, « Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин». В.В.Маяковский, диск с песнями: "Родительский дом", "Я, ты, он, она", "Крыша дома твоего", раздаточный материал(сердечки, пословицы), "ромашка" "Семейные ценности", толковый словарь Ожегова.

Ход занятия.
1.Организационный момент. (Слайд 2)
Поздравление с началом учебного года.
2. Введение в тему. (Слайд 3).
- Отгадайте ребус. 7 Я.
О чем мы сегодня будем говорить? (О семье).На доску вывешивается середина ромашки с надписью "семья".


3. Работа с понятиями род и семья. 
Стих читает ученик.
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Словарь Ожегова С.И.  1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Как вы думаете, какая семья самая большая?
– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы  Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович  взяли в семью первых пятерых сирот.
- А у нас в классе чья семья самая большая?
- Такая семья называется многодетная. (Выступление представителя многодетной семьи).
- Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род».) - Это слово можно заменить еще словом «династия». (Слайд 4) - В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Только люди знают своих родственников, помнят их.
- Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? (Слайд 5).
- Почему на следующем слайде появилось дерево? (Слайд 6). - Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева? 

- Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников.
Игра « Кто кому кто?»
Сестра отца – .   .   .   Хранительница семейного очага – .  .  .  Наследник рода – .  .  . Брат мамы – .  .  .  Дитя родителей, но не сын – .  .  .  Отец мамы – .  .  . Сын брата – .  .  .  Мама папы – .  .  .   Папин папа – это... Внучка – это дочка сына или ... Глава семьи- это ...
- Послушайте шуточное стихотворение о родителях.
В шутку или же всерьёз
Проведём такой опрос-
Какие вы родители
Услышать, не хотите ли?
Если вы родители
Ласкатели, хвалители,
Если вы родители -
Прощатели, любители.
Если разрешители,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители -
Ворчатели, стыдители,
А если вы родители
Ругатели, сердители,
Гулять неотпускатели,
Собакозапретители,
То, знаете, родители,
Вы просто крокодители!
- Хоть стихотворение и шуточное, но в каждой шутке есть доля правды. Дорогие родители, балуйте своих детей, но в меру. Дорогие дети, уважайте и любите своих родителей и помните, что кроме слова "можно" есть ещё и слово "нельзя".
4. Знакомство с понятием «семейные ценности».
- Каждый род что-то объединяет. Послушайте одну легенду . (Слайд 7 ).

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово - Какое это слово? ( Работа в парах . Слайд 8 )
- Это слово - понимание. Давайте его прикрепим к серединке цветка. Это будет первый лепесток.
- Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка еще должно объединять каждый род? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род.)




Дети присоединяют лепестки к середине цветка.










- В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность) 
- Что еще может обозначать слово ценность? (богатство)
- Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)
- Какие из них являются главными, наиболее важными?
- Кто узнал этот скромный цветок? (Ромашка).
- Кто знает символом какого праздника является ромашка?
Наверное, сейчас каждый из вас знает о Дне святого Валентина – Дне влюбленных, столь популярном среди молодежи празднике. Однако, День святого Валентина – праздник католический, пришедший к нам с Запада. Но ведь у нас, на Руси, есть свои святые – покровители влюбленных, брака и семейного счастья. Это Петр и Феврония. Памяти этих святых и посвящен праздник любви, семьи и верности, который отмечается 8 июля. (Слайд 9).

5. Физкультминутка.

6. Работа с пословицами. (Слайд 10)
- В одной из русских пословиц говорится:" Вся семья вместе, так и душа на месте".
-  Как вы понимаете эту пословицу?

Игра: "Собери пословицу". (Работа в группах).

Детям раздаются листочки с отдельными словами из пословиц. Они должны собрать пословицу.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Какие корешки, такие и ветки,
какие родители, такие и детки.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Когда семьи нет, так и дома нет.
Лучше дружная семья, чем слиток золота.
Согласную семью и горе не берет.
«Мир и лад – доброй семьи уклад».

7. Рефлексия:"Закончи предложение".(Предложения написаны на сердечках).
Мама и папа для меня самые
Я доверяю свои тайны
Свою семью я считаю
Родным я хочу пожелать
Стих читает ученик.
Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите,  Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
- А наш класс является семьей?
Да. Сегодня в нашей семье 2 праздника: День рождения класса и День рождения Тани Груздовой. Давайте её поздравим вместе. ( Слайд 11)



семья

любовь

уважение

семья

взаимопомощь


доверие


доброта

традиции


праздники