Эффективные технологии формирования ЗОЖ на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Эффективные технологии формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности. (Из опыта работы)
учитель начальных классов
МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Данильченко О.А.Таганрог, 2015 год.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. (СЛАЙД ) Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. (СЛАЙД ) Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которое позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.(СЛАЙД )
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.(СЛАЙД )
Сложившаяся на сегодняшний день система семейного воспитания не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что пить, курить и употреблять наркотики вредно, но многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо больше двигаться, закаляться, но большая часть взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими отсюда последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Следовательно, «знания» взрослых людей о здоровом
образе жизни не стали убеждениями, у многих родителей нет мотивации к заботе о собственном здоровье. А ведь родители детей дошкольного и младшего школьного возраста являются примером для подражания. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.
Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:
1) проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
2) проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
3)проблему питания школьников;
4)проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.);
5) проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
6) проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. (СЛАЙД).
Наиболее перспективны в решении данных проблем следующие здоровьесберегающие технологии:
1 медико-гигиенические (МГТ);
2 физкультурно-оздоровительные (ФОТ);
3 экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);
4 обеспечения безопасности жизнедеятельности(ТОБЖ);
5 здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе.
1.Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).
2.Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).
3.Работа по профилактике травматизма.
4.Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.
5.Работа специальных групп по физическому воспитанию.
6.Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.
7.Работа танцевальных кружков.
8.Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.
9.Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в
семье» и другие.
10.Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.
11.Работа по программе профилактики табакокурения . 12. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».
13.Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Основные направления здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии
3. Гимнастика для глаз по Аветисову и Базарнову4. Веселые физминутки на уроках и переменах в начальной школе
5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках
6. Дыхательная гимнастика
7. Игровой массаж
8. Формирование навыков здорового образа жизни
9. Формирование культуры здорового питания.
10. Введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза.
11. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
12. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
Целью нашей работы является знакомство родителей и учащихся с правилами укрепления и сохранения здоровья.
Проблемой формирования навыков здорового образа жизни мы заинтересовались при наборе детей в первый класс. Знакомясь с медицинскими картами будущих первоклассников, мы обратили внимание на то, что у многих дошкольников уже выявлено нарушение зрения, нарушение осанки, наличие хронических заболеваний.
Чтобы решить эти проблемы мы подготовили и провели родительские собрания «Режим первоклассника» «Отчего зависит здоровье?», «Здоровое питание – важное условие хорошей успеваемости», утренник «Будьте здоровы!», классные часы и беседы, посвященные здоровому питанию.(СЛАЙД…..)
Были проведены открытые уроки по разным предметам. Хочу рассказать об уроке окружающего мира. Тема: «Здоровый образ жизни». Дети, отвечая на вопрос: «Что значит вести здоровый образ жизни?», путешествовали по разным планетам, знакомились с правилами здорового образа жизни. А затем сделали выводы. (СЛАЙД ) Чтобы быть здоровыми надо:
1 группа – Соблюдай чистоту и закаляйся.
2 группа – Правильно питайся.
3 группа – Сочетай труд и отдых, больше двигайся!
4 группа – Не заводи вредных привычек.
В процессе подготовки к уроку я обратила внимание на повышенный интерес у детей к этой проблеме, увидела необходимость просветительской работы, причем, как с учащимися, так и с их родителями.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в нашем лицее. Каждому педагогу известно, что дети по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Самое ценное здесь – исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления, который является самым важным приобретением ребенка, используется нами для формирования потребности правильного и здорового питания.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся. Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности, научиться работать с информацией. Этому способствует исследовательская деятельность учащихся.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяженными во времени.
Мы начинаем заниматься проектно-исследовательской деятельностью с учениками уже в 1 классе. Это совместная деятельность родителей и учащихся.
С учениками 2-х и 3-х классов чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в деятельность большего числа детей. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу, так как они имеют некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Это такие работы как «Нужен ли нам школьный завтрак?», «Что такое здоровое питание?», «Зачем мы пьем молоко?», «Полезна ли каша?». «Спорт в жизни младшего школьника», «Компьютер –
друг или враг?», «Береги здоровье смолоду» (влияние ранца на осанку), «Влияние газированного напитка Кока-колы на здоровье младшего школьника», учащиеся, выдвигая свои гипотезы, проводят опыты, наблюдения, опросы и убеждаются сами в том, что здоровью нужно уделять большое внимание. Причем, с каждым годом количество детей, занимающихся исследовательской деятельностью и качество работ возрастает. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов, к исследуемой проблеме. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. Своими исследованиями в области питания дети делятся с учащимися других классов. В этом году дети нашего лицея участвовали во Всероссийской конференции «Первые шаги в науку». Работа «Секреты мороженого» заняла 1 место в номинации «Юный исследователь».
В результате исследовательской работы ученики делают вывод:
-Если они научатся с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье, правильно питаться, то смогут учиться с полной нагрузкой, получать прочные знания в школе, а значит, смогут сделать свою Родину еще краше.(СЛАЙД…..)
Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей внеурочной деятельности в школе. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности. Используя авторскую программу Е. В. Посошенко и курс занятий для младших школьников «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (ав.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.), мы создали программу внеурочной деятельности для младших школьников 1 – 4классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 1 -4 классов «Растим здоровых, умных, добрых».
Содержание программы опирается на новый стандарт начального образования.
Занятия разработаны по пяти направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни.
2. Воспитание экологической культуры.
3. Уроки нравственности.
4. Этикет и культура общения.
5. Становление будущего гражданина. (СЛАЙД ) Количество часов в неделю – 1
Цель курса:
-научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
-формировать у детей понятия о ценности здоровья, расширить знания и навыки учащихся по гигиенической культуре;
-формировать представления о нравственности на основе православной культуры;
-знакомить учащихся с природными явлениями, их взаимодействием с проблемами влияния на природу человека, с бережным отношением к окружающему миру;
-ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения к своему здоровью, к правилам поведения.
Задача курса: формирование у детей мотивированной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического самовоспитания.
-дать школьникам элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовился к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировал своё здоровье.
Работа строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.(СЛАЙД )
Учитывая специфику младшего школьного возраста, на уроках мы применяем:
*Игровые сюжеты: тема «Советы доктора Воды». Читаю сказку Чуковского «Мойдодыр». Обсуждая её, дети рассказывают, как ухаживают за собой разные животные (кошки, бурые медведи, обезьяны, слоны, барсуки). (СЛАЙД )-Для чего моется человек? Почему плохо быть грязнулей? (СЛАЙД )Ответы детей:
-никто не хочет дружить с «грязнулей»
-грязная кожа - тело чешется
-грязные уши - человек плохо слышит
-грязные руки - болезни от микробов
(советы доктора Воды)
1.Раз в неделю основательно мойся.
2.Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
3.Каждый день мой руки и ноги перед сном.
4.Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
5.Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку.
6.Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета.
*Продолжи сказку:
«Жил был один сказочный король. У него была дочь. Она любила есть только сладкое. И с ней случилась беда».
-Какая беда случилась с принцессой?
-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?
(советы доктора Здоровой Пищи)
1.Воздерживайтесь от жирной пищи.
2.Остерегайтесь очень острого и соленого.
3.Сладостей тысячи, а здоровье одно.
4.Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
5.Овощи и фрукты – полезные продукты.
*Загадки, пословицы. (СЛАЙД )1.Загадываю загадки о мыле, полотенце, расчёске. А дети рисуют отгадки, или разгадывают кроссворды словами-отгадками.
2.Составляем из слов пословицы по разным темам уроков или проводим «аукцион» пословиц.
*Применяем обсуждение ситуаций: (СЛАЙД ) -Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой… позор!»
Обсуждаем с детьми ситуацию, описанную в стихотворении, а затем формулируем правила « Как не быть грязнулей». Коллективно мы с детьми составляем правила ухода за органами зрения, органами слуха, правила ухода за руками и ногами, за кожей и другие.
*Применяем на уроках здоровья и игры:
-«Полезно - вредно», «Можно - нельзя», «Что разрушает здоровье, что укрепляет» и другие. -Читать лёжа - читать при хорошем освещении.
-Тереть глаза грязными руками - промывать глаза по утрам.
-Смотреть на яркий свет - оберегать глаза от удара.
*Иногда сообщаю детям интересные факты: (СЛАЙД )
-Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляются до 1,5 млрд. микробов.
-Самые чувствительные уши у летучей мыши. Их уши воспринимают около 1 млн. колебаний в секунду, а человеческое ухо - от 16 тыс. до 20тыс. .колебаний в секунду
*Проводим на уроках здоровья опыты:
-Закройте уши ватой. Что произошло? Послушайте тишину и попытайтесь определить, что её нарушает? Какие звуки приятны для уха, а какие нет?
-Как определить, жирная ли пища? Взять дома небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно
*Проводим оздоровительные минутки:
-Это не только физ. минутки. Люди с самого рождения жить не могут без движения.
- Самомассаж: правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке, а левой - на правой. Постарайтесь тщательно растереть каждый суставчик. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного -печени, мизинец помогает работе сердца.(СЛАЙД )
-«Этюд души»: Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дарят здоровье. Опустите руки вниз, ладонями горизонтально к полу. «Я приветствую тебя, земля». Вытяните ладони вперёд перед собой. « Я приветствую тебя, вода». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу. «Я приветствую тебя, воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперёд. «Я приветствую тебя, солнышко».
Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. (СЛАЙД ) Будьте здоровы!
Список литературы
Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
3. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.
4. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
5. Растим здоровых, умных, добрых. Е. В. Посошенко. Для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня.
6. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов здоровья. Учебно – методическое издание. Мастерская учителя. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А..Жиренко О.Е. «ВАКО», 2008г.