Статья на тему Сенсомоторное развитие детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой

Сенсомоторное развитие детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой

Рима АЛЕЕВА,

воспитатель МАДОУ д/с №105 г.Казани

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой , так как от него зависит  речь ребенка ,мелкая моторика , воображение, память, творческие способности, движения  ребенка. Лепка имеет большое значение для  обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен  создавать для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. По мнению психологов  Игнатьева Е.В.,  Венгера  Л.А., Мухиной В.С.,  Запорожца А.В., Якобсон С.Г.  лепка развивает у детей сенсомоторику, наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память. Вдошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в  игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит ,тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности. Доказано ,что именно лепка в среднем  дошкольном возрасте является наиболее доступным и полезным видом деятельности. Занятия лепкой способствуют приобретению возможности изображать предметы и явления действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, своё понимание, своё эмоциональное отношение. Развитие сенсомоторики  детей  в  лепке связано  со способностью дошкольников создать зрительный образ своей будущей работы и умения воплощать его в лепке , что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт –чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец. Красота рождает доброту.  Скульптура - это  один из видов  изобразительного искусства, который отличается тем, что произведения имеют объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Основными художественными средствами в скульптуре выступают осязательный, реальный объем и фактура, цвет же применяется очень ограниченно и условно. Основные материалы, применяемые в скульптуре – глина, гипс, камень, дерево, металл и др. Существует несколько скульптурных техник . Одна из них это лепка. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов  создаются объемные ( иногда рельефные ) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, тестом  или пластилином.    Лепка  входит в повседневную жизнь   ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь  в них так , что одно занятие невозможно отделить от другого. Хорошо , когда  дома или в саду есть пластилин. Тогда  интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вырезать декорации и разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять  соленое тесто, то из него можно вылепить   «вечные » пирожные для игр или игрушки   для новогодней елки. Во дворе или на даче  тоже найдется материал  для лепки. Летом всегда можно отыскать глину  или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снеговиком не поставить пони или белого верблюда, а из снежных комков составить гигантскую гусеницу и разрисовать ее красками. Почему все дети любят   лепить, зачем современному ребенку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый   ребенок воспринимает мир и лепит его по- своему. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно- пластичных образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий!  Каждая фигурка как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом    или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно   оценить  как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного  освоения. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков в конструировании. Он зависит только каждый раз от замысла ребенка, от его умелости  и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются  даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый  раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы . Лепка - вид   художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают  сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой : по смыслу ( Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и колобок), по размещению  в пространстве ( объединяются в сюжет на общей основе ), по пропорциям ( одинакового  и ли разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике ( герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга).
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки,  животных, бытовые предметы ,транспорт,    фантазийные  существа. По способу создания образа выделяют следующие виды лепки : по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию . По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:  индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной ( интегрированной ) ,когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Приемы лепки : - расплющивание  - вдавливание ,загибание краев, прищипывание  - скручивание, сплетение  - вытягивание 
Техника лепки: 

Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
1. объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
2. объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
3. объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).
Скульптурный способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Способы оформления и декорирования образа
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы. Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др. Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.
Сенсорные основы лепки Первый этап  непрерывное обследование объемной формы предмета включает в себя последовательность обвидение объемной  формы предмета и рукой и взором . Начиная с верхней точки  по  главной характерным линиям до низу. Как бы по спирали сверху вниз поза, предмета всегда фиксирована. В  обследовании принимают участие пальцы рук у ладони. Второй этап  прерывноеобследование по частям основных деталей предмета. Обследование рукой и взором формы тела прерывно . С анализом частей и с изменением пропорций, с выделением основной части с соотношением отдельных элементов в целое; обучение порядку членения частей. Третий этап  повторное ощупывание  предмета как целое, обогащенное деталями. Четвертый этап  обследование структурной поверхности т.е. фактуры предмета. Таким образом ,можно сделать вывод ,что лепка это самый осязательный вид художественного творчества. (Ребенок не только видит, что создал, но и трогает берет  в руки и изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками.) который повышает сенсорную чувствительность ,способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук . Таким образом можно сделать вывод,  что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: -повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; -развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; -синхронизирует работу обеих рук; -формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат   и достигать его, при необходимости вносить корректировать его, при необходимости  чается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
На четвертом году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого возраста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоциональное целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функций, формы, цвета. Кончается обследование повторным целостным восприятием. Для последующего изображения предмета в лепке важно не только зрительное , но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест – основной объем ощупать ладонями, а детали – кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать , можно придумать какую - то игровую ситуацию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать французскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, иначе пропадет желание лепить. Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им технику  лепки  предмета. Это хороший обучающий метод при усвоении нового ,так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы лепки , которые может только взрослый человек. Детям нужно показать как пользоваться инструментами . Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях можно использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ, дети становятся инертными. Им иногда достаточно только напомнить знакомый способ действия . Изобразительные возможности 4-летних  детей зависит от развития мышцы кисти руки. Перед занятиями полезно проводить  игровые упражнения. В свободное время полезно проводить игру «Узнай на  ощупь». Ребенку завязывают глаза и он на ощупь определяет, что ему дали в руки- пирамидку ,кубик, шар. Эта игра закрепляет знание детей о различных геометрически формах и полезна для развития ощущений. Обучая детей  среднего дошкольного возраста новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они могут применить в самостоятельном творчестве. На занятиях лепкой, так же как на занятиях рисованием, используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи , песни, загадки,  потешки, которыми начинается или заканчивается занятие Работа со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучить ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а  для этого необходимо им показать способы действия. Например, чтобы обозначить цыплёнку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.
На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.  Таким образом можно сделать вывод, что занятия лепкой и приемы, которые используются  на них, способствуют сенсомоторного развитию и творческо - всестороннему развитию ребенка.


Список используемой литературы
1.     Григорьева Г.Г .  « Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» //    Москва 2000 год 342 стр. 2.     Комарова Т. С.   « Изобразительная деятельность  в детском саду»  (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет)// Издательство Мозаика – Синтез Москва 2006 год 188 стр. 3.     Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду.// – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с. 4.     Казакова Т.Г.  Детское изобразительное творчество: [воспитание и обучение детей ран. и дошк. возраста: задачи, содерж., методика работы с детьми 2-7 лет]: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений // Т.Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика 5.       Лебедев С.М., А.С. Большев , Ю .Р. Силкин , Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова  «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» // Москва  « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС » 2001 год  220 стр.