Эссе Профессионализм педагога — это..


Эссе «Профессионализм педагога – это….»
Рябцева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №26» г. Зимы
В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы ни проходили в этой сфере, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе: в школе - на учителе; в вузе - на преподавателе кафедры. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма.
А что же такое профессионализм педагога? У этого слова есть несколько определений:
«Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.» (Психологический словарь)
«Профессионализм - хорошее владение своей профессией. В языкознании: слово или выражение, свойственное профессиональной речи и употребляемое в общелитературном языке. (Словарь Ожегова С.И)
«Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений» (Профессиональный стандарт педагога)
Почему важно знать это понятие?
Современные школьники живут в такое время, когда за последние пятнадцать лет сделано столько научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Количество изобретений удваивается каждые десять лет. Развиваются экономика, промышленность, компьютерные технологии, растет поток информации, которую должен воспринять учащийся. Но при этом большая часть учителей для современных школьников – это люди другого поколения, другого века. Обучать и воспитывать новое поколение по-старому нельзя. Современный учитель должен не только знать на отлично свой предмет, но и идти в ногу со временем.
А как это сделать?
Ответы на этот вопрос я нахожу в «Профессиональном стандарте педагога», и в «Концептуальных основах Федерального государственного образовательного стандарта», «ФГОС НОО»
Вопрос о профессионализме педагога в современной школе в этих документах рассматривается как совокупность компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития. Чтобы учитель стать профессионалом, он должен обладать рядом социальных и профессионально обусловленных качеств:
быть гражданскоотвественным и активным;
любить детей, быть готовым отдавать им своё сердце
являться интеллегентным, духовно развитым, коммуникабельным
обладать высоким профессионализмом, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений
чувствовать потребность и готовность к постоянному самообразованию
Для себя я считаю наиболее значимыми и важными следующие качества, которые помогают мне в работе достичь профессионального успеха. Я назову их: «потребность и готовность к постоянному самообразованию», «любить детей, быть готовым отдавать им своё сердце», «обладать высоким профессионализмом, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений».
Почему я считаю эти профессиональные качества наиболее значимыми?
Первое качество, которое я считаю наиболее значимым - это «потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему».
«Обучать – значит вдвойне учиться», утверждал Жозеф Жубер. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» говорится в профессиональном стандарте педагога. Но мы заканчивали профессиональные заведения еще до внедрения ФГОС, так что нам теперь нельзя преподавать? Нет, мы - учителя нового времени -обязательно должны повышать уровень своего профессионализма, и поэтому я постоянно прохожу курсы повышения квалификации, участвую в стажировочных площадках, конкурсах различного уровня. Это дает мне возможность не стоять на месте, а осваивать новые технологии и успешно применять их на практике. Так, например, в 2014 году я прошла курсы по теме «Образовательные технологии», которые успешно применяю на уроках и во внеурочное время.
Второе качество – «высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений». Самое главное все-таки в профессии учителя - научить школьников самостоятельности в обучении, предотвратить промахи или вовремя их исправить и этому поможет только профессионализм, который по-моему мнению выстраивается только при системной работе.
Если раньше педагог не мог выйти за рамки программного материала, то современный педагог должен владеть формами и методами, выходящими за рамки уроков. /Профессиональный стандарт педагога. Часть 1: Обучение. Пункт 4/
Профессиональный стандарт дает нам, учителям, возможность к поиску нестандартных решений, которые помогают раскрыть наше творчество, без которого не может раскрыться и творчество современного ученика.
Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, интерактивные методы обучения, приемы технологии развития критического мышления, которые мне позволяют на уроке интересно выстроить процесс обучения, повысить темп работы, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися.
Я активно использую ИКТ-технологии, которые делают мои уроки более яркими, насыщенными, интересными с помощью презентаций, видеороликов, физминуток, различных тренажеров, которые разрабатываю сама или использую опыт своих коллег по профессиональному сообществу «Инфоурок». Ведь ФГОС содержит в качестве требований к условиям образовательного процесса ИКТ-компетентность учителя.
«Мы должны использовать различные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников…» /Профессиональный стандарт педагога: Часть 1: Обучение. Пункт 5/.
Учителю необходимо работать с разными учениками. И с творчески активными, любознательными детьми, которые часто задают вопросы: «Почему? Как? Где?», которые стремятся к новым знаниям, а также с немотивированными к учебе детьми.
Я всегда ищу возможность найти способы «заразить» любовью к творчеству своих учеников, чтобы ребенок научился делать самостоятельные открытия, познавая себя, собственные успехи и достижения, свою творческую индивидуальность и уникальность.
Следующий важный в моей деятельности принцип - любовь к детям, потребность отдать им свое сердце.
Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». Правда, кто-то может сказать, что невозможно любить чужих детей. Может, и нельзя, а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить, дать частицу тепла - это ли не любовь? И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители. Я люблю их разных: шалуна Вадима, внимательную Настю, непоседу Алешу, трудолюбивую Леру. Не в этом ли суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказаться, общаться, иногда даже не умеющие различать добро и зло, с помощь учителя и его любви постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе.
Я считаю, что профессионализм педагога точно сформулировал Симон Львович Соловейчик
: « Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и не всегда хотят лечиться. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Безусловно, в стандарте педагога описано всё, что так необходимо для педагога, но нельзя исключать индивидуальность каждого из нас, потому что индивидуальность и профессионализм – это два неразделимых качества. Между тем, если профессиональные качества учителя в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. И я считаю, что каждый из нас, учителей, вправе выбирать свой профессиональный путь.