Рабочая программа по ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности (вариатив — новый профстандарт)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

2015
Рассмотрена
Цикловой методической комиссией социально-экономических дисциплин
специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
«__» ___________2015г.
Руководитель
______________З.В. Майфат Утверждена
решением педсовета
протокол №___ от 30 августа 2015 г.
Председатель
__________________ В.А.Харченко
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №832 от 28.06.2014 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции №33638 от 19.08.2014 г.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз-техникум»
Разработчики:
З.В Майфат, преподаватель
ГБПОУ КК «АЛХТ» ____________
Рецензенты:

А.Р. Глоян, преподаватель
НЧОУ СПО « Академический колледж»
Квалификация по диплому: экономист
________________________
Л.А. Анденок, главный бухгалтер ООО
«Квадр»
Квалификация по диплому: экономист
________________________
Г.В. Севостьянова, преподаватель ФГБУ
ВПО «Майкопский государственный
технологический университет»
Квалификация по диплому:
Кандидат экономических наук
_________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
25
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
32
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при дополнительном профессиональном образовании или переподготовке по рабочим профессиям в соответствии с классификатором: бухгалтер; кассир 23369 в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
− составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
− составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
− участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
− анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
-Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета
уметь:
− отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
− определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
− закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
− устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
− осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
-Оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности ( 2 часа);
-Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица ( 2 часа)
-Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики экономического субъекта. Оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность ( 2 часа)
-Идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемые базы, суммы налога и сбора, суммы взносов в государственные внебюджетные фонды ( 4 часа)
-Использовать методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды (4 часа)
-Обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды ( 2 часа)
-Использование методами проверки качества составления регистров (2 часа)
-Исправлять ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды. Обеспечивать в рабочее время сохранности налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив (4 часа)
Разрабатывать учетную политику в области налогообложения.. Корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах. Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды (4 часа)
Поиск новых форм налоговых деклараций и инструкций по их заполнению в СПС «Гарант» Разработка форм налоговых регистров. Оценивание изменений налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта (4 часа)
-Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой (12 часов)
Определение объема работ по финансовому анализу, потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах Разработка внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу (2 часа)
Определение источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта. Планирование программы и сроков проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществление контроля их соблюдения, определение состав и формат аналитических отчетов (2 часа)
Применение методов финансовых вычислений (2 часа)
Проверка качества аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнение процедуры по ее обобщению Формирование аналитических отчетов и представление их заинтересованным пользователям (2 часа)
Проведение анализа структуры активов и пассивов баланса ( 2 часа)
Оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта (12 часов)
Применение методов финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установление причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период, оценка потенциальных рисков и возможности в обозримом будущем. (2 часа)
Структурный анализ отчета о прибылях и убытках (2 часа)
Выработка сбалансированных решений по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта. Расчет и анализ финансового цикла. Расчет потребности в собственном оборотном капитале. (4 часа)
Определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах. Разрабатывать финансовую программу развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта. Формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов. Применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками.
( 8 часов)
Знать:
− определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
-Международные стандарты финансовой отчетности (2)
− механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
− методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
-Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни (2)
- Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета (2)
− порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
− методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
− требования к бухгалтерской отчетности организации;
− состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
− бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
− методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
− процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
− порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
− порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
− сроки представления бухгалтерской отчетности;
− правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
− формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
− форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
− форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
− сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
− содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
− порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
- порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия;
- порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ;
-порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ;
− методы финансового анализа;
− виды и приемы финансового анализа;
− процедуры анализа бухгалтерского баланса;
− порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
− порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
− порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
− состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
− процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
− процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
− принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;
-основы финансового менеджмента. Финансовый анализ бюджетирования и управления денежными потоками;( 2 часа)
− процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям;
-Основные компоненты прикладных программ в экономическом анализе (2 часа)
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 357 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 321 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –214 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 107 часов;
курсовая работа - 20 часов;
производственной практики – 36 часов.
Вариатив – 82 часа
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение видом профессиональной деятельности (ВПД) Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код
Профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производственная
(по
профилю специальности),
часов
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 4.1
ПК 4.2 ПК 4.3
Раздел 1. Технология составления
бухгалтерской отчетности 216 144 76 72 ПК
4.4 Раздел 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности 135 90 36 20 35 10 Производственная
(технологическая) практика
(по профилю специальности), часов 36 36
387 234 112 20 107 10 36
3. СТРУКТУРА И содержание профессионального модуля
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
МДК. 04.01 Технология составления
бухгалтерской отчетности 144 Тема.1.1 Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации
-Международные стандарты финансовой отчетности (2) Содержание учебного материала 8 Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее значение и функции. Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.
Принципы формирования бухгалтерской отчетности.
Виды отчетности,
Классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Российские стандарты финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности.
Основные задачи МСФО. Состав МСФО. Сравнительный состав годовой отчетности организаций. Понятие состав и виды отчетности.
Цели и основные принципы составления финансовой отчетности.
Этапы формирования отчетности и ее предоставление пользователям.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Основные требования к информации отчетности. 6 3
Лабораторные работы 0 3
Практические занятия 2 ПЗ №1 Выполнение работ по изучению нормативных документов в части правовых основ составления отчетности (работодатель) Тема 1.2 Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период
Содержание учебного материала 12 Схемы ведения бухгалтерского учета. Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период. Перенос данных
из реестров аналитического учета в регистры синтетического учета и Главную книгу. Подготовительная работа, предшествующая формированию годового баланса. Закрытие всех операционных счетов отчетного периода 4 ПЗ №2 Перенос остатков в Главную книгу 8 ПЗ №3 Оформление бухгалтерскими записями хозяйственных операций ПЗ №4 Закрытие счета 90 «Продажи» ПЗ №5 Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы» Тема 1.3 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период
-Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни Содержание учебного материала 4 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни
Расчет и наличие налогов Закрытие счетов по учету прибыли. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №6 Заполнение учетных регистров Тема 1.4 Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета (4) Содержание учебного материала 4 Определение уровня существенности показателей бухгалтерского баланса.
Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета 2 Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №7 Оценивание существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности Тема 1.5 Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости Содержание учебного материала 6 Порядок составления шахматной ведомости. Порядок составления оборотно -сальдовой ведомости 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ№8 Заполнение оборотно-сальдовой ведомости ПЗ№9 Заполнение шахматной ведомости Тема 1.6 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период Содержание учебного материала 4 Отражение финансового результата деятельности организации перед составлением ее бухгалтерской отчетности. Метод начисления и кассовый метод 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №10 Определение финансового результата Тема 1.7 Требования к бухгалтерской отчетности организации; Содержание учебного материала 2 Требования к бухгалтерской отчетности. Качественные характеристики отчетных форм 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Тема 1.8 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности Содержание учебного материала 12 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности. Состав форм бухгалтерской отчетности. Содержание форм бухгалтерской отчетности согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Числовые показатели, содержащиеся в бухгалтерском балансе.
Содержание бухгалтерского баланса. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в условиях рыночной экономики. Структура отчета о прибылях и убытках. Методические аспекты раскрытия статей отчета о прибылях и убытках. Состав доходов и расходов, влияющих на формирование финансового результата. Отчет об изменениях капитала (форма №3), назначение отчета, его структура. Расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Содержание отчета о движении денежных средств. Порядок формирования отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств как инструмент анализа финансового состояния фирмы. Содержание отчета о целевом использовании полученных средств. Порядок заполнения отчета о целевом использовании полученных средств. 8 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ№11 Расшифровка статей бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках ПЗ №12 Расшифровка статей пояснений к бухгалтерскому балансу Тема 1.9 Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности; Содержание учебного материала 8 Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности; Бухгалтерский баланс (форма № 1). Сущность и значение бухгалтерского баланса
Понятие и виды бухгалтерских балансов. Форматы балансового отчета в мировой практике. Методические аспекты формирования баланса в Российской Федерации.
Особенности формирования баланса при осуществлении реорганизации и ликвидации организации 4 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ №13 Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица. Заполнение разделительного баланса при реорганизации предприятия (4 часа) ПЗ № 14 Заполнение ликвидационного баланса Тема 1.10 Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности; Содержание учебного материала 12 Методы группировки обобщенной учетной информации. Порядок перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в бухгалтерскую отчетность. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 10 ПЗ№15 Заполнение бухгалтерского баланса. Перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в бухгалтерский баланс ПЗ№16 Заполнение Отчета о прибылях и убытках. Перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в Отчет о прибылях и убытках ПЗ№17 Заполнение Отчета об изменениях капитала. Перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в Отчет об изменениях капитала ПЗ№18 Заполнение отчета о движении денежных средств. Перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в Отчет о движении денежных средств ПЗ №19 Заполнение отчета о целевом использовании средств Тема 1.11 Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу Содержание учебного материала 12 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках - табличный вариант
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках - текстовый вариант. Взаимоувязка показателей статей бухгалтерской отчетности
Новые формы бухгалтерской отчетности. Перерегистрация организации в государственных органах 4 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 8 ПЗ№20 Заполнение пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках ПЗ№ 221 Заполнение пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках ПЗ№22 Установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов ПЗ№23 Освоение новых форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручения по перерегистрации организации в государственных органах Тема 1.12 Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
Содержание учебного материала 4 Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета. ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений». Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений. Корректировка стоимости актива (обязательства). Отражение изменений в пояснительной записке. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 ПЗ № 24 Определение (разработка) способов ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики экономического субъекта. Оценка возможных последствий изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность ( 2 часа) 2 Тема 1.13 Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости
Содержание учебного материала 2 Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости. Закон «Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № ФЗ. Обязательный аудит. Аудиторское заключение и его структура. Содержание аудиторского заключения. Формы аудиторского заключения 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Тема 1.14 Сроки представления бухгалтерской отчетности Содержание учебного материала 2 Сроки представления бухгалтерской отчетности. Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Тема 1.15 Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций Содержание учебного материала 2 Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций. ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Тема 1.16 Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению; Содержание учебного материала 10 Понятие налогового производства, информационное обеспечение налогового производства и его документирование.
Основные группы налоговых документов.
Налоговая отчетность и ее место в налоговом производстве.
Характеристика критериев информации в налоговой отчетности (уместность, достоверность, сопоставимость, экономичность).
Основные требования, предъявляемые к налоговой отчетности.
Налоговая декларация: сущность, значение и виды налоговых деклараций.
Структура налоговой декларации и порядок ее составления.
Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению. 6 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 ПЗ № 25 Идентификация объектов налогообложения, исчисление налогооблагаемой базы, суммы налога и сбора, 4 ПЗ № 26 Использование методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности (4 часа) Тема 1.17 Форма налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению Содержание учебного материала 6 Формы отчетности по страховым взносам. Инструкция по их заполнению. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ № 27 Идентификация объектов суммы взносов в государственные внебюджетные фонды ПЗ № 28 Использование методами проверки качества составления регистров отчетности в государственные внебюджетные фонды (4 часа) Тема 1.18 Форма статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению; Содержание учебного материала 4 Формы статистической отчетности. Инструкции по заполнению форм статистической отчетности. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 Тема 1.19 Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики; Содержание учебного материала 6 Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики. Ответственность за несвоевременную сдачу декларация в налоговые органы 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ № 29 Обеспечение установленных сроков выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды ПЗ № 30 Исправление ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды. Обеспечение в рабочее время сохранности налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив (4 часа) Тема 1.20 Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению; Содержание учебного материала 6 Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению. 2 Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ № 31 Разработка учетной политики в области налогообложения .Корректировка налоговой политики экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах. Разработка внутренних организационно-распорядительные документов, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды ПЗ № 32 Поиск новых форм налоговых деклараций и инструкций по их заполнению в СПС «Гарант» Разработка форм налоговых регистров. Оценивание изменений налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта (4 часа) Тема 1.21 Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах; Содержание учебного материала 2 Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. Постановка на учет в налоговых органах. Постановка на учет во внебюджетных фондах. Постановка на учет в органах статистики 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Тема 1.22 Порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия
Содержание учебного материала 12 Порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия. Преимущества компьютерной обработки данных учета в организации управления. Использование программы 1С: Бухгалтерия предприятия при формировании отчетности 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 10 ПЗ№33 Создание информационной базы и базы данных условного предприятия ПЗ№34 Заполнение документов о фактах хозяйственной деятельности по данным условного предприятия ПЗ№35 Заполнение документов на основе хозяйственных операций по данным условного предприятия ПЗ№36 Заполнение документов о фактах хозяйственной деятельности по данным условного предприятия ПЗ№37 Закрытие счетов (10 часов) Тема 1.22 Порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ; Порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ Содержание учебного материала 4 Порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ; Порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ. Регламентированная и финансовая отчетности. Предоставление отчетов в электронном виде (2 часа) 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№38 Формирование регламентированной отчетности (2 часа) Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Систематическая проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
Поиск на сайте Федеральной налоговой службы РФ (http://format.nalog.ru/) в разделе «Налоговая отчетность», пункт «Справочник налоговой и бухгалтерской отчетности (формы, бланки, форматы, инструкции, xsd-схемы)»;
Поиск на сайте Бухгалтерия. Ру
Поиск на сайте Клерк.Ру
Поиск на сайте 1С: Программное обеспечение
Сообщение: Освоение новых форм бухгалтерской отчетности,
выполнение поручения по перерегистрации организации в государственных органах
Сообщение: Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению 72 МДК 04.02
Основы анализа бухгалтерской отчетности 90 Раздел 2 Основы анализа бухгалтерской отчетности 135 Тема 2.1 Методы финансового анализа
Содержание учебного материала 2 Сущность финансового анализа и его задачи. Методы финансового анализа (горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный, сравнительный, факторный анализ). Информационная основа финансового анализа. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Значение финансового анализа2
3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №1 Определение объема работ по финансовому анализу, потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах Разработка внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу ПЗ №2 Определение источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта. Планирование программы и сроков проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществление контроля их соблюдения, определение состав и формат аналитических отчетов (2 часа) Тема 2.2 Виды и приемы финансового анализа; Содержание учебного материала 4 Виды финансового анализа. Приемы финансового анализа (сравнение, сводка и группировка, прием цепных подстановок и разниц.) 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№3 Применение методов финансовых вычислений (2 часа) Тема 2.3 Процедуры анализа бухгалтерского баланса
Содержание учебного материала 2 Процедуры анализа бухгалтерского баланса. Анализ баланса без предварительного изменения состава балансовых статей. Формирование уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей. Дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№ 4 Проверка качества аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнение процедуры по ее обобщению Формирование аналитических отчетов и представление их заинтересованным пользователям (2 часа) 2 Тема 2.4 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса; Содержание учебного материала 4 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса. Анализ динамики валюты баланса. Анализ структуры актива баланса. Анализ структуры пассива баланса. Вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ баланса 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№5 Проведение анализа структуры активов и пассивов баланса ( 2 часа) Тема 2.5 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса; Содержание учебного материала 6 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования. Оценка имущественного положения (величина основных средств
и их доля в общей сумме активов, коэффициент износа основных средств, общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия). Оценка финансового положения (величина собственных средств и их доля в общей сумме источников, коэффициент покрытия, определение долей собственности и заёмный оборот средств в их общей сумме). Наличие «больных» статей в отчётности (убытки, ссуды и займы, не погашенные в срок, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности). 4 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №6 Оценка и анализ финансового потенциала, экономического субъекта Формирование обоснованных выводов по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта ( 2 часа) Тема 2.6 Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса
Содержание учебного материала 4 Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса. Виды ликвидности: текущая, перспективная. Группировка активов и пассивов баланса по степени ликвидности. Порядок расчета коэффициентов ликвидности баланса. Анализ коэффициентов ликвидности 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №7 Оценка и анализ, ликвидности экономического субъекта. Формирование обоснованных выводов по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта ( 2 часа) Тема 2.7 Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности Содержание учебного материала 4 Показатели платежеспособности. Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности. Анализ коэффициентов платежеспособности 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №8 Оценка и анализ, платежеспособности экономического субъекта. Формирование обоснованных выводов по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта ( 2 часа) Тема 2.8 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
Содержание учебного материала 4 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации. Порядок расчета показателей для оценки несостоятельности (банкротства). Анализ коэффициентов вероятности банкротства. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ №9 Применение методов финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установление причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период, оценка потенциальных рисков и возможности в обозримом будущем. (2 часа)
Определение несостоятельности (банкротства) организации Тема 2.9 Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
Содержание учебного материала 8 Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Относительные показатели финансовой устойчивости. Порядок расчета коэффициентов финансовой устойчивости. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости 6 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№10 Оценка и анализ финансовой устойчивости, экономического субъекта (2 часа) Тема 2.10 Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
Содержание учебного материала 4 Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках. Анализ динамики и структуры отчета о прибылях и убытках. Анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках. 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№12 Структурный анализ отчета о прибылях и убытках (2 часа) Тема 2.11 Принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технология расчета и анализа финансового цикла
Содержание учебного материала 8 Принципы и методы общей оценки деловой активности организации. Порядок расчета коэффициентов деловой активности по данным бухгалтерской отчетности. Общие показатели оборачиваемости. Показатели управления активами. Анализ коэффициентов деловой активности. Операционный цикл. Технология расчета и анализа финансового цикла. Потребность в собственном оборотном капитале 4 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 4 ПЗ№11 Оценивать и анализ инвестиционной привлекательности экономического субъекта ПЗ№12 Выработка сбалансированных решений по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта. Расчет и анализ финансового цикла. Расчет потребности в собственном оборотном капитале. ( 4 часа) Тема 2.12 Основы финансового менеджмента. Финансовый анализ бюджетирования и управления денежными потоками (10 часов)
Содержание учебного материала 10 Основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками. Законодательство Российской Федерации о стратегическом планировании, в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта. Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 8 ПЗ№ 13 Определение объема работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах Разработка внутренних организационно-распорядительных документов, в том числе регламентирующих порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками ПЗ №14 ,,,Определение финансовых целей экономического субъекта, степени их соответствия текущему финансовому состоянию экономического субъекта, способов достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе ПЗ №15 Разработка финансовой программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта. Формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов ПЗ №16 Планирование объемов, последовательности и сроков выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение. Применение результатов финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками Тема 2.13 Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям;
Содержание учебного материала 6 Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям; Анализ структуры и динамики прибыли от продаж. Анализ структуры и динамики чистой прибыли. Маржинальный доход. Показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности. Анализ прочих доходов и расходов. Анализ рентабельности. обычных видов деятельности. 4 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ № 17 Оценка и анализ прибыльности и рентабельности экономического субъекта (2 часа) Тема 2.14 Анализ финансовой отчетности с использованием прикладных программ
Содержание учебного материала 4 Основные компоненты прикладных программ в экономическом анализе (2 часа) 2 3
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№18 Расчет финансовых показателей с использованием прикладных программ
( 2 часа) Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Систематическая проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы раздела 2:
Автоматизация консолидированной бухгалтерской отчетности
Автоматизированные программы для проведения анализа бухгалтерской отчетности
Дополнительные задачи: Создание в Ехсеl электронных таблиц 35 Курсовая работа
Тема курсовой работы: Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере предприятия)
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа деятельности организации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности
организации
2.3. Организация учетной и аналитической работы в организации
2.4. Анализ структуры бухгалтерского баланса
2.5. Оценка финансовой устойчивости
2.6. Анализ платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса
2.7. Анализ финансовых результатов деятельности
2.8. Анализ деловой активности
Глава 3. Рекомендации по улучшению финансового состояния
3.1. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности
3.2. Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях кризиса
3.3. Мероприятия по повышению финансовой безопасности в условиях кризиса
Заключение 20 Самостоятельная работа для выполнения курсовой работы
Составление плана выполнения работы
Проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов.
Выполнение работ по темам: Теоретические аспекты учета и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности,
Дополнительные задачи: открытие счетов бухгалтерского учета, подсчет оборотов и сальдо; заполнение учетных регистров, заполнение Главной книги; составление оборотно-сальдовой ведомости, составление заключения с рекомендациями об улучшении финансового состояния организации
Оформление курсовой работы 10 Производственная практика (по профилю специальности) 36 Постановка целей и задач производственной практики. Проведение инструктажа по технике безопасности. Составление плана работы обучающегося. Выдача задания 6 Виды работ по разделу 1 Технология составления бухгалтерской отчетности
Отражение хозяйственных операций нарастающим итогом в учетных регистрах. 6 Заполнение форм бухгалтерской отчетности 6 Заполнение налоговых деклараций 6 Виды работ по разделу 2: Основы анализа бухгалтерской отчетности
Проведение анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности 6 Оформление отчета. Диф.зачет 6 Всего по модулю: 387 4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Бухгалтерский учет» и лаборатории «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета «Бухгалтерский учет» и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект бланков бухгалтерской документации;
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- калькуляторы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Учебная бухгалтерия»:
- автоматизированное рабочие места преподавателя и студентов, оснащенные лицензионным программным обеспечением:
- общего назначения
- профессионального назначения - 1С:Бухгалтерия предприятия и т.п..
- справочными информационно-правовыми системами: «Гарант», «Консультант Плюс» и т.п.;
- многофункциональное устройство (МФУ): принтер, сканер, копир, факс;
- интерактивная доска;
- калькуляторы;
- комплект бланков бухгалтерской документации;
- комплект законодательных и нормативных документов.
Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: (справочная, методическая и др.)
Закон Российской Федерации от 06.11.12. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.
Оценка финансового состояния предприятия (Методические рекомендации Минэкономики РФ, Минфина РФ, Госстроя РФ от 21.06.1999 N ВК 477) 
Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник - изд. 15-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. -504с.- СПО
Богатая, И.Н. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /И.Н. Богатая, Е.Г. Богров, Е.М. Ефстафьева, под ред. Хахоновой Н.Н. – М.: Феникс, 2008. – 380 с.
Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2010. – 416 с.
Бухгалтерский и налоговый учет в программе 1С:Бухгалтерия 8 Харитонов С.А. 2 изд.-СПб.:питер.2009-592 с.
1С Бухгалтерия 8.2 практическое пособие/коллектив авторов под редакцией Н.В. Селищев - М: КНОРУС, 2012.-392с.
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учебных заведений-М.: Издательский центр «Академия»,2009.-272 с.
Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4–е изд. перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 512 с.
Дополнительные источники:
1.Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации-3-е из., перер. И доп./ М,: Финансы и статистика, 2012 -304 с.
2.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г. Б. Поляка. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2010. – 527 с.
3.Черногорский С.А., Тарушкин А.Б. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений. – М.: Герда, 2012. – 325 с.
Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».
Справочная информационно-правовая система «Гарант».
Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.
Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.
Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В целях реализации компетентностного подхода при освоении модуля предусматривается использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций), а также педагогической технологии «Имитационная фирма (учебная бухгалтерия)», где происходит имитационное моделирование деятельности бухгалтерии предприятия со всеми присущими ей организационными формами и рабочими процессами. Технология «Учебная бухгалтерия» создает образовательную и воспитательную среду, благоприятную для формирования личности учащихся, развития навыков самообразования, самовоспитания, самореализации. Результатом включения технологии «Учебная бухгалтерия» в образовательный процесс является интеграция системы знаний с приобретением опыта профессиональной деятельности. Организация деятельности «Учебной бухгалтерии» обеспечивает решение следующих задач:
развитие навыков профессиональной деятельности при помощи имитации ситуации работы бухгалтерии реального предприятия;
организация учебных занятий и деятельности, направленной на активное поведение учащихся, связанное с решением практических задач;
развитие ключевых профессиональных навыков – самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности.
Реализация программы модуля предполагает выполнение обучающимися практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.
Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности является освоение междисциплинарного курса МДК 1. Технология составления бухгалтерской отчетности, междисциплинарного курса МДК 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности и учебной практики.
При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Налоги и налогообложение», «Экономика организации», «Статистика», «Основы бухгалтерского учета», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», а также на дисциплинах «Математика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» математического и общего естественнонаучного цикла.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие высшего профессионального образования по специальности экономического направления, соответствующей профилю модуля;
опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита;
преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав:
специалисты с высшим профессиональным образованием экономического профиля - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учета», «Экономика организации», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;
опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита является обязательным;
обязательное прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
(МДК 04.01)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
1 2 4
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ;
Умение:
− отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
− определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период -точность выполнения работ по изучению нормативных документов в части правовых основ составления отчетности и изучению МСФО;
-достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета нарастающим итогом имущественного и финансового положения организации;
-точность определения финансовых результатов;
- полнота проведения процедуры закрытия счетов, оформления Главной книги, составления оборотно-сальдовой ведомости согласно заданным условиям на основании регистров бухгалтерского учёта и в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ; Текущий контроль:
- экспертная оценка на практическом занятии;
- экспертная оценка по результатам практического занятия
Экзамен (квалификационный)
Знание:
− определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
− механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
− методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
− порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
− методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
-формулирование порядка определения бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
- формулирование механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
- описание методов обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
- формулирование методов группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
- правильность порядка составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
− формулирование методов определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период; Текущий контроль:
-устный опрос;
- тестовый опрос;
Экзамен по МДК 04.01
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. Умение:
− закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
− устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
− осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
- формировать бухгалтерскую отчетность в программе 1С: Бухгалтерия предприятия -точность и достоверность выполнения работ по закрытию учетных регистров и заполнению форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту;
- полнота и точность установления идентичности показателей бухгалтерских отчетов;
-полнота и точность заполнения форм бухгалтерской отчетности
-полнота выполнения поручений по перерегистрации организации в государственных органах;
-точность формирования отчетности в программе 1С:Бухгалтерия Текущий контроль:
- экспертная оценка на практическом занятии;
- экспертная оценка по результатам практического занятия
Экзамен по МДК 04.01
Экзамен (квалификационный)
Знание:
− требования к бухгалтерской отчетности организации;
− состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
− бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
− процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
− порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
− порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
− сроки представления бухгалтерской отчетности;
− правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций -формулирование принципов и требований к бухгалтерской отчетности организации
-описание порядка процедуры, предшествующей заполнению форм бухгалтерской отчетности
-описание бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности
-формулирование порядка заполнения бухгалтерского баланса
− определение состава и содержания форм бухгалтерской отчетности;
-описание процедуры составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
-описание порядка отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
- описание сроков представления бухгалтерской отчетности;
-формулирование правил внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
-описание порядка организации получения аудиторского заключения в случае необходимости Текущий контроль:
-устный опрос;
- тестовый опрос;
Экзамен по МДК 04.01
ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. Умение:
- формировать налоговые декларации с применением прикладных программ;
- формировать отчеты во внебюджетные фонды с применением прикладных программ
-формировать формы статистической отчетности;
-точность и полнота формирования налоговых деклараций по налогам и сборам;
-точность и полнота формирования отчетов во внебюджетные фонды;
-точность и полнота формирования форм статистической отчетности
-точность выполнения работ
по формированию налоговых деклараций, составлению отчетов во внебюджетные фонды, форм статистической отчетности в программе 1С:Бухгалтерия;
-описание содержания форм налоговых деклараций по налогам и сборам;
-описание содержания форм налоговой декларации по страховым взносам;
-определение содержания форм статистической отчетности Текущий контроль:
- экспертная оценка на практическом занятии;
- экспертная оценка по результатам практического занятия
Портфолио
Знание:
- порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия;
- порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ;
-порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ;
-описание содержания форм налоговых деклараций по налогам и сборам;
-описание содержания форм налоговой декларации по страховым взносам;
-определение содержания форм статистической отчетности Текущий контроль:
-устный опрос;
- тестовый опрос;
Экзамен по МДК 04.01
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. Умение:
- применять приемы и методы анализа;
-проводить анализ бухгалтерской (финансовой)
отчетности
- применять методы общей оценки деловой активности организации,
- проводить процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям
- проводить анализ по данным бухгалтерской отчетности с помощью компьютерной обработки; Текущий контроль:
- экспертная оценка на практическом занятии;
- экспертная оценка по результатам практического занятия
Экзамен (квалификационный)
Знание:
− методы финансового анализа;
− виды и приемы финансового анализа;
− процедуры анализа бухгалтерского баланса;
− порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
− порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
− порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
− состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
− процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
− процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;
- анализ финансовой отчетности с использованием прикладных программ -точность и полнота применения приемов и методов анализа;
-точность выполненных расчетов и полнота сделанных выводов;
-формулирование методов финансового анализа;
-описание видов и приемов финансового анализа;
-полнота проведения анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
- точность полученных
показателей при проведении анализа финансовой отчетности;
- описание процедур анализа бухгалтерского баланса;
-формулирование
порядка общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
-описание порядка определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
- описание процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
-формулирование порядка расчета коэффициентов для оценки платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;
-определение процедуры анализа отчета о прибылях и убытках;
-описание процедуры анализа приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
-− описание состава критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
- точность проведения анализа по данным бухгалтерской отчетности с помощью компьютерной обработки;
-определение порядка анализа финансовой отчетности с использованием прикладных программ Текущий контроль:
-устный опрос;
- тестовый опрос;
Экзамен по МДК 04.01
в виде защиты курсовой работы
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства.
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы во время прохождения практики Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по учебной и производственной практикам.
Экспертная оценка в процессе защиты практических работ, решения ситуационных задач.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр.
Экспертная оценка выполненной домашней работы.
Анализ портфлолио:
- положительные отзывы руководителей практики со стороны предприятия.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета.
Оценка эффективности и качества выполнения ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий.
Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Нахождение и использование разнообразных источников информации.
Грамотное определение типа и формы необходимой информации.
Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.
Определение степени достоверности и актуальности информации.
Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации.
Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации.
Правильная интерпретация интерфейса специализированного программного обеспечения и нахождение контекстной помощи.
Правильное использование автоматизированных систем делопроизводства.
Эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу.
Передача информации, идей и опыта членам команды.
Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.
Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.
Регулярное представление обратной связь членам команды.
Демонстрация навыков эффективного общения. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Грамотная постановка целей.
Точное установление критериев успеха и оценки деятельности.
Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям.
Обеспечение выполнения поставленных задач.
Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.
Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений.
Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля.
Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля.
Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации. ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Демонстрация освоения новых программных средств, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета.
Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет.
Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности. Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)