Статья духовные ценности культуры
Духовные ценности повседневной культуры как основа формирования патриотического сознания личности
Шиповская Людмила Борисовна, преподаватель английского языка АБМК, 410056, luda1956rus@mail.
Аннотация на статью: «Гуманитарные исследования» на тему: «Духовные ценности повседневной культуры как основа патриотического сознания личности»
В статье рассматриваются различные сферы применения такого феномена как духовные ценности повседневной культуры. Актуальность темы обусловлена теоретико-методологическими и практическими потребностями, поскольку осмысление русского самосознания и менталитета, особенности его формирования способствуют пониманию парадигмы, форм и методов организации межнационального общения в России.
На материале эмпирических исследований анализируются сущность, специфика, содержание гражданского и патриотического воспитания студенческой молодёжи.
Статья предназначена для преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов, специалистов в области образования.
Ключевые слова: духовные ценности, русское самосознание и менталитет, патриотизм, гражданственность.
Summary on article: "Humanitarian researches" on a subject: "Cultural wealth of daily culture as basis of patriotic consciousness of the personality"
In article various scopes of such
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·or teachers of the highest and average educational institutions, students, experts in the field of education.
Keywords: cultural wealth, Russian consciousness and mentality, patriotism, civic consciousness.
За последние годы всё более проявляется тенденция возрастания интереса молодежи, как к далёкому, так и к недавнему прошлому нашего Отечества к духовно-нравственным и философским проблемам. Это свидетельствует, что в молодёжной среде идёт спонтанный поиск жизненных духовных ориентиров.
Разработка проблемы духовно-нравственного развития студента на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации, обусловленной общественным реформированием страны, что не может не находить своего отражения на всех уровнях и ступенях образовательной системы. Сложность данной ситуации обусловлена нарастанием ряда негативных тенденций как следствия социально-экономических проблем общества: региональной дезинтеграции общества, тенденция депопуляции титульной нации (русского народа), снижение духовности молодежи, что затрудняет становление у них гражданственно-патриотических ценностей, формируемых в процессе гражданственно-патриотического воспитания.
Воспитание человека всегда было направлено на формирование у него определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова и др.). Гражданственность и патриотизм, по мнению А.С. Гаязова, И.М. Дуранова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, Н.Д. Никандрова, В.Д. Шадрикова составляют каркас ценностного ряда воспитания.
Проблема ценностей имеет, как известно, длительную историю, в ходе которой менялись их качественные приоритеты, количество, социальная значимость. Предпринятый нами анализ позволяет заключить, что в качестве основы реализации цели-идеала (Гражданин, Человек Культуры и Нравственности) выступают следующие ценности: ценность бытия, жизни, активной жизнедеятельности; ценность личного и национального самосознания; ценность национального достоинства; ценность толерантного отношения к членам социума; ценность любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье; ценность чувства ответственности перед собой и другими; ценность социальной мобильности.
Ценности воспитания, составляют основу большинства концепций воспитания, (В.А. Караковский, З.А. Малькова, Н.Л. Селиванова, В. М. Коротков и др.). В них нашли также свое отражение проблемы гражданственно-патриотического воспитания студенческой молодежи, активно разрабатываемые применительно к высшей профессиональной школе (Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, С.И. Маслов, Н.Д. Никандров, В.Ю.Троицкий и др.), рассматриваемые данными авторами применительно к социальной системе, общности в качестве сердцевины, цементирующей силы, представляется согласно исследованиям данных авторов актуальным и перспективным направлением в современной педагогической аксиологии и в педагогике высшего профессионального образования в целом. Реализация идеи ориентации молодежи на духовно-нравственные ценности создает гуманистическую базу профессиональной подготовки студенчества в высшей школе.
Духовно-нравственное воспитание нами рассматривается как целостный процесс, имеющий две стороны: одна из них –овладение духовно-нравственными знаниями и умениями оперировать ими (образование); другая – развитие духовно-нравственных отношений и соответствующего поведения. Результатом их гармонического взаимодействия и развития является формирование духовно-нравственного аспекта мировоззрения студентов.
Имеющиеся исследования по данной проблеме показывают, что современному информационному обществу свойственны новые воспитательные парадигмы, одной из которых является гражданственно-патриотическое воспитание, выступающее как процесс, базирующийся на таких ценностях как: гражданственность и патриотизм.
Рассматривая особенности гражданственно-патриотического воспитания студентов в современных условиях, мы определили основы нашего понимания данного феномена, состоящие в следующем:
использование аксиологического подхода при определении и конкретизации гражданственно-патриотических ценностей, отражающих межличностные, межгрупповые, межсоциальные и межнациональные отношения;
применение интегративного подхода к гражданственно-патриотическому воспитанию, связанного с формированием гражданственно-патриотического аспекта мировоззрения студентов, включающего познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;
опору на целостный подход к гражданственно-патриотическому воспитанию, включающему в себя развитие всех составных компонентов педагогического процесса, в том числе цели гражданственно-патриотического воспитания их декомпозицию, содержание и основные идеи гражданственности и патриотизма, критерии и способы проверки уровня их сформированности;
использование факторного подхода к гражданственно-патриотическому воспитанию, связанного с наличием внешних и внутренних факторов и условий их реализации на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-педагогическом уровнях.
Анализ развития педагогической мысли и практики показывает,
что гражданственно-патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся:
возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегративную функцию. Вместе с этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом;
современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданственно-патриотического воспитания. К таким теориям относятся "педагогика воспитания в духе мира"; "педагогика ненасилия"; "педагогика гуманизма"; "педагогика сотрудничества" и ряд других.
теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики:
каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания;
каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью;
каковы педагогические условия становления ценностных ориентаций студентов.
Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого молодого человека как Гражданина Отечества.
У каждого преподавателя вуза должна быть целевая ориентация на развитие у учащихся гражданско-патриотического сознания.
Преподаватели-гуманитарии имеют более широкие возможности для осуществления воспитательного формирующего воздействия на студентов. Например, преподаватели иностранных языков постоянно ищут пути слияния учебно-познавательного процесса с воспитательным процессом через подбор учебно-методической литературы, в частности, текстов о родной стране, столице своей Родины, достопримечательностях и достижениях народа в различных областях науки и техники. Кабинеты иностранных языков обеспечены наглядными пособиями такими, как карты России, стендами, иллюстрированными книгами. Планируется использовать видеофильмы на иностранных языках о России и ее столице, о родном городе, выдающихся людях нашей страны. Все это должно способствовать развитию чувства гордости за свою Родину.
Однако этого явно не достаточно. В период обновления России следует уделить внимание поиску новых взаимосвязей, отношений и педагогических условий, в которых могут обнаружиться специфические грани воспитания патриотизма и развития студентов средствами совершенствования профессионально-технического и управленческого мастерства преподавателя.
В связи с этим необходимо целостное представление о системе педагогического управления формирующим дидактическим процессом.
Нам представляется, что для достижения поставленной цели следует определить интегративную основу и структурные составляющие системы педагогического управления воспитательным процессом, и на их основе необходимо разработать алгоритм управляющего воздействия преподавателя на студенческую молодежь в новых условиях. Именно рациональная алгоритмическая деятельность преподавателя позволила бы изыскать дополнительные резервы времени для реализации целей воспитания патриотизма студентов в учебном процессе. Для этого необходимо проанализировать структурно- функциональную взаимосвязь системы управления образовательным процессом с системой воспитательных воздействий и найти новые возможности усилить воспитание патриотизма в условиях обновленной России.
Познавательное дискуссионное аудиторное общение является ключевым приемом в реализации целенаправленного педагогического воздействия.
Ценности нового поколения закладываются, формируются, развиваются изнутри. Молодежь сама выступает против навязывания. Для нее главное – внутренняя свобода, свобода выбора. У молодежи нет рамок для развития. Она оригинальна, интересна, в ней есть жизнь. И что самое главное, у нее есть движение. Мы считаем, что человеку для сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать.
Ценности направляют личностное, социальное и профессиональное самоопределение студента, детерминируя его образ жизни и жизненный путь. В ценностях заложена генетика социального поведения, в том числе и профессионального и гражданского. Развитие у студентов ценностного самосознания в единстве с практическими умениями и качествами, реализуемыми в системе социальных отношений и норм избранной профессиональной сферы, является предпосылкой для формирования у них межкультурной профессиональной компетенции,
человеческого в человеке – его родовых, всеобщих по значению общекультурных способностей, которые организуют особенные проявления человека как гражданина, специалиста и т. д., в профессиональной области модифицируется в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии, функции и коммуникативные действия согласно специальности.
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам [4].
Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они – в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.
Литература:
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000–606с.
Загвязинский В.И. Гармония как цель образования // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: Тез. докл. научн. практ. конф. / Под ред. В.А. Федорова. – Екатеринбург, 2000.
Закон РФ "Об Образовании" в редакции от 10.07.92,№ 3266-1". О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования.-Липецк, 1998. – 67 с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – 261 с.
Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. – Boston, 1997. – 444 p.
Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи в условиях обновлённой России. - Монография.- Изд. Дом «Астраханский университет», 2010.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Default Paragraph FontTable Normal
No ListLine NumberHeader CharFooter Char