Презентация на тему Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» в начальной школе (мастер-класс)
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» в начальной школе (мастер-класс)Учитель: Л.А.Решетова МАОУ НГО «СОШ №4»Г.Новая Ляля 2014
Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель).Формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).Заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.Интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Тема урока: «Разделительный мягкий знак».Тип урока: открытие нового знания.Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных. Задачи: Предметные:-способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;Метапредметные:Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;соотносить результат своей деятельности и оценивать его.Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды;умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД, формируемые на данном этапеI этап. Организационный Эмоциональный настрой.Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2)Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу.Регулятивные:-нацеливание на успешнуюдеятельность.Личностные:-самоопределение к деятельностиКоммуникативные:формирование умения слушать и слышать.
II этап. Актуализация знанийРабота в тетрадяхЗапишите число. Классная работа.Минутка чистописания (слайд 3)-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадкуЧто за буква, кто узнает:Звука не обозначает,Может только показать,Как согласную читать.-Самооценка выполненной работы.Диалог с учителем.Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.Метапредметные результаты:Коммуникативные:-уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами;-вступать в учебный диалог с учителем Познавательные:-поиск и выделение необходимой информации; -применение методовинформационного поиска.Регулятивные:-оценивать ход и результат выполнения задания.
ььь Минутка чистописанияЧто за буква, кто узнает:Звука не обозначает,Может только показать,Как согласную читать.
медведьСловарная работа. (слайды 5-12) Картинный диктант
морковь
снегирь
апельсин
коньки
учитель
Медведь, морковь, снегирь, апельсин, коньки, пальто, учитель.
II этап. Актуализация знаний- На какие 2 группы можно разделить? (1.Одушевленные, неодушевленные;2.ь знак в конце, в середине). -Что объединяет все слова? (ь знак)-Какую работу выполняет ь знак в этих словах? -Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? Самооценка «Тетрадь продвижения». Метапредметные результаты:Коммуникативные:-уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.Регулятивные:-оценивать ход и результат выполнения задания.
«Тетрадь продвижения» по русскому языку: тема «Словарные слова» Бобровой НастиБез ошибок1 ошибка2 ошибкиБолее 3 ошибок 04.02. 11.02. 15.02 18.02 26.02
III. Постановка учебной проблемы.Создание проблемной ситуации. Предъявление практического задания с «ловушкой». Показ фотографии, где изображены дети.Данил, Тимур и Егор – все они мои … (друзья)Друзья – сравните произношение и написание ДРУЗЯ-Что вы заметили? Как правильно написать это слово?Учитель разрезает карточку «друзя», отделяя буквы друз от я. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак -Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)- Какая тема урока? (слайд 13)Корзина умных вопросов.- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?- Какую работу выполняет разделительный ь? - В каких словах пишется разделительный ь?- Где в словах пишется разделительный ь?- Как отличить разделительный ь и ь? Решение проблемной ситуации. Сталкивание разных точек зрения, определение выхода из ситуации.Учащиеся высказывают свои мысли,формулируют тему урока и задают вопросы (с помощью учителя).Метапредметные результатыПознавательные:- постановка и решение проблемы;построение логической цепи рассуждений; - доказательство;-выдвижение гипотез и их обоснование.Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли всоответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тема урока: « Разделительный мягкий знак».
пя – пьяню - нью лё - льё би – бьиме - мьеЙ’Й’Й’Й’Й’
lV Открытие нового знания.Физкульт-минуткаПрактическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би – бьи, ме – мье (слайд 14) Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика. Дети читают и указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’].Метапредметные результатыРегулятивные:Оценивать ход и результат выполнения заданияПознавательные:-Понять, когда следует писать ь –мягкий разделительный знак. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;коллективное создание алгоритма о правописании разделительного мягкого знака; -сформулировать правило по написанию разделительного мягкого знака.Коммуникативные:-Уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Предметные результаты:-Запомнить, когда следует писать разделительный мягкий знак.-Уметь работать по алгоритму.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв.«Почему я не пою, как соловьи, и не летаю, как птицы. Наверное, потому, что у меня нет крыльев.» Аромштам М.С. Летучий мышонок.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … крылья.- Найдите и подчеркните все слова с разделительным мягким знаком. (Высвечиваются по щелчку мыши слова) (слайд15)На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». КРЫЛЬЕВ СОЛОВЬЁВ СОЛОВЬИ НОЧЬЮ РУЧЬЯ Работа в парах. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Учащиеся подчёркивают слова с разделительным мягким знаком. Делают вывод:»Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']»
ручьяночьюсоловьёвсоловьи крыльевЙ’ й’й’й’й'
– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)– Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?- Давайте проверим наше открытие. Работа по учебнику.Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].)– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл:друзя.)Приведите свои примеры.– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.- Посовещайтесь в паре и попробуйте представить это правило в виде схемы. Проговаривают схему: «Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й».Работа с информацией, представленной в учебнике.Читают правило. Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике. Применяют полученные знания на практике.Метапредметные результаты:Личностные результаты:Осознают смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного их использования в словах.
ьРазделительный мягкий знакёяеюиЙ’
V этап Закрепление учебного материала* Работа в тетради1. Замените предложение одним словом. Запишите его.Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)– Обозначьте орфограмму. Как она называется?– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?2.1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)2 На столе у тети АниВ вазе красные… (тюльпаны)3. Охотник зарядил …(ружьё)4.Ежедневно в7 утраОн трещит вставать поррра!... (будильник)5. Вместо хвостика – крючок,Вместо носа – пятачок…(свинья)6.От зубастых щук таясь,Стороной проплыл… (карась) – Устно составьте предложение с любым словом. Выполняют письменно упражнение, проверяют результат работы, доказывают правильность выполнения заданий. Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Регулятивные:-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
обезьянаваренье печенье
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:– Что вам нужно было сделать в задании?– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?-- Какого уровня сложности было задание?-- Оцените свою работу. Самооценка
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)Расселить по домикамсолов.и сквореч.ник хищ.ник грибоч.ки вин.тик волч.и осен.ю осен. ден.ки кол.я мал.чик стул.я окун. скам.я окун.ки Проверка:- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий разделительный знак?- Найдите лишние слова, почему?Допишите по одному слову в каждый столбик. Подчеркните орфограммы.Работа в группах.Оценивают правильность выполнения заданий.Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.Коммуникативные- Развиваем умение слушать и понимать других.- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме.-Умение работать в группе.Личностные результаты-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
солов.исквореч.никхищ.никгрибоч.кивин.тикволч.иосен.юосен.ден.ки кол.ямал.чик стул.яокун. скам.яокун.ки Ь -мягкий знак -показатель мягкости Ь- разделительный мягкий знак
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:– Что вам нужно было сделать в задании?– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?-- Какого уровня сложности было задание?-- Оцените свою работу. Самооценка
Vll этап. Рефлексия деятельностиРефлексия деятельности-Вам понравился урок?-Какую проблему исследовали на уроке?-Когда в словах пишется ь мягкий разделительный знак?-Какие задания вы выполняли с удовольствием?- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?Оцените урок и свою работу на нем в »Копилке моих достижений» Оценивают результаты своей работы, уровень усвоения знаний Познавательные:оценка процессов и результатов деятельности.Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения и владения теми или иными учебными действиями.Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Работа в пареРабота в группе Копилка моих достижений Моя работа
Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше.У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.
Домашнее задание. По выбору:Сочинить загадку про мягкий разделительный знак.Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
Синквейн.1.«Ь»2.Трудолюбивый, разный.3.Смягчает, меняет, разделяет.4.Очень нужная буква!5.Уважайте!
Анализ комплексной работы (выявление метапредметных УУД) 2 класс май 2013
Таким образом, построение урока в технологии системно-деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Спасибо за внимание!