Педагогические чтения Преемственность дошкольного обучения и начальной школы в обновленном содержании образования


«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
                     а всегда опирается на определенную стадию развития,
                               проделанную ребенком ранее"
                            В.А. Сухомлинский
Аннотация к проекту.
Разработка проекта обусловлена ​​необходимостью создания условий для перехода ребенка из подготовительного класса в начальную школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей. Для одних детей - это ощущение выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в предшколе, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что предшкола и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.
Паспорт проекта
Название проекта Преемственность дошкольного обучения и начальной школы в обновленном содержании образования
Автор проекта Касимова Венера Нуртасовна
Тип проекта управленческий (по содержанию)
непосредственный (по характеру координации)
перспективный (по продолжительности выполнения)
Термин реализации 2016-2020 уч. годы
Общие принципы свобода выбора
свобода общения
научность
толерантность
Методы исследовательский
частично-поисковый
База реализации проекта КГУ «Украинская средняя школа»
Актуальность исследования: На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон "Об образовании в РК" подчеркивает, что именно преемственность - одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования имеют глубокие историко - педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальным и дошкольным образовательными ступенями, что является основным условием подготовки детей к школе, а подготовка - важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации во всех звеньях образования.
Цель исследования: Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования с целью безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Гипотеза исследования: если реализация проекта улучшит подготовку детей к школе и успешно адаптировать первоклассников, то это будет способствовать развитию индивидуальности личности, созданию равных стартовых возможностей для всех детей 6-летнего возраста, позволит решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Предмет исследования: учащиеся 1 класса.
Объектом исследования является перспектива обучения первоклассников в обновленном содержании образования
Для решения вышеуказанной проблемы были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие «Перспективность и преемственность»;
2. Рассмотреть педагогические технологии, способы и приемы, применяемые при обучении первоклассников в обновленном содержании образования.
Разработать и применить на практике дополнительную программу в обновленном содержании образования при обучении грамоте первоклассников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятие «преемственность»
Преемственность-это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Необходима заинтересованность нескольких сторон: педагогического коллектива начальной школы, дошкольной ступени и родительской общественности, что сделает переход с предшколы в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка. Четкое понимание осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами начальной школы и подготовительного класса обеспечат учителю возможность учить по-новому. Поэтому на сегодняшний день практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнуют не столько проблемы целей и содержания обучения (чего учить и зачем учить?), сколько методов и средств (как учить?)
Понятие «перспективность».
В словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова перспективность рассматривается как что-то, предусматривающее будущее развитие.
В современной системе образования существует тенденция: старшее звено диктует свои требования к предыдущему. В свою очередь, начальная школа стала тщательнее устанавливать требования вступления дошкольников в школу. Появляется необходимость решения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды и стиля взаимодействия детей и взрослых.
Если ребенок приходит в 1 класс подготовленным: умеет читать и писать, воспринимать материал, имеет навыки мыслительной деятельности, то учителю начальных классов остается больше времени на решение с учащимися заданий творческого характера, требующих умения логически мыслить, на использование частично-поискового метода работы. Предлагаемая система обновления содержания образования предполагает непрерывность образования на каждой ступени, что дает возможность раскрыть в ребенке индивидуальные способности. Имея определенный опыт работы с детьми, могу сказать, что для формирования ученика новой формации необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: самого ребенка, учителя, родителей и классного коллектива. В моем классе есть ученица, которая из класса предшкольной подготовки перешла в 1 класс с навыками чтения и письма. Кроме этого, у нее хорошо развиты умение самостоятельно работать, зрительно-пространственное восприятие, сформированы пространственные представления. С этим ребенком я работаю по усложненной программе. С первых дней обучения давала ей различные задания на логическое мышление, в то время как другие дети учились читать и писать. Сейчас я уже вижу результаты своего труда: она свободно разгадывает ребусы, головоломки, шарады. С удовольствием принимает участие в международных конкурсах и легко справляется с заданиями, свободно владеет компьютером, работает с обучающими тренажерами. Техника чтения у этой ученицы на конец 3 четверти достигает уровня 3 класса. Это мотивированный ребенок, соответствующий стандарту обновленного содержания, но трудность работы в классе заключается в том, что уровень подготовленности детей, отношение к процессу обучения разный. Свою роль играет также отсутствие психолого- педагогических знаний у родителей. В перспективе в рамках обновления содержания дошкольного обучения предусмотрено обучать детей чтению и письму уже с предшкольного класса. Исходя из развития ведущей роли каждого периода, как важного фактора психологического и личностного развития ребенка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования, хочу предложить продукт своего проекта
Дополнительная программа обучения грамоте
«Путь к успеху» по обновленному содержанию образования в первом классе.
№ Тема Содержание урока Кол-во час
1 Загадки алфавита Поем алфавит. Повторение букв и звуков 3
2 Город незнакомых слов Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». 1
3 Конкурс «Знайка» Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. 1
4 « Лови ошибку» Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. 3
5 «Волшебные слоги» Игра с мячом «Продолжи слово». 2
6 Сказочное королевство. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Сочинение сказки. 2
7 К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». 2
8 Друзья в Стране Слов Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. 2
9 Чудесные превращения слов «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения 1
10 Необычные встречи. Развитие речи 1
11 «Найди друзей» Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы Игра «Найди друзей». 2
12 Юные следопыты «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Чтение сказок, рассказов. 2
13 Опасные согласные. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». 3
14 Гласные без хлопот Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! 2
15 Старые знакомые. Практическое занятие Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. 2
16 Тестирование Обучающий тренажер 2
17 Итоговое занятие Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами 2
Я считаю, что при использовании дополнительной программы, будущие первоклассники овладеют общепознавательными, общеречевыми, оценочно-контрольными умениями и навыками на достаточном уровне. Идя в ногу со временем, мы воспитываем самостоятельную, всесторонне-развитую, социально-приспособленную личность. Портрет выпускника начальной школы будет выглядеть примерно так: любящий свой народ и свою Родину, уважающий ценности семьи и общества; любознательный, активно познающий мир,  владеющий основами умения учиться, способный к самостоятельной деятельности;  готовый отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Выпускнику начальной школы, перешедшему в основное звено, будет легче адаптироваться в окружающем мире, что положительно скажется на уровне усвояемости материала и качестве знаний учащихся.
     По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии предшколы и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Справедливо и точно оценил сложившуюся ситуацию великий педагог   В.А.Сухомлинский:
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" 
Список литературы
Дидактический материал http://prezentacii.com/detskie/6493-didakticheskiy-material-po-obucheniyu-gramote-vstavlyay-ka-1-klass.htmlГосударственный стандарт образования в начальной школе и предшколе 2015-2017 гг
Игра – тренажер «Узнай звук» http://metodisty.ru/m/files/view/boikova_o-_v-_igra-trenazher_-uznai_zvuk-_-obuchenie_gramote-_1_klassИнструктивно-методическое письмо
Журнал «Начальная школа» № 2 2016 г
Журнал «Преподавание в начальных классах по всем предметам» № 5 2013 г
Обучающий тренажер https://iqsha.ru/uprazhneniya/1-klassПрезентация-игра http://prezentacii.com/detskie/6493-didakticheskiy-material-po-obucheniyu-gramote-vstavlyay-ka-1-klass.htmlСухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
Толковый словарь Ожегова С.И.
Тренажер http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/obuchenie_gramote/trenazher_2zvuki/379-1-0-17260Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
Проект
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБНОВЛЕННОМ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В.Н. Касимова
Учитель начальных классов
Украинская средняя школа
Жамбылский район
Северо-Казахстанская область


-652780-42862500