Внеклассная разработка мероприятия по естествознанию: «Дом, который нужен нам»
Внеклассное мероприятие по естествознанию для 5 класса на тему: «Дом, который нужен нам»
Цель: Формировать ответственное отношение к природе, бережливости.
Задачи: Расширить знания о природе.
Развивать кругозор, навыки групповой работы, экологическую культуру, творческое воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе,
Ход мероприятия
Учитель: В современном мире, много проблем, которые есть у общества и одна из них – проблема окружающей среды. Сегодня мы поговорим об экологии и экономики. Эти слова прочно вошли в наш обиход.
Экология – (ойкос – дом, логос – наука) Наука о доме. Дом – это наша планета Земля. Дом, который нужен нам. Слово экономика от слова экономия в переводе с греческого «закон дома», т. е это закон расчётливого, бережного ведения хозяйства.
Человек, порою сам того не осознавая, наносит вред окружающей среде. Ведь главным источником загрязнения природы являются, отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества.
Мы не можем остановить производство и отказаться от всех благ, которыми мы пользуемся. Но можно сделать производство безотходным, не нарушать природное равновесие, т.е. начиная с маленького цветочка, который вы сорвали и затем выкинули или взяли из гнезда дикого птенца, которого, возможно, мать не примет и он погибнет.
Наше мероприятие направлено на то, чтобы вы ещё раз задумались об этой проблеме и помнили, что защита окружающей среды – дело каждого. Мы должны соблюдать «закон дома», быть бережным, не принося вред.
Мы проводим игру, участники и зрители покажут свои знания в области экологии.
Представление команд (название, девиз) В игре участвуют 2 команды по 6 человек в каждой. За каждый правильный ответ фишка. Победителем является та команда, у которой больше фишек.
задание: «Что означают слова»
Вспомнить значение различных экологических терминов.
- Бытовые отходы, Красная книга. – 1 команда.
- Атмосфера, истребление. – 2 команда.
2-задание. «Красная книга»
Сложить из разрезанных картинок, объект Красной книги и рассказать о нём.
Ирбис (снежный барс) (красная страница)
Ирбис хищное млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела 120-150 см, масса 23-40 кг. Конечности относительно короткие. Лапы широкие и массивные. Когти втяжные. Предпочитает скальные участки. Активен в сумерках. Охотится он, главным образом, на горных козлов и баранов. Живут барсы парами. Свои логова устраивают в пещерах и расщелинах между камнями. В январе-мае у него рождается 2-3 детеныша. В первые дни после появления детенышей самка согревает их, устилая логово шерстью, вырванной из собственного тела. Продолжительность жизни до 18 лет. В 1971 году был введен запрет на торговлю мехом снежного барса. Снежный барс занесен в Красную книгу
ЛЕБЕДЬ-КЛИКУН птица из рода лебедей семейства утиных. Одна из наиболее крупных птиц нашей фауны; масса его достигает 710 кг, изредка 13 кг. Как и другие виды лебедей, кликун по общему облику красивая, гордая и величественная птица, имеет желтый клюв с чёрным концом. Питается лебедь водными растениями. Основную часть лебеди проводят на воде. Гнезда строят в зарослях камыша. Лебедь – крикун бывает в Казахстане с февраля-марта до октября.
3-задание: «Забавные животные»
По описанию отгадать животное.
1-команда:
Представитель семейства кошачьих. Хвост у неё короткий, как будто обрубленный, на ушах кисточки. Охотится на зайцев, копытных, птиц. (Рысь)
Лесной великан. Глухим рёвом он вызывает противника на битву. Длинные ноги дают возможность передвигаться в снегу глубиной до девяноста сантиметров. Питается корой деревьев, травой. (Лось)
Ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками. (Белка)
2-команда:
Длина тела может достигать семидесяти сантиметров, а вес - шести килограммов. Длинные задние ноги и широкие ступни, что помогает ему делать большие прыжки и не проваливаться в снег. Питается корой деревьев, травой. (Заяц)
Острые уши и морда, тонкие ноги, пушистый хвост, который используют в качестве «одеяла», прикрывая им нос и передние лапы во время сна зимой.Зверь среднего размера, тело в длину 60-90 см, хвост 50-60 см. Уши с задней стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. (Лиса)
Весит не более 800 г, перед зимней спячкой может отъедаться до 1300 г. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза черные и круглые. Мелкие уши, которых почти не видно. Задние ноги немного длиннее передних. ( Ёж)
Для зрителей: (чтение стиха – 2 ученика)
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом чёрная
От копоти была.
Дыма кожух чёрненький
Ту ёлку покрывал,
А рядом зайка серенький Теперь она облезлая
От дыма погибал. От копоти стоит
А дым под видом воздуха Зато вокруг заводиков
Вокруг всё покрывал. Премножество дымит!
И пел он зайке песенку: Друзья, о нашей ёлочке
Спи, зайка, погибай. Рассказали, как могли
Трусишка, дятел пёстренький Но только не о ней одной
От ёлки улетел Мы разговор вели.
И лишь порою человек Посадим много ёлочек,
С пилою пробегал. Зверюшек разведём,
Вот тучка мохноногая И с чистотою воздуха
И ливень принесла. Порядок наведём.
И чёрненьким растворчиком Тогда на самом деле мы
Ту ёлку обдала. Природу сбережём.
4-задание: «Кто где живёт?»
Каждая команда получает карточки, в которых указаны растения и животные, и среда обитания. Задача заключается в том, чтобы каждое растение или животное оказалось в своей среде обитания.
1-команда:
Животные и растения
Среда обитания
Лягушка
Лес
Лось
Поле
Берёза
Лес
Тростник
Водоём
Мышь
Болото
2-команда:
Животные и растения
Среда обитания
Белка
Лес
Ель
Водоём
Камыш
Поле
Суслик
Лес
Водяная лилия
Болото
Для зрителей: Занимательные вопросы.
Победитель получает приз. (Наибольшее количество фишек)
Знаете ли вы фауну и флору:
1. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)
2. Какое ядовитое растение помогает при болезнях сердца? (Ландыш.)
3. Из какого дерева делают лыжи? (Береза.)
4. Какая лесная птица может подражать голосам других птиц? (Скворец.)
5. Что птицам страшнее - голод или холод зимой? (Голод.)
6. В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка.)
7. У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев.)
8. Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена.)
9. Сколько крыльев у жука? (Две пары.)
10. Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)
11. Кит - рыба или зверь? (Зверь морской.)
12. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.)
5-задание: Собери пословицу.
Лес богатство и краса земли.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Март до обеда зима, после обеда весна.
Цыплят по осени считают.
Пришла весна, капель принесла.
Учитель: Как красива, многогранна природа. Давайте же мы будем делать всё, чтобы сберечь эту красоту. Ведь каждый из нас это частичка природы. Быть расчётливым т.е. всегда помнить, о том что мы оставим после себя. Наше мероприятие подходит к концу. Подведение итогов.
15