Конспект НОД по ФЭМП Путешествие в волшебный лес для разновозрастной группы
МКОУ Николаевская ООШ
Дошкольная группа «Сказка»
Конспект НОД
по познавательному развитию (ФЭМП)
в разновозрастной группе
«Путешествие в волшебный лес»
Воспитатель: Калюгина Т.И.
2017 год
Цель: Обобщать и систематизировать знаний детей; Формировать у детей интерес к математике через игровую деятельность.
Задачи:
1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством; учить различать количество предметов (один, много).
2) закрепить представления о геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность; учить сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля; продолжать развивать внимание, память, мелкую моторику.Демонстрационный материал. Белочка (картинка), геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат), наборное полотно, шесть белочек (картинки), шесть орешков, шесть грибочков), фигуры деревьев, диск с записью «Звуки леса», цифры 5 и 6, Раздаточный материал. Геометрические фигуры ( круги разного цвета и размера), конверты с геометрическими фигурами для «геометрических бус», пластилин, клеенка, салфетка.
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Письмо из волшебного леса от мамы-белочки. Она пишет, что Баба Яга украла у неё бельчат, и она просит, чтобы мы помогли их ей вернуть. Белка приготовила своим бельчатам угощение, пока она собирала его в лесу, бельчата пропали. Чтобы вернуть бельчат белке, Баба Яга нам придумала много сложных и интересных заданий. И если мы постараемся выполнить задания быстро и правильно, то она вернет белке её маленьких бельчат.
Ребята, что будем делать? Поможем Белке вернуть её бельчат? Выполним задания Бабы Яги?
Чтобы нам начать помогать белке, нам надо сначала попасть в волшебный лес.
Давайте ребята, станем в круг:
Ножкой топнем, ,В ладошки хлопнем
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
Глазки закроем,
Скажем: «АХ»
И окажемся в гостях… в гостях перед лесной полянкой…
2. Актуализация знаний.
2.1. Дидактическая игра «Геометрическая дорожка»
Воспитатель: Первое задание, которое приготовила Б.Яга - проложить в лес волшебную дорожку, только по ней мы сможем попасть в лес. Дорожка непростая - она из геометрических фигур.
- Назовите эти фигуры.
-Теперь их нужно разложить по порядку так:
Круг - большой, коричневого цвета.
Не круг, небольшой, не синий.
Прямоугольник большой не зеленый
Не квадрат, не маленький , зеленый
Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? - ...
Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал,Отвечайте дети дружно -Получился бы ..
Круг маленький синего цвета
Квадрат желтый большой
Молодцы, справились с первым заданием, прошли в волшебный лес и спасли первого бельчонка.
(Задание выполняют и старшая и младшая подгруппы)
2.2. Дидактическая игра «Геометрические бусы»
Второе задание, которое нам приготовила Баба Яга – она очень любит украшения, и просит, чтобы мы с вами сделали ей модное украшение из геометрических фигур. Для этого ребята из старшей подгруппы возьмут приготовленные конвертики для них, подойдут к столику и изготовят красивые геометрические бусы для Бабы Яги, и потом расскажут, из каких геометрических фигур они сделали бусы.
Ребята, смотрите, я нашла корзиночку белочки, в которой приготовлены угощения для бельчат. Давайте посмотрим, что тут. (Дети называют орехи и грибы) Если я положу в одну чашечку один грибок, а в другую все остальные, сколько грибков в этих чашечках? (Работа с детьми по количеству предметов один-много). Ребята, а если мы сложим в одну корзинку и грибы и орешки, по каким признакам нам можно поделить эти предметы на две группы? – работа с детьми младшей подгруппы.
Молодцы, ребята все справились с поставленной задачей.
Давайте малышам дадим пластилин, и попросим их слепить орешки для белочки, но для того, чтобы они начали лепить, мы разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На крылечке у избы, (ладошки приставляют друг к дружке)
сушит белочка грибы (ручки зажимают в кулачки)
раз – опенок, (растираем мизинчик)
два – масленок, (безымянный)
три – волнушка, (средний)
а четвертый гриб – свинушка, (указательный)
пять – румяный боровик (большой)
На зиму запас велик! (Ладошки выпрямляем и шевелим пальчиками)
Повторяем для другой руки.
Младшая подгруппа получает пластилин и под присмотром нянечки садится за столик и начинает лепить орешки.
Воспитатель: Вот такие вы молодцы, Баба Яга отдала белочке ещё двух бельчат!
2.3 Дидактическая игра «Сколько зайчиков»
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним:
Какие деревья растут в лесу?
Кто живет в лесу?
Чьи голоса вы слышите?
О чем же щебечут птицы? Оказывается, Б.Яга дала нам еще задание – пересчитать зайчиков. Давайте посчитаем. Сейчас каждый из вас получит картинку с количеством зайчиков, вы должны прикрепить свою картинку на доску, и подобрать карточку, цифра которой соответствует количеству зайчиков на вашей картинке и прикрепить рядом с вашей картинкой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Молодцы, все правильно справились с полученным заданием! И белочка встретила ещё одного своего детёныша»
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Следующее задание Бабы Яги – это работа с карточками. Я буду показывать карточку с цифрой, а вы будете делать упражнение такое количество раз, какая цифра написана на карточке. Готовы? (дети выполняют предложенные задания)
Воспитатель: Умнички – это вы тоже знаете, поэтому Баба Яга отпустила нам ещё одного бельчонка!
Воспитатель: Баба Яга поняла, что ей с вами не справиться, вы – дружные и умные детки, и поэтому она просит прощения у белочки мамы и у вас и отпускает к нам последнего бельчонка. Сколько стало белочек? (Шесть)
Запишем, что белочек шесть - цифрой «6». А теперь, давайте посмотрим, сколько у белочки в корзинке орешков и грибочков для своих детишек? (В корзинке пять грибочков и шесть орешков)
Чего больше? На сколько?
Что нужно сделать, чтобы орешков и грибочков стало поровну? (убрать один орешек или добавить один грибочек)
Давайте посчитаем, сколько стало белочек, орешков, грибочков?
4. Открытие нового знания
Ребята, эта цифра называется шесть.
Она показывает, что у нас на полянке шесть белочек и шесть орешков.
На что похожа цифра шесть?
Цифра шесть - дверной замочек –
Сверху крюк, внизу кружочек.
На заборе у калитки
Примостилась цифра шесть.
Как у маленькой улитки
Завиток и рожки есть.
5.Физминутка.
Итак, идем дальше в путь по лесу. Но дорогу нам закрывают ветки деревьев, снова нам нужно выполнить задание.
Нужно посчитать и выполнить различные движения.
Сколько точек видишь в круге,
Столько раз подымишь руки.(3)
Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделаем наклонов.(4)
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (2)
Столько ножкой мы притопнем,
Сколько хлопну я в ладоши!(5)
Сколько здесь у нас кружков -
Столько сделаем прыжков.(6)
6. Введение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам слепить из пластилина цифру , с которой мы с вами сегодня познакомились. Какая это цифра? (Дети отвечают, что это цифра шесть) Давайте мы пройдем к столикам, сядем по своим местам и сделаем подарок для белочки в виде цифры шесть. (При необходимости индивидуальная помощь)
7. Итог.
Воспитатель: Цифру шесть мы слепили, теперь давайте-ка мы вернемся в группу. Встанем в круг, возьмемся за ручки.
Ножкой топнем, ,В ладошки хлопнем
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
Глазки закроем,
Скажем: «АХ»
И окажемся в своей любимой группе.
Воспитатель:
- Где вы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие закончено, а наши с вами поделки из пластилина, я выставлю на выставку, чтобы родители посмотрели, чем мы с вами тут сегодня занимались.