Рабочая программа ВПК Меридиан
Образовательная программа
военно-патриотического клуба
«МЕРИДИАН» МБОУ «Полевской лицей»
Курской области,
Курского района
Руководитель: Беляев Сергей Николаевич
Пояснительная записка.
Военно-патриотический клуб включает в себя начальную военную, военно-техническую и морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должно лежать принцип единства всех его составных частей. Такой подход к данному направлению работы позволяет полно сформировать качества, умения, навыки, необходимые будущему защитнику Отечества.
Программа центра рассчитана на военно-спортивную и патриотическую работу с учащимися 11-18 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся (младшая 11-15 лет и старшая 16-18лет). Место проведения школьный стадион, спортивный зал, строевая площадка, спортивный городок, кабинет ОВС и на пересечённой местности в окрестностях посёлка. Занятия рассчитаны два раза в неделю по два часа с каждой группой в течение восьми месяцев (октябрь-май), всего 128 часов для младшей группы и 136 часов со старшей группой.
Переход учащихся из младшей группы в старшую осуществляется при полном освоении программы младшей группы.
Цели и задачи программы:
Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважения к истории страны, края.
Осознание учащимися своего долга по защите России.
Морально-психологическая подготовка к службе в Вооружённых силах РФ:
воспитывать ответственность за порученное дело;
стойко переносить трудности и лишения;
подчиняться законам и приказам;
быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми;
Физическая подготовка к службе:
выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов физической подготовки молодого солдата;
приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера;
приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
Интеллектуальная подготовка к службе в армии:
изучение истории Вооружённых сил России;
получение знаний о различных видах вооружения и боевой технике;
знакомство с важнейшими положениями воинских уставов.
Выработка специальных навыков по:
строевой и огневой подготовкам;
защита от оружия массового поражения;
действия на поле боя;
рукопашному бою.
Особенности программы:
Занятия проводятся комплексно - изучается материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются учащимися разных возрастных групп.
Данная программа предусматривает проведение районных семинаров и инстукторско - методических занятий для преподавателей-организаторов ОБЖ района для обобщения опыта по следующим темам:
Тема семинара. Выживание в природных условиях. Организация туристических походов, подготовка к походу. Проведение поисково-спасательных работ с использованием туристического снаряжения, прохождение туристической полосы.
Тема семинара. Роль школьного музея боевой и трудовой славы в организации героико-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся учреждения.
Инструкторско-методическое занятие по теме: Строевая подготовка. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Инструкторско-методическое занятие по теме: Огневая подготовка. Автомат Калашникова, назначение основные тактио-технические характеристики автомата. Основные части и их предназначения. Порядок выполнения неполной разборки и сборки автомата. Основные причины задержки при стрельбе и способы их устранения.
Оценка эффективности программы:.
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачёты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов на звания «Меткий стрелок», «Инструктор военного дела», «Краповый берет». Достижения учащихся отмечаются вручением удостоверений и освещаются в стенной печати. Из числа наиболее подготовленных юноармейцев формируются команды для участия в районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера.
Достаточно подготовленные воспитанники в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях.
Этапы реализации программы:
1этап- подготовительный – знакомство учащихся с особенностями программы и ее содержанием.
2 этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.
3 этап – подведение итогов;
подготовка и сдача нормативов, участие в показательных выступлениях;
оценка результативности программы по итогам учащихся в школьных, районных и краевых соревнованиях.
Материально-методическое оснащение программы
Материально–техническая база
видеофильмы: «Оружие Калашникова», « Ракетные войска стратегического назначения», « Мины ВС РФ», « Вооружение Российской армии»;
комплекты плакатов: «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка», «Проведение аварийно - спасательных работ в зоне бедствий», «Гражданская оборона»;
макеты: автомата Калашникова, противопехотных мин, ручных гранат;
комплект магазинов с учебными патронами к автомату Калашникова;
пневматические винтовки;
противогазы ГП – 5, общевойсковой защитный комплект, сапёрные лопаты;
полоса препятствий, спортивный городок, строевая площадка, переносной стрелковый тир, спортивный зал.
Учебно – методическая литература:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
«Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы», 2011.
Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011.
Боевой устав мотострелковых войск 1982 .
Наставление по стрелковому делу 1987.
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
Кур стрельб ( КС-2003).
Журнал «Военные знания», 2000-2011.
Учебно – тематическое планирование
младшая группа
№ п/п
Разделы и темы занятий
Количество часов
Формы работы
Формы контроля
всего
теория
практика
1.
Физическая подготовка
30
3
27
Теория и методика наращивание силы
Теория и методика развития выносливости
Теория и методика рукопашного боя
10
10
10
1
1
1
9
9
9
Тренировочные
занятия.
Соревнования.
Сдача зачётов.
2.
Строевая подготовка
15
3
12
Элементы строя, виды строя
Индивидуальная строевая подготовка
Строевая подготовка в составе отделения
Строевые приёмы с оружием
1
8
4
2
1
1
1
-
-
7
3
2
Выполнение
движений
в строю
Занятия в группах.
Зачёт
и соревнования.
3.
Огневая подготовка
20
7
13
Меры безопасности при стрельбе
Пневматическое оружие
Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ
Автомат Калашникова
Ручные осколочные гранаты
1
4
6
4
5
1
2
2
1
1
-
2
4
3
4
Выполнение в группах
Внутренние соревнования
Сдача нормативов
Соревнования
4.
Выживание в природных условиях
14
3
11
Ориентирование на местности
Добывание огня и разведение костра
Строительство временных укрытий
Добывание пищи в лесу
Организация туристических походов, туртехника
2
2
2
1
7
1
-
-
-
2
1
2
2
1
5
Выходы на местность.
Создание
экстремальных
условий
Туристический
поход
5.
Уставы Вооружённых сил РФ
4
3
1
Общевоинские уставы
Боевой устав мотострелковых войск
3
1
3
-
-
1
Разбор ситуаций
армейской жизни
Тестирование
военно-спортивная игра
6.
История Вооружённых сил РФ
9
9
-
Куликовская битва
Походы А.В Суворова
Отечественная война1812 года
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
2
2
2
3
2
2
2
3
-
-
-
-
Лекции
Сообщения
учащихся
Собеседование
7.
Защита от оружия массового поражения
4
1
3
Фильтрующий противогаз
4
1
3
Практическая отработка
Зачёты
Соревнования
8.
Вооружение Российских ВС
7
7
-
Сухопутные войска
Военно-морской флот
Военно-воздушные силы
3
2
2
3
2
2
-
-
-
Просмотр и анализ видеофильмов
Плакатов
Доклады учащихся
Собеседование
Викторина
9.
Тактическая подготовка
9
3
6
Действия солдата на поле боя
Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин
5
4
1
2
4
2
·Обыгрывание ситуаций на местности
Военно-спортивная игра
10.
Проведение соревнований, игр и конкурсов
16
2
14
Соревнования по стрельбе
Военизированная эстафета
Конкурс «Вперёд мальчишки»
Сдача нормативов на звания «Краповый берет»
4
4
2
6
-
-
-
2
4
4
2
4
Всего
128
41
87
Старшая группа
№
п/п
Разделы и темы занятий
Количество часов
Формы
работы
Формы
контроля
всего
теория
практика
1.
Физическая подготовка
30
3
27
Теория и методика наращивание силы
Теория и методика развития выносливости
Теория и методика рукопашного боя
10
10
10
1
1
1
9
9
9
Тренировочные
занятия.
Соревнования.
Сдача зачётов.
2.
Строевая подготовка
15
2
13
Элементы строя, виды строя
Индивидуальная строевая подготовка
Строевая подготовка в составе отделения
Строевые приёмы с оружием
1
5
6
3
1
-
1
-
-
5
5
3
Выполнение
движений
в строю
Занятия в группах.
Зачёт
и соревнования.
3.
Огневая подготовка
18
7
11
Меры безопасности при стрельбе
Пневматическое оружие
Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ
Автомат Калашникова
Ручные осколочные гранаты
1
2
9
4
2
1
1
3
1
1
-
1
6
3
1
Выполнение в группах
Внутренние соревнования
Сдача нормативов
Соревнования
4.
Выживание в природных условиях
10
2
8
Ориентирование на местности
Добывание огня и разведение костра
Строительство временных укрытий
Добывание пищи в лесу
Организация туристических походов, туртехника
2
1
1
1
5
1
-
-
-
1
1
1
1
1
4
Выходы на местность.
Создание
экстремальных
условий
Туристический
поход
5.
Уставы Вооружённых сил РФ
6
3
3
Общевоинские уставы
Боевой устав мотострелковых войск
3
3
3
-
-
3
Разбор ситуаций
армейской жизни
Тестирование
военно-спортивная игра
6.
История Вооружённых сил РФ
16
16
-
Битва на Чудском озере; Крымская война
1 мировая война; 2 мировая война
Боевые традиции ВС РФ
Вооружённые силы на современном этапе
4
4
4
4
4
4
4
4
-
-
-
-
Лекции
Сообщения
учащихся
Собеседование
7.
Защита от оружия массового поражения
3
1
2
Фильтрующий противогаз
Общевойсковой защитный комплект
1
2
-
1
1
1
Практическая
отработка
Зачёты и
соревнования
8.
Вооружение Российских ВС
3
3
-
Сухопутные войска
Военно-морской флот
Военно-воздушные силы
1
1
1
1
1
1
-
-
-
Просмотр и анализ
видеофильмов
Собеседование
викторина
9.
Тактическая подготовка
5
2
3
Действия солдата на поле боя
Установка и обнаружение мин
3
2
1
1
2
1
Обыгрывание
ситуаций
Военно-спортивная игра
10.
Проведение соревнований, игр и конкурсов
40
5
35
Школьные соревнования
«Защитник Отечества»,
школьный строевой смотр,
соревнования по стрельбе,
конкурс «Сила и грация»,
соревнования по гиревому спорту,
ОФП.
Районные конкурсы
ОФП допризывной молодёжи,
Гиревой спорт,
Спартакиада допризывной молодёжи,
Легкоатлетический кросс .
Сдача нормативов на звания:
« Инструктор военного дела»,
« Краповый берет»
Всего
2
2
2
2
4
4
4
5
4
4
7
136
2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3
34
2
2
2
4
4
4
5
4
4
4
102
Содержание программы.
Физическая подготовка.
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах. С отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, штыком, ножом.
Строевая подготовка.
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него, отдание воинской приветствия на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка.
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России
Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Вооружение Российских Вооружённых сил
Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака. Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. Прохождение короткой и тактико-технической дистанции . Поисково-спасательные работы.
Организация занятий, формы и методы работы
Каждое занятие состоит из следующих частей:
Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятий.
Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приёмов.
Изучение нового материала (теория и практика).
Общефизическая разминка.
Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по групповой системе (переходя с одного рабочего места на другое).
Подведение итогов, дежурство.
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, макеты вооружения, личный показ преподавателя.
Номинация
Программа в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Образовательная программа
допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания.
возрастной состав учащихся 12-17 лет,
Срок реализации программы- 2 года.
Беляев Сергей Николаевич
МБОУ «Полевской лицей»
Преподаватель-организатор Курская область, Курский район,
д. Полевая.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115