Патриотическое воспитание в объединении Сигнальщики МУ ДО ДМЦ Меридиан
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Объединение «Сигнальщики» МУ ДО ДМЦ «Меридиан»
г. Вологда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… с. 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИ……………………………….………….........с. 4
1.1. Проблема патриотического воспитания в трудах известных философов и педагогов……………………………………..………….. с. 4
1.2. Принципы патриотического воспитания…….…….......................с. 12
1.3. Патриотическое воспитание в дополнительном образовании……………………………………………………….…….с. 15
Глава II. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «СИГНАЛЬЩИКИ» МУ ДО ДМЦ «Меридиан» …………..с. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….с. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..………...с. 26
ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» [2] (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.
Цель работы – описание патриотического воспитания как педагогической проблемы
Задачи:
Изучить литературу по теме работы.
Раскрыть теоретические основы патриотического воспитания.
Обобщить педагогический опыт по патриотическому воспитанию в объединении «Сигнальщики» МОУДОД «ДМЦ «Меридиан» им. Н.Г.Кузнецова».
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [8, с. 239].
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [6,с. 159].
К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству» [5, с. 259].
В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [8, с. 205-206].
А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[7, с.141].
Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе» [15, с. 230], причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться с ним своими способностями... Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему» [15, с. 230]. Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка» [15, с. 230-231]. Рассматривая понятие «патриотизм», автор подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты» [15, с. 230-231].
Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «возрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». Он считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [3, с. 394].
К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [13, с. 160].
В.Г. Белинский также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4, с. 488-489].
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [14, с. 72].
После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [9, с. 115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».
В 30-40 гг. ХХв. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.
В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались на основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [10, с. 3], В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [10, с.112].
Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. В монографии И.Е. Кравцова содержание данного понятия раскрыто достаточно полно: «Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Мы согласны с мнением Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина.
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальные достоинства, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.
Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.
По мнению О.Р. Шефер (2003 г.) идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Тогда сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
С.Е. Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого-педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру.
Ш.Ш. Хайруллин указывает, что патриотизм является проявлением духовной культуры человека. При этом основным звеном духовной культуры является нравственная культура. Это сложное психическое явление, которое характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро.
На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что, во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения. Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества. В-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума. В-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству. В-пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигший высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением В.И.Лутовинова, учителю при организации учебно-воспитательного процесса правомерно учитывать замечание о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общи закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания подрастающего поколения.
ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания учащихся, М.А. Терентий относит: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [12, с. 180-182].
С учетом современных подходов к воспитанию данная совокупность принципов может быть дополнена такими принципами, как народность, интегративность, вариативность и гибкость, единство дискретного и непрерывного.
Принцип народности в патриотическом воспитании учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края и т.д. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания русского народа, усилением внимания к российской истории, культуре и т.д.
Важным принципом, на наш взгляд, является принцип интегративности, реализующийся в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также его интеграцию с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.
Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе – использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.
Еще одним специфическим принципом патриотического воспитания учащихся является единство дискретности и непрерывности. В философском плане данный принцип характеризует процесс развития различных явлений. Дискретность, понимаемая как прерывность, означает «зернистость» процесса движения, развития. Непрерывность выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему [13, с.433-434]. При характеристике патриотического воспитания учащихся данный принцип означает следующее. Данный процесс, осуществляемый непрерывно, предполагает воспитание патриотических чувств, опору на эмоциональные переживания воспитанников. Общеизвестно, что знания, связанные с сильными эмоциями, вызывающие отклик в душе воспитанника, усваиваются легче, «присваиваются» воспитанником. Однако это не означает, что процесс патриотического воспитания должен основываться на постоянном эмоциональном напряжении. Это привело бы к тому, что воспитанники «адаптировались» бы к неизменно сильным раздражителям, что значительно снизило бы эффективность их воздействия. Частое использование положительных примеров, связанных с патриотическим воспитанием, вероятно, будет малопродуктивным, поскольку повторение сильных эмоциональных переживаний может вызвать у учащихся обратную реакцию, снизить их ценность. Все это позволяет предположить, что процесс патриотического воспитания является непрерывным в плане педагогического взаимодействия и дискретным в эмоциональном плане.
Осуществление патриотического воспитания учащихся на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.
Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр.
Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время, процесс гражданско-патриотического воспитания идет очень противоречиво и медленно. Очень мало объединений и людей среди молодежи поддерживает эту систему. Поэтому это требует всестороннего изучения, изменений тенденций и развития, учитывая при этом сложившиеся противоречия и проблемы.
Для формирования патриотизма в современном мире, самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания.
К сожалению не все учреждения дополнительного образования имеют хорошую материально - техническую базу, разрабатывают программы деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие предъявляемым требованиям, форме и содержанию. Так же, отмечается недостаточный уровень подготовки к такой работе у педагогов дополнительного образования.
Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании, являются:
Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей.
На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая,
межпредметная, институциональная, проектная.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно-нравственное.
Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое.
Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое.
Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Глава II. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «СИГНАЛЬЩИКИ» МУ ДО «ДМЦ «Меридиан»
Деятельность детского объединения, осуществляемое по программе «Военно-патриотическое воспитание», направлена на решение задач государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Занятия способствуют реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Занятия в объединении способствуют социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.
Занятия объединения «Сигнальщики» представляют собой первый шаг в процессе знакомства подростков с морским делом.
Уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни подростка. Освоение детьми на занятиях программы «Военно-патриотическое воспитание» во многом определяет их дальнейшее физическое и духовное развитие, выбор профессии. В результате освоения этой программы обучающиеся получат основы знаний морского дела.
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации (самореализация – в иерархии потребностей А. Маслоу – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности).
Отличительной чертой занятий в объединении «Сигнальщики» от других является:
Углубленное изучение предметов морской направленности (устройство судна, шлюпки; флажный семафор, такелажное дело, история флота)
Занятия построены по принципу последовательного и постепенного усложнения изучаемого материала по предметам.
Обучение в объединении «Сигнальщики» включает в себя четыре самостоятельных предмета, которые тесно соприкасаются друг с другом. Оно также включает в себя соревнования по морскому многоборью и отдельным видам.
Занятия в объединении «Сигнальщики» позволяют обучить юных моряков не только флажной сигнализации, но и такелажному делу, устройству судна и шлюпки, а также истории Российского флота, его традициям и ритуалам, морской истории Вологодчины. Изучение этих дисциплин позволяет подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению и самореализации.
На занятиях по предмету «История российского флота» обучающиеся знакомятся с зарождением и развитием военно-морских флотов, устройством и вооружением боевых кораблей с древнейших времен и до наших дней. В историческом аспекте рассматривается стратегия и тактика флота в войнах и морских сражениях. Обучающиеся узнают о героических подвигах военных моряков, знаменитых флотоводцах и мореплавателях, об их роли в развитии флота и исследовании мирового океана.
Предмет «Такелажное дело» содержит в себе теоретическое и практическое обучение детей вязанию морских узлов. Данные знания и умения помогут обучающимся в выборе профессии, которая связана с вязанием узлов (моряк, рыбак, такелажник, спасатель, спортсмен – скалолаз, дельтапланерист, стритель, монтажник, пожарный и т.п.)
В современных условиях моряк должен владеть навыками сигнальной школы. Изучение предмета «Флажный семафор» позволит обучающимся не только познакомиться и изучить флажную азбуку, но и развить зрительно-моторную координацию, а также улучшить межполушарное взаимодействие.
Изучение устройства шлюпки дает первоначальное понятие об устройстве судна. При этом юные моряки впервые знакомятся с тем, как устроен корабль, получают понятия о назначении тех или иных деталей шлюпки и корабля, знакомятся с морской тематикой.
Обучающиеся могут найти применение полученным знаниям и навыкам в повседневной жизни, а в дальнейшем выбрать профессию, где эти знания будут необходимы.
К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание, проводимые в объединении следует отнести:
Участие в конкурсах, фестивалях и др. подобных мероприятиях патриотической направленности различного уровня.
Только в этом учебном году ребята приняли участие во Всероссийском форуме «Морская юность России», посвященном дню создания Российского регулярного флота, во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Познание и творчество» МАН «Интеллект будущего» в номинации «Эти имена известны всему миру. Герои Советского Союза», городском конкурсе-олимпиаде по истории, посвященном 270-летию со дня рождения Ф.Ф. Ушакова.
Коллективно-творческие дела (такие как .
Посещение музеев.
Экскурсии в музеи (Центральный музей Великой Отечественной войны «Поклонная гора», Музей военной техники в г. Москва; краеведческий музей города Вологды и городов Архангельска, Северодвинска, Переславля-Залесского; музей деревянного зодчества Русского Севера «Малые Карелы»; Спасо-Прилутский, Кириловский и Ферапонтовский монастыри…) стали традиционными в объединении.
Тематические беседы, посвященные памятным датам, выдающимся личностям России проходят ежемесячно.
Встречи с интересными людьми.
Встречи с членами Морского собрания г. Вологды – морскими офицерами, ветеранами Великой Отечественной войны позволяют ребятам расширить свои знания о море, службе, о любви к Родине и чести ее защищать.
Летняя (плавательная) практика завершает ежегодный учебный год. Она вызывает у воспитанников особый интерес. В ходе учебной практики юные моряки проявляют свои навыки и умения в условиях практической деятельности. Ребята несут вахты, сдают зачеты, живут одной командой в течение 12 дней.
Систематическое участие в соревнованиях разного уровня, учебные походы (плавательная практика) позволяют поддерживать мотивацию курсантов на высоком уровне, а обучающимся дают возможность самореализовываться, добиваться высоких результатов. Происходит рост самооценки обучающихся, ими приобретается социальный опыт общественных и личных отношений. Полученные знания, умения и навыки в различных областях деятельности позволяют детям адаптироваться в современном мире, выбрать жизненный путь, самореализоваться.
Для активизации деятельности обучающихся в общих делах Центра, конкурсах и викторинах в объединении создаются органы временного и постоянного самоуправления: совет командиров, творческо-инициативные группы (3 – 5 человек).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, мы выделяем: воспитание патриотических чувств; формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера; формирование на этой основе гражданской позиции.
Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, – гражданственности у учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:
1. Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого в школе материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой-то мере снимается необходимость на каждом уроке демонстрировать яркие события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания. Кроме того, чрезмерная подчеркнутость значения чего-либо способна вызвать реакцию отторжения информации, а естественный ход событий и естественная реакция на них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей воспитательной работы в процессе обучения.
2. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.
3. Важное условие формирования любого качества у человека – активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между учителем и учащимися.
4. Для улучшения взаимопонимания учителю необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родине сделать ведущим принципом своей педагогической работы.
5. Одним из главных условий является формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с патриотическими качествами личности.
Возможность самореализации человека и удовлетворение его социальных ожиданий способствует воспитанию нравственной личности. Методологи прослеживают прямую взаимосвязь общества с молодежью, ведь что на данный момент диктует общество, то молодежь и формирует в себе. Отсюда следует, что изменение гражданско-патриотических принципов, социальных норм, приоритетов и идеологии в стране, поможет воспитать у молодежи правильные представления о Родине и сформировать устойчивую гражданскую позицию, что является приоритетной задачей для современного российского общества.
Патриотизм – многостороннее явление. Он воспитывает сознание, формирует мировоззрение и неотделим от формирования особых чувств. В патриотизме воспитывается воля, определенный долг и ответственность. У человека-патриота, волевые чувства превращают любовь в активное действие. Он готов защищать Родину, если потребуется – отдать жизнь.
Современный «патриотизм» вытесняет обязательство защиты Отечества перед лицом серьезных угроз. Даже такое значимое направление как духовно-патриотическое, утратило свою силу, тем самым и прерывается великая традиция нашей истории, где высшим проявлением патриотизма являлось выполнить долг перед Отечеством.
Эволюция гражданско-патриотического воспитания зависит не только от внешней и внутренней политики, но и от тех мер, которые государство реализует в программах по гражданско-патриотическому воспитанию.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtmlЗакон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.
Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.3. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 1971. - С. 255-265.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с.
Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145.
Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 407-419.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 109-225.
Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.
Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2. - С. 69-166.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.
Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246.