Родители и учителя: монологическая или диалогическая формы индивидуально-профилактической работы
Родители и учителя: монологическая или диалогичекая формы индивидуально-профилактической работы
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Одним из наиболее важных социальных институтов, обеспечивающих процесс социализации, является школа. Соответственно, на педагогов возлагается огромная ответственность – построить свою деятельность таким образом, чтобы максимально полно (не взирая ни на какие трудности) передать опыт «правильного» функционирования человека в обществе.
Ни для кого не является секретом, что работа учителя построена таким образом, что она неизбежно связана с непосредственным контактом педагога и ребенка. Как правило, эти два субъекта образования различными путями пытаются достичь отношений, устраивающих обе стороны. Однако бывают ситуации, когда в данный процесс вмешивается третья сторона – родители. Либо бывает так, что родители оказываются вовлечены, или, скорее, привлечены к решению проблем обучающихся благодаря деятельности учителей, чаще всего – классного руководителя. Разумеется, тут нельзя не сказать, что в ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» активное присутствие родителей в образовательном процессе заложено законодателями. В частности, прописано, что «участниками образовательного процесса являются педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители)». Так вот, при возникновении ситуации требующей вмешательства учителя последний должен решить дилемму – разобраться самому или в сотрудничестве в родителями обучающегося. Целью моего выступления является представление опыта работы классного руководителя при решении проблемных ситуаций с помощью монологической или диалогической форм индивидуально-профилактической работы. При этом монолог и диалог понимаются как формы работы классного руководителя – самостоятельное решение проблемы и с помощью привлечения родителей соответственно.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 6-го класса, т.е. руковожу уже второй год. Итак, вернемся год назад в 2015-2016 учебный год. Получил 5 класс в составе 31-го, чуть позднее 32-х человек, среди которых почти треть класса воспитываются без одного из родителей (как правило – отца), несколько ребят из многодетных семей, многие из семей с уровнем дохода едва дотягивающим до среднего. В большинстве семей учеба и учение не являются приоритетом, родители заняты своими делами и отправляют детей в школу с одной единственной целью – сбросить их со своих плеч на определенное количество времени. При этом, ситуация была осложнена тем, что в начальной школе в классе сменилось трое классных руководителей. Отсюда все вытекающие болезни (отсутствие как ученического коллектива, так и коллектива родителей, ссоры, драки, оскорбления, отсутствие дисциплины на уроках, невыполнение домашнего задания, даже незаполнение дневника (это в 5-ом классе!) и т.д.).
Каким же образом избирались и избираются формы индивидуально-профилактической работы (монологическая или диалогическая) при решении возникающих проблем, а также выявляются учащиеся группы риска.
Пример.
Проблема
Источник
информации
Характер
случившегося
Умысел
Осознание вины
(со слов)
Осознание вины
(по факту)
Рецидив
Решение
Результат
Виновник
3-е лицо
личный
общественн.
есть
нет
есть
нет
есть
нет
да
нет
монолог
диалог
положит.
отр.
Нет д/з
+
+
+
+
+
+
+
+
Нет д/з
+
+
+
+
+
+
+
+
Нет д/з
+
+
+
+
+
+
+
+
Как следует из сказанного выше, в группу риска попадают учащиеся, склонные к неоднократному нарушению принятых в школе норм и требующих диалогической формы индивидуально-профилактической работы. Каким же образом мной проводится эта самая работа.
Во-первых, как и предполагает название – требуется диалог учителя и родителей. Неважно, будет ли это телефонный разговор или беседа лицом к лицу. Для наибольшего успеха практикую следующее: заранее продумываю конкретную цель обращения и рекомендации со своей стороны, кроме того, апеллирую к родительскому опыту.
Во-вторых, огромной частью диалогической работы является поддержание контакта с родителями. Это выражается в том, что те из родителей, которые отсутствовали на родительском собрании обязательно приходят ко мне в индивидуальном порядке.
Обращаясь непосредственно к своему опыту классного руководства, отмечу, что подобные совершенно немудреные мероприятия привели к следующему результату: занятость в системе платных образовательных услуг выросла почти в три раза; сократилось количество нарушений дисциплины и они стали менее вопиющими. В классе появился действующий родительский комитет.
Подводя итог выступлению, подчеркну следующее: успешная организация индивидуально-профилактической работы строится на фундаменте из своевременного выявления группы риска, избрания формы работы с детьми – монологической при однократном нарушении заданных правил, и диалогической при повторном.
15