Программа дополни тельного объединения Пресс-экспресс
Пояснительная записка
Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты «Ваш выбор». На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей.
Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика.
Детское объединение “Пресс-экспресс” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
Обучить приемам верстки газеты;
Обучить навыкам ораторского искусства.
Выпуск общешкольной газеты "Ваш выбор"
Методы обучения и воспитания:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
- Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).
- Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
- Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Средства обучения и воспитания:
- Материальные (плакаты, таблицы)
- Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия
- творческий практикум
- работа с прессой
- работа со справочной литературой
- социологический опрос
- экскурсии
- встречи с журналистами
- участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах
- выпуск школьной газеты
Содержание программы
Тематические блоки занятий предполагают обучение по направлениям:
♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;
♦ отбор и редактирование материалов;
♦ фотокорреспонденция;
♦ изучение общественного мнения (социология).
Познавательная деятельность учащихся предполагает овладение навыками и знаниями, необходимыми для успешной работы в качестве корреспондента или редактора школтной газеты.
Теоритическая часть курса «пресс-экспресс» предполагает знакомство обучающихся с видами и жанрами газетных публикаций: хроника, заметка, интервью, анкетирование и обработка анкет, экспресс –новости, репораж. Зарисовка, очерк.
Практическое занятие-это написание газетных публикаций, их отбор для выпусков газет, составление и редактирование газеты.
Все содержание программы разделено на несколько блоков:
1 блок. Место школьной газеты. Виды ркбрик. Виды репортажей.. Написание репортажей,. Создание макета номера.
2 блок. Виды интервью. Работа с выпусками центральной прессы. Составление вопросов для интервью. Интервью-зарисовка. Сбор информации, обработка.
3 блок. Экспресс-новости. Самое важное и самое главное. Отчет общий. Отчет тематический. Анализ составленных текстов информационных статей. Составление макета номера.
4 блок. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Как собирать материал к заметке. Сатирические заметки, отбор материала и оформление выпуска газеты.
5 блок. Очерк. Очерк портретного характера.. проблемный очерк. Практическая работа. Написание очерка. Правила написания статьи- интервью.
6 блок. Обзор газеты «Собеседник». Копилка интересных дел. Проведение социологических исследовваний. Посещение предприятий и организаций нашего села. Знакомство с интересными людьми. Сбор информации, ее отбор, умение работать с главной информацией.
7 блок. Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ. Поиск информации в интернет источниках, ЭОР, СМИ и т.д. Отбор нужной информации, ее обработка. Итоговое занятие «Школная газета: вчера. Сегодня. Завтра.»
Учебно – тематический план
№ дата занятие теория практика
1 Школьная пресса в современном обществе. Какой ей быть? Обзор школьных изданий? Что такое школьная газета, ее цели. 2 2 Виды рубрик. Придумываем рубрики сами. Как сделать газету, журнал 2 3 Виды репортажей. Событийный репортаж. Распределение обязанностей. Права и обязанности. 2
4 Творческая работа. Написание репортажа. Создание макета номера газеты. Знакомство с выпусками газет других общеоб.учреждений 2
5 Газетный дизайн. Сбор и оформление материала для выпуска газеты ко Дню учителя. Выпуск газеты « Ваш выбор» № 1 2 6 Утверждение тематики рубрик для школьного пресс-центра . Виды интервью работа с выпусками центральной прессы. 2
7 Сбор информации для школьного пресс-центра 1
8 Выпуск газеты « Ваш выбор» № 2 2
9 Форматирование и редактирование текста.
Дйзайн рубрик школьной газеты 2 1
10 Экспресс новости. Самое важное и самое главное. Газетный дизайн 2 11 Отчет. Сбор информации для школьного пресс-центра 2
12 Выпуск газеты « Ваш выбор» №3 2
13 Анализ составленных текстов информационных статей. Составление макетов номера. Проект « Юный журналист. Предприятия и организации нашего села. Жизнь замечательных людей». 2 14 Введение в фотографию. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. 2 15 Основы фотокомпозиции. Как собирать материал к заметке. Сатирические заметки. 2 16 Урок – практикум. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. 2
17 Отношения журналиста и аудитории, профессиональные качества журналиста, его этика и эстетическая свобода 2 1
18 Сбор материала для школьного пресс-центра (предметные недели,олимпиады). Очерк. Очерк портретного характера. 2 19 Выпуск газеты « Ваш выбор » № 4 2
20 Что такое журналистика? Взгляд изнутри. Правила написания информационной обзорной статьи. 2 20 Заповеди и подсказки для юных корреспондентов. Основные журналистские термины. Статья от первого лица, статьи-интервью. 2 1
21 Отбор и переработка информации. Обзор газеты «Собеседник». Копилка интересных идей. 2
22 Выпуск газеты « Ваш выбор» № 5 2 23 Получение цифровых графических изображений различными способами (цифровой фотоаппарат, сканер) 2 24 Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Проведение социологических исследований по проекту «Юный журналист Предприятия и организации нашего села. Жизнь замечательных людей» 2 1
25 Заметка информационного характера. Проведение социологических исследований. 2 26 Написание заметки с выводами и вопросами. Анализ работ с обсуждением. 1 1
27 Репортаж. Тематический репортаж 2 28 Написание репортажа. Анализ работ. 1 1
29 Сбор материала для школьного пресс-центра. 2
30 Знакомство с очерком. Зарисовка. Написание зарисовки. 2 31 Выпуск газеты « Ваш выбор» №6 2
32 Анализ работы за месяц. Анализ статей школьных корреспондентов. 2 33 Новости.Делаем новости Поиск информации в internet. 2 34 Собираем новости. Составление статей о выпускниках школы. Их достижения. Планы на будущее. 2 35 Отбор и переработка информации. 2 36 Выпуск газеты « ваш выбор» №7 2
37 Анализ составленных текстов информационных статей. Отбор материала. Выпуск газеты « ваш выбор» №7 2 38 Структура журналистского текста 2 1
39 Структура текста: заголовок, лид, основная часть 2 40 Урок практикум. Написание текста на заданную тему в соответствии с изученным материалом 1
41 Сбор материала для школьного пресс-центра. 2
42 Выпуск газеты « Ваш выбор» № 8 2
43 Реклама и ее роль в деятельности информационной службы 2 44 Цели и задачи рекламы. Реклама и психология. Основные рекламные термины. 2 45 Создание рекламы 2 1
46 Сбор материала для школьного пресс-центра. 2
47 Выпуск газеты « Ваш выбор» № 9 2
48 Подведение итогов работы за год. 2 ИТОГО: 102 часа