Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся
Влияние ИКТ технологий на повышение
учебной и творческой мотивации учащихся
учитель-логопед Грибкова Л.С.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда – это не просто совокупность знаний, умений, навыков учителя, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.
В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми.
Логопедическое воздействие
индивидуальное
групповое
В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребенок с недоразвитием речи оказывается неготовым к обучению в условиях общеобразовательной школы.
Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способ активации внимания ребенка с недоразвитием речи на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его мотивации. Так, применение компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволяет реализовать следующие задачи:
Повышение мотивационной готовности ребенка.
Развитие навыков зрительно-моторной координации.
Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются целые модели).
Компьютерные задания могут использоваться в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний.
В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психо-эмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем. В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. Для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в аудио – и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы. Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет построить новый «обходной» путь обучения. Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивными. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действие ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. В то же время использование обучающих программ в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может «работать» за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия. На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятие перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей. Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную презентацию, позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый. При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может не только называть появившуюся на экране картинку, он может находить нужную картинку в имеющейся программе. Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций. Использование мультимедийных средств позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но и формировать лексико-грамматические средства языка на групповых занятиях. Так, в своей работе использую электронные презентации, большое количество анимированных Flash картинок, как в качестве основного задания. Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в развитии и коррекции речи за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.