Открытый урок по английскому языку с использованием инфокоммуникационных технологий на тему Presen Perfect Continuous tense.
Урок по английскому языку в 9-х классах
Преподаватель: Нор Елена Григорьевна
школа-лицей № 23
г. Шымкент, Казахстан
Тема: Present Perfect Continuous tense
Цель урока: Создание условий для самореализации при решении поставленных в ходе урока задач. Изучение нового грамматического времени Present Perfect Continuous.
Задачи урока: Изучение нового грамматического материала с применением методов критического мышления ; побуждение учащихся к самостоятельному изучению нового материала ; использование на уроке межпредметных связей и инновационных технологий- совмещение урока английского языка и информатики; использование групповой работы для развития навыков коллаборативного обучения.
Оборудование : интерактивная доска, компьютеры, интернет, листы с заданиями.
Ход урока:
I. Вызов
Учитель приветствует детей. Учащимся не объявляется тема урока ( она выводится учениками позже). Детям раздаются карточки с заданиями ( Present Perfect Continuous), ученики должны «раскрыть скобки». Данная тема новая, поэтому учащиеся не будут знать правильной грамматической формы, которую необходимо использовать в предложениях. Такое «озадачивание» детей можно считать определенной формой мозгового штурма.
Teacher : Hello everybody! Today at our lesson we’re going to train new grammar tense. But I won’t tell you what tense it is. I want you to guess yourselves. So, look at your cards. Try to open the brackets correctly.
Карточки содержат следующие упражнения:
1. I (live) here for 10 years. 2. He (to work) at that company since last year.3. They ( learn) Chinese for three months 4. We (wait) for you since 12 o’clock! 5. Here you are at last! I ( to look) for you! 6. He is breathing hard because he ( to run). 7. Her hands are dirty. She ( to work) in the garden. 8. The grass is wet. It ( to rain). 9. Her eyes are red. She ( to cry).
При выполнении данной карточки учащиеся, как правило, используют Present Perfect tense. В некоторых предложениях допустимо использовать Present Perfect, но в предложениях 6-9 необходимо использовать Present Perfect Continuous. Многие учащиеся затрудняются дать правильный ответ.
Учитель наводящими вопросами подводит учащихся к названию темы.
Учитель : Какие слова-подсказки есть в предложениях ? (Предлоги since/for). В каком времени мы использовали эти предлоги раньше? ( Present Perfect). Вспомните, какие действия чаще всего обозначает время Present Perfect (действие, которое закончилось в прошлом, важен результат). На что указывают предлоги since/for ? ( На длительность). Какая группа времен в английском языке обозначает длительность действий ? ( Continuous).
Учитель : То есть время, которое мы изучаем сегодня и связано с прошлым и может быть закончилось (Present Perfect) и вместе с тем, учитывая наличие в некоторых предложениях предлогов since/for – указывает на длительность. А длительность/, как мы знаем –это Continuous tenses . Как вы думаете, какое грамматическое время мы изучаем сегодня?
Ученики : Present Perfect Continuous.
Учитель записывает тему на доске.
Teacher: What are signal words in these sentences? ( since/for).What grammar tense did we use with the prepositions since/for? (Present Perfect). But what actions does Present Perfect tense usually describe? (Present Perfect usually describes actions that have already completed without pointing to exact time in past) When do we use prepositions since/for? ( We use the prepositions since/for when we want to point how long the action lasts). What grammar tense describes actions in progress? (Continuous)
Teacher : So, today we are dealing with tense that’s….. on the one hand connected with the past and may be even completed, and…. on the other hand, it may still continue)
Teacher : Can you guess what the name of Grammar tense is? …… May be already completed and may still continue….. Right, Present Perfect Continuous. ( teacher writes down the theme on the blackboard)
На уроке учитель будет работать с таблицей ЗХУ ( Знаю-Хочу узнать- Узнал). Данная таблица является одной из стратегий критического мышления. Она позволяет учащимся четко определить цели урока, обозначить вопросы, которые им нужно изучить на уроке.
Таблица заполняется совместно с учащимися.
Учитель : Итак, что мы уже знаем?( Present Perfect – действие закончилось, а Present Continuous – происходит сейчас. (Записываем в таблицу, учащиеся записывают таблицу в тетрадь)
Учитель: Что вы хотите узнать о новом времени?
(Основной акцент в графе Хочу узнать делается на то происходит ли действие сейчас или оно уже закончилось. (Связь Presen Perfect – действие закончилось и Present Continuous – действие происходит сейчас). Этот акцент о связи двух времен Perfect и Continuous как раз приведет учащихся к двум случаям употребления Present Perfect Continuous. Один случай- действие только что закончилось. Второй случай-действие началось в прошлом и до сих пор продолжается. Остальные пункты графы Хочу узнать – традиционны при изучении нового времени).
Таблица ЗХУ ( in English KWL table )
Знаю ( I know) Хочу узнать ( I want to know) Узнал (Learned)
Present Perfect- закончилось в прошлом
Continous- длительность
Present Continiois- длительное сейчас
Длительное ? Происходит сейчас?
Закончилось в прошлом?
Когда используется (2 случая)?
Какие действия обозначает?
Формы образования
Перевод с русского на английский и с английского на русский
Специальные вопросы
Слова- подсказки
Исключения ?Teacher : Today we are going to work with so called KWL table. “K” stands for “ Know”, “”W”- “want to know” and “L” means “ learnt”
So, let’s fill in the table. What do we know? ( Present perfect – action has completed; Present Continuous – action is happening now)
Teacher : What do we want to know? (If the action has completed or still continue? How it’s formed…)
В заключении стадии вызова учитель спрашивает учащихся:
Ребята, а какова цель урока? Что вы хотите и должны знать к концу урока? ( Как образуется время, какие действия обозначает, как правильно переводится, есть ли исключения и т.д.)
Вопрос о целях урока также мотивирует учащихся, помогает им четко уяснить, что им нужно знать к концу урока.
Teacher : How do you think, what the aim of our lesson is? What do you want to know by the end of the lesson?
II. Осмысление (Реализация)
Учитель акцентирует внимание учащихся на поставленные вопросы. ( Таблица ЗХУ- колонка Хочу узнать).
На стадии реализации учащимся предлагается самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы в сети интернет.
Если учитель работает с учебником, то учащиеся могут самостоятельно найти ответы в учебнике. (Учебник “English in Mind”, Student’s book 2 for Kazakhstan, grade 9; p. 75 – учащиеся могут найти объяснение материала по теме Present Perfect Continuous и самостоятельно изучить его. Акцент в любом случае делается на самостоятельной поиск на поставленные вопросы)
Teacher :So, pupils. I want you to find the answers to our questions in the Internet. You are given 5-7 minutes.
После нахождения ответов, учитель разбивает учеников на группы. В каждой группе назначается ответственный ( лидер). Задача группы- ответить на все вопросы, поставленные в таблице ЗХУ. Учащиеся работают в группах и обсуждают ответы. Задача лидера- быть уверенным, что все члены его группы знают ответы на поставленные вопросы. Вопросы написаны у учащихся в тетради и в таблице на доске.
Разбить на группы можно разными способами. В группе должно быть от 3 до 5 человек. Самое простое разбиение на группы – это предложить ученику выбрать карточку, на которой будет написан номер группы.
Teacher :So, the time is over. I hope you all could find the necessary information. Now, each of you should come up to the teacher’s table and choose the paper where you will find the number of your group. So, all the members of group 1 sit here, group 2 sit here, and group 3 sit there ( teacher points to pupils where they should sit).
Teacher: The task of each group is to discuss your answers and make sure, that you understood everything correctly. Each member of the group must know all the answers to the all questions, put in our table.
После обсуждения в группах, учитель задает каждой группе вопросы:
Teacher: How many main cases in usage of Present Perfect Continuous?
Group 1 : 2 cases.
Teacher : Ok. What is the first case? When do we use Present Perfect Continuous?
Group 2 : We use Present Perfect Continuous to talk about situations which started in the past and still continue.
Teacher : Who can give an example ?
Group 3 : I have been doing the homework for three hours.
Teacher : What are the second case of usage this tense ?
Group 1: We use Present Perfect Continuous to talk about the actions that have just stopped and may have a result in the present.
Teacher : Who can give an example?
Group 2 : I am hot because I have been running.
При разборе второго случая использования Present Perfect Continuous – когда действие только что закончилось и может быть виден результат в настоящем, необходимо спросить у учащихся как мы поймем, что действие только что закончилось. Учащиеся должны ответить, что будет виден результат ( то есть будет ясно из контекста)
The grass is wet. It has been raining. Шел дождь. ( трава мокрая)
Why are your hands so dirty?- I have been working in the garden. Работал в саду ( грязные руки)
Таким образом учитель задает каждой группе все вопросы, которые написаны в таблице ЗХУ. Необходимо, чтобы учащиеся четко знали ответы на все вопросы :- Правило образования
- Образование отрицательной, вопросительной форм, специального вопроса
- Перевод на русский язык ( переводится глаголом несовершенного вида), и т.д.
Teacher: How is Present Perfect Continuous formed?
Pupil : The Present Perfect Continuous (or Present Perfect Progressive) is constructed this way: subject + have/has been + V-ingПосле ответа на вопросы учащиеся устно работают с грамматическими карточками для закрепления материала, либо делают задания в учебнике. Я подготовила следующую грамматическую карточку:
Present Perfect Continuous tense
1. Переведите предложения. Для утвердительных предложений образуйте отрицательную и вопросительную форму предложений.
1. I have been living here for 10 years. 2. He has been working at that company since last year. 3. Her hands are dirty. She has been working in the garden. 4. The grass is wet. It has been raining. 5. You don’t understand because you haven’t been listening.
How long have you been waiting for her? 6. Since when has she been working at this school?
2. Раскройте скобки, поставив глагол в форму Present Perfect Continuous.
1. I ( read) this book since the beginning of the summer. 2. Why are you red?- I (lie) in the sun. 3. Her voice was strange. She (to cry)? 4. What you ( to cook) all morning? 5. Sorry about the mess ! My husband ( paint) the house. 6. What text you (translate) since morning? 7. How long children (learn) English? 8. My brother (not play) football since he broke his arm. 9. How long he (watch) TV?- Since eight o’clock. 10. Oh, I (not tidy) my room for several weeks!
3. Найдите и исправьте ошибки : 1. I have be living here for five years. 2. Has you waiting for me since 3 o’clock?- Yes, I’ve. 3. Children have been watch TV since three hours! 4. How long they have been doing it? 4. Has Sally been working as a nurse for five years ? – Yes, Sally has. 5. They’ve been knowing each other for many years. 6. How long have your sister been training? 7. I haven’t been hearing from him since several months. 8. Andrew and Dan has been work together for last year. 9. You have been cooking for two hours?После выполнения грамматических упражнений учащиеся работают в парах.
Игра называется “Complaining game”.
Суть игры в том, что один учащийся жалуется другому
- Я делаю домашнюю работу уже час!
Другой учащийся отвечает
- Это ничего ! Вот я делаю домашнюю работу уже три часа.
В данной игре отрабатывается структура Present Perfect Continous и делается акцент на длительности действия. ( А длительность действия и есть основное отличие Present Perfect Continuous от Present Perfect. Это может быть использовано на последующих уроках.)
Учитель пишет на доске образец. Также можно написать варианты жалоб. Учащиеся могут как использовать «жалобы», данные учителем, так и придумать свои.
Pupil 1 : Oh…. I have been doing my homework for an hour!
Pupil 2 : That’s nothing! I have been doing my homework for two hours!
Варианты жалоб
- to clean one’s room
- to speak over the phone
- to argue with one’s sister/ brother
- watch TV
- play computer games
- surf the Internet
После выполнения работы в парах ученики возвращаются к карточкам, которые были в даны в начале урока. Каждый ученик самостоятельно делает задание письменно в тетради на оценку. Тетради сдаются в конце урока.
III . Рефлексия
1. Заполнение таблицы ЗХУ. Каждый ученик самостоятельно заполняет таблицу.( Графа – Узнал.) После заполнения таблицы самостоятельно, учитель задает ученикам вопрос : Что вы узнали на уроке и также заполняет таблицу. Таким образом проводится рефлексия- закрепление изученного.
2. Комментарии, оценки за урок.
3. Домашнее задание –самостоятельно составить предложения в Present Perfect Continuous. ( 10 предложений. Использовать утвердительную, отрицательную, вопросительную формы)