Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся на уроках окружающего мира».


Министерство образования РФ
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №3
Методическая разработка
Тема: «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся на уроках окружающего мира».
Составила: Насестева И.Е.
(учитель 2 категории)
г. Магнитогорск 2013
Цели:
Образовательные
- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.
- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.
- Закреплять навыки деления слов на слоги.
-Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.
- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.
Коррекционные
- Отрабатывать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа до автоматизма.
- Отрабатывать умение образовывать множественное число имен существительных.
Развивающие
- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление, речь.
- Обогащение словарного запаса; закрепление обобщающего понятия «Домашние животные».
Оборудование
1. Демонстрационный материал:
- картинки (мыши, малыши, овощи, машины, мухи).
- домики синего, зеленого и красного цветов.
- квадраты красного, синего и зеленого цветов.
2. Раздаточный материал:
- Индивидуальные карточки:
* с зашумленными картинками (дом, малина, собака, корова, кот, свинья). Смотри приложение № 1, задание № 1;
* с изображением деревни и домашних животных, у каждого ребенка свое животное: кот (кошка), собака, корова, кролик, лошадь, свинья, овца, коза. Смотри приложение № 1, задание 2.
- Зеркала.
- Индивидуальные подставки с карандашами красного и синего цветов.
- Массажные шарики.
3. Использование ИКТ
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационная часть
1.Орг. момент.
Дети стоят у своих мест.
Учитель просит детей встать ровно, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании. Дыхание ровное спокойное. Затем дети вместе с учителем выполняют дыхательные упражнения «Свеча», «Цветы».
2. Введение в тему.
Учитель: К нам в гости на занятие пришла корова. Но она пришла не просто так, она принесла вам много интересных заданий. Давайте рассмотрим картинки, которые принесла корова, и назовем их (слайд 1).
Дети: Мухи, машины, малыши, мыши, овощи.
Учитель: Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие названия этих предметов и определим, какой же первый звук в каждом из этих слов.
Дети: Произносят слова и определяют первый звук.(слайд 2)
Учитель: Подумайте, какое же слово здесь лишнее?
Дети: ОВОЩИ.
Учитель: Почему?
Дети с помощью учителя: В слове ОВОЩИ первый звук «О», а во всех остальных словах первый звук «М».

4. Самомассаж рук.
Упражнение «пальцы»
5. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Лягушка», «Бегемотик», «Хомячок», «Шарик лопнул».
3.Содержательная часть (основная)
6. Характеристика звука «М».
Учитель: Что делают наши губы? (Губы сжаты вместе, они не выпускают воздух).
Откуда выходит воздух? (Воздух нашел выход через нос. Нос сердится, гудит и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
А как называется звук, при произношении которого воздух на своем пути встречает преграду?
Дети: Согласный.
Учитель: Правильно согласный, а каким цветом мы с вами будем обозначать согласный звук.
Дети: Синим.
Учитель: А теперь, приложим руку к горлышку и узнаем работает ли там колокольчик. Если работает то это звонкий звук, а если не работает, то глухой.
Дети: Колокольчик работает.
Учитель: Значит это какой звук глухой или звонкий.
Дети: Звонкий.
7. Игра «Поймай звук». Хлопни, если услышишь звук «М» (слайд 3)
А) Выделение из ряда звуков: А, М, О, У, М, И, М, Н, И, М.
Б) Выделение из ряда слогов: ОМ, УН, УМ, МЫ, НЫ, НО, АМ.
8. Звуковой анализ слога МУ (слайд 4)
Учитель: Кто рождается у коровы?
Дети: Теленок.
Учитель: А если теленок потеряется, как она его позовет?
Дети: МУ.
Учитель: Назовите первый звук в этом слоге?
Дети: М
Учитель: Какой квадратик нам надо взять, чтобы его обозначить? Почему?
Дети: Синий. Потому что, звук М согласный, твердый.
Учитель: Какой второй звук в этом слоге? Каким квадратом мы его обозначим? Почему.
Дети выкладывают схему у доски.
Учитель: Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
9. Физ.мин. Ира «Зеркало».
Выполнение упражнений фонетической ритмики. На первом этапе сопряжено с учителем, а затем учитель только показывает звуки, а дети их называют и изображают. Используются звуки:
А – округленные руки развести в стороны;
О – округленные руки соединить перед собой;
У – вытянуть прямые руки перед собой, начинать движение от губ;
И – выпрямлять согнутые руки, в стороны, движение начинать от предплечий;
М – развести руки в стороны и вниз от уголков губ.
10. Выделение звука «М» из слов.
Учитель: Работа в тетради. Давайте с вами назовем все картинки (слайд 5).
Дети: Собака, кошка, корова, свинья, машина, дом.
Учитель: Посмотрите внимательно и назовите мне только те слова, в которых есть звук «М».
Дети: Машина, дом.
Учитель: Произнесите слово МАЛИНА и скажите, где расположен звук «М» в начале или конце слова (слайд 6).
Дети: Звук «М» расположен в начале слова.
Учитель: Звук «М» какой гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Учитель: Обозначаем звук «М» в начале слова синим цветом. А теперь, давайте отхлопаем слово и посчитаем сколько слогов в этом слове.
Дети отхлопывают слово.
Учитель: Сколько слогов в этом слове? Почему?
Учитель: А теперь произнесем слово ДОМ. Где расположен звук «М» в слове дом, в начале или в конце слова.
Дети: Звук «М» расположен в конце слова.
Учитель: Звук «М», какой гласный или согласный.
Дети: Звук «М» согласный.
Учитель: Каким цветом вы обозначили звук «М».
Дети: Синим.
Учитель: А теперь давайте отхлопаем слово, сколько слогов в этом слове? Почему?
11. Обобщающее понятие «Домашние животные».(слайд 5)
Учитель: Назовите оставшиеся картинки.
Дети: Собака, кошка, корова, свинья.
Учитель: Как их можно назвать одним словом.
Дети: Животные.
Учитель: Где живут эти животные в лесу или рядом с человеком?
Дети: Рядом с человеком?
Учитель: Значит, как мы их называем ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ или ДОМАШНИИ ЖИВОТНЫЕ?
Дети: Домашние животные.
12. Игра «Чье животное»
Учитель: Работа в тетради. Что нарисовано? Представьте, что вы живете в этой деревне и рядом с вами живут разные животные. То как, вы ответите, чья это собака?
Дети: Это моя собака (индивидуальные ответы детей).
Рассматриваются все животные.
Учитель: Посмотрите внимательно, какое еще животное нарисовано у вас на картинке?
Дети: Кошка.
Учитель: А если у вас теперь много животных, то как вы ответите: Чьи это животные?
Дети: Мои животные.

13. Составление предложения.
Учитель: Попробуйте составить предложение с названием вашего животного и словом МОЯ или МОЙ. Например: Моя собака умеет громко лаять.
Дети с помощью логопеда составляют предложения
3. Заключительная часть
14. Итог занятия.
Учитель:
- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Назовите, какой это звук? (согласный, твердый и обозначаем его синим цветом).
- Что вам понравилось делать сегодня на занятии?
Оценка деятельности детей.
Анализ индивидуального коррекционного занятия
Тема: «Развитие фонетико – фонетических представлений через звуковой анализ. Звук [М], буква М.
Данное занятие в системе индивидуальной коррекционных занятий по обучению грамоте является занятием закрепления ранее изученного материала.
Учителем поставлены следующие цели:
Образовательные
- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.
- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.
- Закреплять навыки деления слов на слоги.
-Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.
- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.
Коррекционные
- Отрабатывать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа до автоматизма.
- Отрабатывать умение образовывать множественное число имен существительных.
Развивающие
- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление, речь.
- Обогащение словарного запаса; закрепление обобщающего понятия «Домашние животные».
Поставленные цели взаимосвязаны друг с другом.
При проведении занятия учителем использовались:
1. Демонстрационный материал:
- картинки (мыши, малыши, овощи, машины, мухи).
- домики синего, зеленого и красного цветов.
- квадраты красного, синего и зеленого цветов.
2. Раздаточный материал:
- Индивидуальные карточки:
* с зашумленными картинками (дом, малина, собака, корова, кот, свинья). Смотри приложение № 1, задание № 1;
* с изображением деревни и домашних животных, у каждого ребенка свое животное: кот (кошка), собака, корова, кролик, лошадь, свинья, овца, коза. Смотри приложение № 1, задание 2.
- Зеркала.
- Индивидуальные подставки с карандашами красного и синего цветов.
- Массажные шарики.
Структура занятия включала в себя актуализацию имеющихся знаний, упражнения в применении имеющихся знаний и умений. Все этапы занятия выдержаны в строгой последовательности, подчинены единой цели.
На занятии использовались:
здоровье – сберегающие технологии: самомассаж рук (упражнение «пальцы»)
артикуляционная гимнастика (упражнения «Лягушка», «Бегемотик», «Хомячок», «Шарик лопнул»)
игровые технологии: игра «Чье животное»
Индивидуально – коммуникативные технологии
На протяжении всего занятия поддерживалась положительная мотивация, построение учебной деятельности шло с учётом индивидуальных особенностей учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата. Поставленные цели и задачи в ходе занятия были полностью решены и достигнуты. Проведена самооценка детьми своей деятельности на каждом этапе урока.