Рабочая программа по музыке 9 класс с краеведческим модулем 0,5 ч. в неделю

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического совета
от _______________ протокол №____
председатель______/Надейкина М.М./
директор МБОУ СОШ д. Ручьи
___________/Прокофьева Л.В./
приказ № _____ от _________


















Рабочая программа

по музыке c краеведческим модулем 9 класс














Учитель : Пучкова И.Н.






2015-2016

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы «Музыкальная культура Тверского края с краеведческим модулем» 9 класс 2015 года. Программа рекомендована Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень программ на 2015/2016 учебный год.
Программа «Музыкальная культура Тверского края» 9 класс рассчитана на 0,5 учебного часа в неделю, 17 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004года.
Краеведческий принцип 17 часов.
Программа допускает небольшую вариацию часов, выделенных на определенную тему, по усмотрению учителя: 1)если работа незакончена вовремя урока, то выделяется время за счет следующего; 2) учитывается склонность к др. школьным предметам.
В учебный комплект входят: программа и учебный план; хрестоматии нотного репертуара – 5 выпусков; учебные пособия: «Музыкальное краеведение в школе»; «Музыкальное краеведение, как новое направление в музыкознании»; «Музыкальная культура Тверского края», где рассказывается о музыкантах, внесших вклад в развитие музыкальной культуры региона.
Программа составлена с использованием краеведческого принципа, который определяется как « использование в учебном процессе, в связи с программой, материала по музыкальной культуре региона, являющегося частью музыкальной культуры страны и мировой культуры в целом».
Основные аспекты краеведческого принципа:1) педагогическая необходимость систематического обращения к местному материалу;2)взаимосвязь музыкознания и музыкального краеведения Тверского края и мировой музыкальной культуры в целом;3)связь с жизнью; главный герой художественных произведений – человек; 4)изучение особенностей музыкальной культуры региона.
Цели и задачи преподавания музыки в 9 классе
Цель курса : ознакомление учащихся с историей развития музыкальной культуры родного края, жизнью и творчеством известных музыкантов, связных с Тверским краем, кругом наиболее ярких музыкальных произведений. Центрами музыкальной культуры.
В данной программе отсутствуют указания на конкретные виды музыкальной деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру творческого использования разнообразных форм и методов педагогической деятельности. Программа предполагает использование на уроках кроме музыкального материала: произведений литературы. Изобразительного искусства, видеоряда, всех явлений музыкальной культуры конкретной теории, а также Информационно-коммуникативных Технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций края и новаторства в музыкальном искусстве настоящего и прошлого;
- знать выдающихся композиторов Тверского края и России в целом, внесших вклад в развитие музыкальной культуры Тверского края, по возможности узнавать их произведения на слух;
- уметь отличать музыкальные стили и направления своего региона; - развивать потребность в музыкальной культуре;
- воспитывать в себе чувство гордости за музыкальную культуру своего края как составную часть культуры всей страны .
Cодержание учебного предмета
«Образ человека в музыкальной культуре Тверского края» - 7 часов
Образ персонажей, героев музыкальных произведений неотделим от истории, традиций родного края.
«Традиции и новаторство в музыкальном искусстве Тверского края: прошлое, настоящее, будущее» - 10 часов
Композиторы- новаторы, внесшие большой вклад (новые идеи, направления) в развитие музыкальной культуры Тверского края. Композиторы характеризующие образы
персонажей произведений, неотделимых от течения времени, исторически сложенных традиций русского народа, своего родного края.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
по плану
Дата по факту

«Образ человека в музыкальной культуре Тверского края» - 7 часов

1
Искусство края неотделимо от традиций и истории.
1



2
Человек в музыке - главный персонаж, лирический герой.
1



3
Драматические образы в музыке.
1



4
«Три карты»Меценат Т.И.Филиппов.
1



5-6
На подмостках театра при Морозовской фабрике:
«Тройка, семерка, туз»
2




На подмостках театра при Морозовской фабрике:
«У любви как у птицы крылья»




7
Образ человека в мировой музыкальной культуре.
1



«Традиции и новаторство в музыкальном искусстве Тверского края: прошлое, настоящее, будущее» - 10 часов (2 часа резервных)

8
Композиторы – новаторы своего времени. С.Рахманинов
1



9-10
Композиторы – новаторы своего времени. Народные сюжеты. Модест Мусоргский.
Автобиография и связь с Тверским краем.

2




Композиторы – новаторы своего времени. Народные сюжеты. Модест Мусоргский.
отрывки из произведений Мусоргского,
характеризующие образ народных персонажей.




11-12
Композиторы – новаторы своего времени. Р. – Корсаков
Проект к сказке «Снегурочка».
Эскиз проекта к сказке. Просмотр музыкальной сказки с музыкой Р.-Корсакова на ДВД.
Рисунок иллюстрации к произведению.
2




Композиторы – новаторы своего времени. Р. – Корсаков
Проект к сказке «Снегурочка».
Защита проекта.




13-14
Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. Мировая музыкальная культура неотделима от культуры регионов. Героическое прошлое нашего народа.
Дмитрий Шостакович (автобиография современного композитора, связь его Ленинградской симфонии с историей нашего края во время ВОВ. Что общего в событиях в Ленинграде и в Тверском крае во время войны 1941-1945 г.).
2




Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.
Рисунок иллюстрации к военным событиям своего края.




15

« Новаторство в том, чтобы в современных условиях защищать вечное».Обобщение.
1



16-17
Резервный урок – что мы знаем о композиторах своего края?
2



Итого: 17 часов (2 часа резервных)






Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение в школе.
Учебное пособие , Тверь, 1994.
Фонохрестоматия .
Хрестоматия «Музыка – как предмет в общеобразовательной школе» (М.: Просвещение – 2005).
Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис д-ра пед.наук М., 1997.
Тарасова Л.А. Теория и история мировой и отечественной культуры (с региональным компонентом): Программа для студентов ВУЗов. Тверь, 1995.
Торопецкие песни: Песни Родины М.Мусоргского. М., 1967
Новиков В. Дорогами войны. Изд. Просвещение 2007.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8.Единая коллекция - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ТСО:
1.DVD плеер;
2.Телевизор;
3.Компьютер.



















15