Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс с краеведческим модулем 0,5 ч. в неделю

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического совета
от _________ протокол №______
председатель______/Надейкина М.М./
директор МБОУ СОШ д. Ручьи
_____________/Прокофьева Л.В./
приказ № № ____от _____


















Рабочая программа
по изобразительному искусству с краеведческим модулем 9 класс














Учитель : Пучкова И.Н.






2015-2016


Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству с краеведческим модулем 9 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Ларионовой Т.П. «Изобразительное искусство с краеведческим модулем» в курсе «Народные обряды и культурные традиции Тверского края» 9 класс 2015. Программа рекомендована Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.
Программа «Народные обряды и культурные традиции Тверского края» 9 класс рассчитана на 0,5 учебного часа в неделю, 17 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года.
Краеведческий принцип 17 часов.
Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования – важнейшая функция, смысл образования. Причем культура представляется не как линейный процесс необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.
Курс «Народные обряды и культурные традиции Тверского края» призван восстановить утраченную связь времен и поколений.
Цели и задачи преподавания ИЗО в 9 классе
Цель – освоение системы знания о национальной культуре по народно-бытовым и культурным традициям Тверского края.
Задачи:
- дать учащимся системные знания о национальной культуре Тверского края, как о мировоззрении народа (этнография, ремесла, фольклор);
- развить интерес к культурно-историческим и бытовым традициям края;
- научить ценить, сохранять и развивать традиции Тверского края;
- формировать личность будущего гражданина России, как носителя подлинных национальных традиций.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Дети должны:
- заинтересоваться народным творчеством как видом изобразительного искусства, как доступным народным искусством для всех возрастов;
- иметь представление о народных праздниках и традициях Тверского края;
- воспитать в себе любовь, гордость и уважение к родному краю и Родине;
Должны знать:
- историю возникновения народных праздников и традиций;
- находить их сходство и отличие в проведении современных праздниках и старых народных обрядах.
Должны уметь:
- владеть навыками работы с текстилем, глиной и др. материалами;
- пользоваться исторической и художественной литературой;
- пользоваться системой ИКТ для создания эскизов; работы в интернете, находить нужную информацию и оформлять в виде рефератов и докладов;
- самостоятельно разрабатывать и создавать изделия декоративно-прикладного творчества.
Cодержание учебного предмета
«Народный обрядовый календарь» - 11 часов
В Тверском крае как и во всей России издавна сохраняются и проводятся массовые гуляния и праздники, которые основаны на исторических событиях и традициях. Одними из таких явлений являются обрядово-календарные праздники, которые связаны с древними историческими и религиозными датами календаря и несут в себе определенные традиции и устои в одежде, проведении праздников: Рождество, Пасха, Березка, Троица, Ильин День.
«Государственные и народные праздники» - 3 часа
Тематика государственных праздников, их символика и атрибуты. Их схожесть и разница.
Проект «Традиции и обряды моей деревни» -
Закрепление знаний о традициях и праздниках Тверского края и своей деревни как части народных праздников и гуляний в России.

Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п
Тема и содержание урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту

«Народный обрядовый календарь» – 11 часов (1 час резервный)

1
Истоки национальной культуры и национальных традиций Тверского края (беседа).
1



2
Обрядовые праздники и гуляния.
Народные праздники и гуляния в Тверском крае. Наброски тверского народного костюма.
1



3
Обрядовые праздники и гуляния.
Эскиз праздника
1



4
Традиционные осенне-зимние обряды.
Рождественский цикл народных праздников Тверского края
1



5
Традиционные осенне-зимние обряды.
1



6
Традиционные осенне-зимние обряды.
1



7
Традиционные осенне-зимние обряды.
1



8
Традиционные весенне-летние обряды.
Весенне-летний цикл народных праздников Тверского края (беседа с просмотром видео и иллюстративного материала).
1





9
Традиционные весенне-летние обряды.
1



10
Итоговое занятие по традиционным обрядовым праздникам.
1



11
Резервный урок
1



«Государственные и народные праздники» - 3часа

12
Закрепление обычаев и традиций в современных праздниках. Схожесть и разница старого и нового.
1



13
Современные государственные праздники. Символика и атрибутика(беседа) Тверского края.
1



14
Эскиз герба школы.
1



«Творческий проект «Традиции и обряды моей деревни» -3 часа (1 час резервный)

15
Проект «Народные традиции, обряды и праздники нашей деревни»
1



16
Проект «Народные традиции, обряды и праздники нашей деревни»
1



17
Резервный урок
1



Итого: 17 часов (2 часа резервных)



Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
А.Н.Вершинский, Д.А.Золотарев. Население Тверского края. Тверь,1929 .
И.Г.Толок, Р.Т.Богомолова. История тверского села. М., 1996 .
Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов. Культура русского народа. СПб., «Паритет», 2005.
В.Даль. Тольковый словарь великорусского языка. В 4-х томах. Т.ЗМ., 1994.
Месецеслов .Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день./ Сост.О.В.Степкинаю – М.: РИПОЛ классик, 2007.
Н.П.Степанов. Народные праздники на Святой Руси. Санкт-Петербург, 1899.
Костюм русских крестьянок Тверской губернии 19-20 веков. Коллективная монография ./ Под ред.Н.П.Гончаровой. Тверь, 2007.
История тверского края./ Под ред.В.М.Воробьева. Тверь, 2005.
Н.П.Гринкова Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии// Ржевский край. ( Сборник ржевского общества краеведения). Ржев, 1926.
А.Н.Островский. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода.Т.13 - М.: Художественная литература, 1952.
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
- таблицы по построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, репродукции работ художников.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4, А3, А2 ( картон, тонированный картон, цветная бумага, акварельная бумага, ватман);
- фломастеры;
-гелиевые ручки;
-мелки (восковые, акварельные, пастельные, уголь, сангина, соус);
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Модели и натурный фонд. Изделия декоративно-прикладного искусства.
ТСО
Компьютер, телевизор, магнитофон, DVD плеер, видеотека, фонотека.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Народное искусство» издательства «Кирилл и Мефодий»
2. Мультимедийная программа «Шедевры изобразительного искусства» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классики» «Коминфо»
4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
6.Единая коллекция произведений искусства- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















15