Консультация для воспитателей Мыльные пузыри в адаптационный период
Консультация.
«Мыльные пузыри с детьми в период адаптации»
При поступлении в детский сад дети в разной степени переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому переход ребёнка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовой ситуации, вызванной расставанием с родителями, могут привести к определённым эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления, снизить риски дезадаптации и успешно адаптироваться к условиям детского сада.
Дошкольникам вообще и особенно детям раннего возраста не хватает тактильного контакта. Поэтому в данном игровом сеансе использовались такие игры и упражнения, которые дают возможность контактировать.
Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля, умения работать рядом.
Задачи: способствовать снижению эмоционального напряжения, излишней двигательной активности, импульсивности;
обучать детей устанавливать контакт друг с другом, способствовать сплочению группы;
совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; способствовать развитию общей и мелкой моторики;
развивать внимание, речь, воображение.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.Ритуал приветствия.
Дети становятся в круг. Педагог произносит слова приветствия и показывает движения. Дети повторяют за ним слова и поднимают руки вверх, опускают вниз, берутся все за руки.
Здравствуй, небо!
Здравствуй, земля!
Здравствуйте, мои друзья!
2.Упражнение « Поделись добротой!»
Педагог: « Ребятки, какие вы сегодня необычайно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые и ласковые улыбки. Давайте поделимся своей добротой и улыбнёмся друг другу. Дети гладят друг друга и улыбаются.
II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Упражнение «Знакомство с мыльными пузырями»
Дети садятся на стоящие полукругом стульчики. Воспитатель:
«Подарили мне игрушку-
Не машинку, не хлопушку,
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
(показывает набор для выдувания мыльных пузырей.)
Ребята, что это за пузыри такие?.. Правильно, мыльные пузыри!
А теперь посмотрите внимательно на пузыри, которые я выдую. Не вскакиваете, не хватайте их, а внимательно рассмотрите. Какие они? (выдуваю пузыри).
Вопросы: Сколько пузырей я для вас выдула? (Много)
Какой они формы? (Круглые)
Какого размера были пузыри? (Маленькие и большие)
Какого цвета пузыри вы видели? (Зелёные, жёлтые, белые, голубые, красные. Они переливались разными цветами. Пузыри были разноцветными)III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Упражнение «Нарисуй в воздухе. Нарисуй ножкой»
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что у нас в руках мелок. Попробуйте нарисовать в воздухе сначала маленькие пузыри-круги, потом побольше и большие. А очень большие нарисуем двумя руками. (Дети рисуют круги в воздухе).
Теперь попробуем ногой нарисовать на полу пузыри-круги разного размера: маленькие, побольше и большие.( Дети рисуют круги на полу.)
Игра «Надувайся, пузырь»
Восп: Теперь представим, что мы с вами один большой мыльный пузырь. Давайте встанем все в один маленький круг, прижмёмся друг к другу плечом, и поиграем в игру «Надувайся, пузырь!». (Дети берутся за руки и образуют маленький круг, стоя плечом к плечу.)
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой.
Да не лопайся!
Рассказывая стихотворение, все вместе маленькими шажками отступают назад. Круг медленно расширяется и увеличивается в размере, пока не скажет: «Хлоп! Лопнул пузырь!». Дети хлопают в ладоши. Затем снова становятся в маленький круг и берутся за руки. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Сдуй меня!»
Восп: Ребятки, представьте себе, что я-большой мыльный пузырь. Постарайтесь сдуть меня. А для этого нужно дуть на меня очень сильно и всем вместе. (Дети сидят на стульчиках. Педагог стоит напротив дующих на него детей и изображает движение, имитирующее потерю равновесия от сильного порыва ветра.) Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Пузыри, не разлетайтесь, в баночку собирайтесь».
Дети стоят в кругу. В руках у педагога колокольчик.
Восп: Ребята, только что я была в роли мыльного пузыря. Теперь вы будете пузырями, а я вашей баночкой. Когда я скажу: «Раз, два, три, надуваю пузыри!» и вы услышите звон колокольчика, можете свободно «летать» по комнате, изображая полёт пузырей. А когда звук затихнет, вы должны вернуться в баночку: «Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку».
Дети свободно передвигаются по комнате, надув щечки и изображая полёт пузырей, пока слышат звучание колокольчика. Когда звук затихнет, дети возвращаются в тесную баночку, которую изображает воспитатель, обнимая всю группу детей. Игра повторяется 2-3 раза
Релаксация.
Педагог говорит о том, что «пузыри» устали, долго летали, и предлагает детям лечь на ковёр и немного отдохнуть. Звучит негромкая плавная музыка. Педагог предлагает детям удобно расположиться на ковре, закрыть глазки и отдохнуть. Спустя время предлагает проснуться, открыть глазки, глубоко вдохнуть и выдохнуть, выпрямиться, потянуться и почувствовать себя спокойными, довольными и отдохнувшими.
Упражнение «Вместе держи и не урони».
Восп: Дети, давайте встанем по парам лицом друг к другу. Я дам вам один мяч на двоих. (Раздает мячи, спрашивает какого они цвета получили мяч.) Представьте, что мяч-это мыльный пузырь, который ни в коем случае нельзя уронить, а то он лопнет. Держите мяч вдвоём и выполняйте движения: поднимите руки вверх, опустите. Присядьте. Встаньте. Пошагайте».
Выдувание пузырей.
Восп: Дети, я предлагаю вам самим попускать сейчас мыльные пузыри. (Раздаёт всем, если хватает баночек. Если на всех не хватает, то предлагает по очереди пускать пузыри, давая возможность это сделать каждому.)Примечание. В этом упражнении дети учатся договариваться друг с другом, соблюдать очерёдность.
IV. РЕФЛЕКСНЫЙ ЭТАПВосп: Ребятки, вспомните, в какие игры и упражнения мы с вами играли? Что вам больше всего понравилось.?Упражнение «Хлопки».
«Какие мы с вами молодцы! Давайте мы в благодарность друг другу похлопаем в ладошки сначала тихо, а потом всё громче и громче.»Упражнение « Тёплые ладошки».
Восп: Как всегда, мы поделимся частичкой своей доброты друг с другом. Трём свои ладошки так сильно, чтобы они стали очень тёплыми, и передаём своё тепло и доброту стоящему рядом. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Заключительное слово.
Спасибо, ребятки, за ваше тепло, доброту, которую вы подарили друг другу!