Конспект урока истории Владимир Святославич.Принятие христианства
Урок истории по теме:
"Владимир Святославич. Принятие Христианства"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Барилко Л.Г., учитель истории и обществознания
- Тип урока – урок изучения нового материала.
Задачи урока:
1.Проследить процесс прихода князя Владимира к власти, раскрыть основные успехи его внутренней и внешней политики, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
2. Решить проблему: почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
3.Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с историческими источниками, доказывать вое мнение.
4.Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства. Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с историческими источниками, доказывать вое мнение
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. -
Формы, приемы, методы
Методы: поиска правильного решения, словесный, наглядный. Приемы: прогнозирование, составление логической цепочки учебного материала
Компетенции/УУД
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI», распечатанные отрывки из «Повести временных лет» , высказывания историков о князе Владимире , картина К.В. Лебедева «Крещение киевлян», картина С.В. Иванова «Христиане и язычники», Портрет князя Владимира Святославовича и княгини Ольги
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: После гибели Святослава осталось три сына: Ярополк, который княжил в Киеве, опираясь на варягов-наемников, Олег- в Древлянской земле, он набирал в свою дружину крестьян; Владимир в Новгороде, который наряду с варягами-наемниками привлекал в свою дружину крестьян и ремесленников.
В результате усобиц погиб Олег, Владимир изгнал Ярополка и стал править в Киеве.
- Как вы думаете почему в междоусобной войне победил Владимир?
Послушайте мнения различных историков о Владимире.
«Владимир имел широкую душу, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею» Н.М. Карамзин
«Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные». Н.М. Карамзин.
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
Учитель В результате походов Святослава против кочевников сложилась огромная территория Киевского государства.
- Помните, в чем упрекала княгиня Ольга своего сына Святослава? Ответы учащихся
- Да в том, что он ходит в походы, а земли свои не укреплял.
- Владимир, придя к власти стал вести другую политику? Какую? А что бы вы сделали, будучи на месте Владимира? (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель . А сейчас мы узнаем, что сделал Владимир. Какие перед ним стояли задачи? Прочитайте в учебнике с. 40 статья первая.
Ответы учащихся
Записываем в тетрадях тему и задачи
Итак - Перед князьями стояли задачи:
1) укрепление обороны государства;
2) четкой организации сбора налогов;
3) усиление княжеской власти;
.
- первую задачу решили через систему крепостей на южной границе
Вторая была решена при княгине Ольге .Как , каким образом? ( ответы учащихся)
Как решить третью задачу по усилению княжеской власти?
Ваши предложения. Ответы учащихся
Принять христианство?
Учитель : Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил ( обновить язычество.
Учитель: Из множества славянских богов Владимир выделил главных. В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы)
Вспомните и назовите языческих богов. Ответы учащихся
В центре располагался деревянный идол Перуна, известно, что у него были серебряные волосы и золотая борода – он был повелителем грома и молний
У правой руки, располагался Стрибог – бог ветра, рядом с ним располагалась Макошь – богиня земли. У ног Макоши располагался Семаргл, его представляли в виде крылатого пса, который переносил души павших в бою воинов на небо.
По левую располагался Дажбог – бог солнца, рядом с ним был Хорс – солнечный конь, память о котором сохранилась в русской сказке о Сивке-бурке.
Поставил Владимир главных богов у терема, но почему-то остался недоволен результатами введения новых богов.
А почему недоволен. Подумайте.( . Ответы учащихся )
Посмотрите в учебнике на стр. 42 во 2 абзаце, который начинается со слов « Но это нововведение». Дополните свои ответы
Учитель: А что было необходимо князю Владимиру? . Ответы учащихся
Значит, попытка усилить власть при помощи языческих богов не удалась
Физминутка
Если, считаете, что я говорю правильно хлопаете в ладоши, если неправильно - приседаете
1. Ольга ввела уроки – это установленные размеры дани. ДА
2. После смерти Игоря Ольга стала женой древлянского князя Мала. НЕТ
3. Святослав наиболее прославился, как талантливый полководец. ДА
4 .Перун – это бог грома и молнии? Да
5.Власть в Киеве осуществлял князь- Да
6. Во время сбора дани был убит князь Олег-Нет
Учитель . Сейчас посмотрим сценку.
Сценка.
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть.
Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?
Учитель: Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример Византия.
Учитель: Я предлагаю вам самим прочитать о тех событиях, перед вами лежит отрывок из древнейшей дошедшей до нас летописи «Повесть временных лет», которая была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором В своей летописи Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. Написано в ней и о принятии на Руси христианства.
«Повесть временных лет» отрывок
В 988 г. пошел Владимир с воинами на Корунь (в Крыму), город греческий, и взял его. Тогда князь послал греческим императорам, что если они не выдадут за него сестры своей Анны, то и с Константинополем будет тоже, что и с Корсунем. Анну долго уговаривали, но она боялась и плакала, говорила, что ни за что не пойдёт за язычника. Владимир, по поставленному условию, должен креститься. Князь велел объявить, что он и сам решил креститься, ждёт только царевны и священников. Анна прибыла в Корсунь. У Владимира в это время разболелись глаза, так, что он не мог ничего видеть. Царевна посоветовала ему для излечения поскорее креститься. А после совершения над ним таинства крещения глаза его выздоровели. Примеру князя последовали многие из дружины его. Вслед за этим Владимир вступил в брак с царевной и возвратился в Киев, взяв с собой священников, мощи, иконы.
Владимир пришел в Киев, крестил всех близких людей; тотчас велел ниспровергать кумиров: одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, многие на берегу плакали, кричали: “Нашего князя околдовали греки”, “Не отдадим на поруганье богов”, “Всплывай, всплывай, светлый бог!”.
Священники ходили по городу и учили народ вере христианской
После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”.
На следующее утро на Днепре собралось много народу. Люди садились на землю, снимали обувь, входили в воду, священники совершали молитву. Но многие были недовольны, не понимая, что с ними происходит. Так совершалось крещение.
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли идолы. На том месте, где стоял идол Перун, Владимир поставил храм в честь своего ангела (святого Василия).
И начал Владимир строить по городам церкви, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у знатных людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым
..А новгородцы долго отстаивали своих языческих богов. Только когда город был взят тысяцким Путятой и Добрыней, дядей Владимира, они согласились креститься. Но и после этого многих воины силой тащили в Волхов для крещения, а многие прибегали к обману и разным хитростям.
Вопросы к тексту:
Где и как крестили киевлян? (см. картину К.В. Лебедева «Крещение киевлян») Почему крещение происходит в воде?
Объясните слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом»,
Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
После крещения киевлян настала роль новгородцев. Их, активно сопротивлявшихся крестили «огнём и мечом» воеводы Добрыня и Путята с дружинами. С большим трудом несли новую веру в землю вятичей. Нередко возникало противостояние между язычниками и христианами, заканчивавшееся применением силы.
Учитель показывает детям картину С.В. Иванова «Христиане и язычники» и комментирует эпизод, запечатленный на картине, делая вывод, что за язычником-волхвом стоял народ, а за христианским священником – княжеская дружина и сам князь.
Учитель Нужна ли была народу новая вера? (ответы учащихся)
Запишите в тетрадях дату принятия христианства на Руси
Учитель Вернемся к проблемному вопросу.
Выскажите свое мнение. ( Учащиеся высказывают свое мнение)
Всем спасибо.
Д\з п 5, выписать в тетради значение принятия христианства на Руси