Планирование по мхк Данилова 8-9 классы



«Рассмотрено»
Руководитель МО:
____________/___________/
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 168 имени И.И. Лабузы:_______
/__________/
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
ДиректорМБОУ СОШ №168 имени И.И. Лабузы___________ /__Н.В. Фомичева_/
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 168 им. И.И. ЛабузыРабочая программа
МХК 8-9 класс
Программа: Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Г.И.Данилова, М.: Дрофа, 2011
Учебник: Мировая художественная культура 7-9 класс; Г.И.Данилова,
М.:Дрофа, 2011
Разработано:
Сорокиной О.В.,
учителем МХК
высшей категории
Нижний Новгород
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Дидактические цели:
-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;
- формирование навыков сбора и анализа информации.
Методические задачи:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
воспитание художественного вкуса.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, конференция, семинар. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Данная программа реализуется в течение двух лет – 8 и 9 классы.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе Государственной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2015 – 2016 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год в соответствии с учебным планом из расчета 1 час в неделю
Так как учащиеся 8 класса первый год изучают предмет «Мировая художественная культура», данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов. Выбран курс 8 класса «Художественная культура народов мира», который позволяет познакомиться с предметом МХК, с основными понятиями, раскрывает особенности культуры разных стран, включая древнейшие цивилизации, знакомит с мировыми художественными традициями. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, поэтому были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).
Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные виды и жанры искусства и их классификацию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Содержание тем учебного курса
№ Тема Количество часов
8 класс 9 класс
1 Введение в мировую художественную культуру 2 2 Художественная культура первобытного мира 30 3 4 Образ женщины – матери сквозь века 5
5 Человек в мире Природы 2
6 Человек. Общество. Время 4
7 Героический эпос народов мира. 3
8 Праздники и обряды народов мира 3
9 Своеобразие архитектурных традиций 2
10 Изобразительное искусство народов мира. 4
11 Своеобразие музыкальной культуры 3
12 Театр народов мира 3
13 Самобытность танцевальной культуры 5
Итого 34 34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа « Мировая художественная культура»: Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы . сост. Данилова Г.И. ,М.: Дрофа ,2010.
Учебники «Мировая художественная культура» 7-9 класс. Москва «Дрофа» 2010. Автор : Данилова Г. И.
Учебно-методические пособия для учителя Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам
« Мировая художественная культура» 7-9 класс. М.: Дрофа,2008 .
Мировая художественная культура. 7-9 классы: дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. – Волгоград: учитель, 2009
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 7-9 классы. –М.: ООО 2ТИД «Русское слово-РС», 2006
Дидактические материалы, интернет ресурсы Электронные пособия:
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль»
http://nesusvet.narod.ru— Иконы. Иконография. Иконопочитание.
www.krugosvet.ru— Энциклопедия «Кругосвет».
http://russia.rin.ru/— Россия Великая
http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html
— Виртуальная экскурсия по первобытной культуре
http://europa.km.ru — Виртуальная Европа
http://www.art.ioso.ru— «Искусство»
http://nearyou.narod.ru — Посмотри вокруг (о художниках)
www.art.rin.ru — Изобразительное искусство и фотография
www.hermitagemuseum.org — «Эрмитаж»
http://www.artclassic.edu.ru
— Коллекция: мировая художественная культура
http://www.artyx.ru — История искусств
http://bashmakov.ruТематическое планирование по МХК
(9 класс)
№ урока
Тема курса, тематика уроков Предметные умения Характеристика деятельности Дата по плану Дата факт.
Мир и человек в художественных образах Образ женщины – матери сквозь века 1 «Венеры» первых художников Земли. Понимать тайну женской красоты. Идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Палеотические Венеры Воплощение культа женщины – матери в первобытном искусстве. (рисунок) 05.09 2 Священный лик Богоматери Определять Образ Богоматери – ведущая тема средневекового искусства. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом
Древнерусская иконопись, основные типы изображения Богоматери: Знамение, Оранта, Одигитрия, ЕлеусаПодготовить сообщение о шедеврах византийской и древнерусской иконописи 12.09 3
Мадонны титанов Возрождения Знать Титанов Возрождения :Леонардо да Винчи (Картины “Святая Анна”, “Иоанн Креститель” и “Мона Лиза” (“Джоконда”) как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”).Л. Да Винчи, Микеландже ло, Мадонна Разработать маршрут путешествия по капелле Медичи 19.09 4 Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова Определять многообразие характеров русских славянок
А.Г.Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» Сравнить творчество Венецианова с творчеством Н.А.Некрасова и А.В.Кольцова 26.09 5 Женщина – мать в искусстве ХХ века Знать основные шедевры Византийской и Древнерусской иконописи.
Знать типы икон.
Уметь ответить на вопрос: ”В чём особенность воплощения образа женщины-матери в разных эпохах?».
К.С.Петров-Водкин, А.А.Дайнеки, И.М.Тоидзе и произведения Обобщение по теме «Образ женщины – матери сквозь века» 03.10 Человек в мире Природы
6 Человек и природа. Взгляд через века Знать основных художников – пейзажистов, поэтов – лириков.
Уметь выражать свои впечатления об особенностях художественного воплощения темы природы.
К.Брюллов, И.Айвазовский Личный вклад в защиту окружающей среды (презентация) 10.10 7 «Благословляю Вас, леса, долины, нивы, горы, воды» Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного. Возвышенный и романтический образ в серии картин К.Хокусая «36 видов Фудзи»
И.И.Шишкин, И.А.Буние, К.Хокусай, А.ВивальдиПознакомиться с произведениями и поделиться своими впечатлениями 17.10 Человек. Общество. Время
8 Пространство и время в зеркале мифов Знать об отношениях человека с обществом в разных цивилизациях (нравственные и духовные ценности).
Уметь анализировать произведения искусства, воплотившие идеал человека той или иной эпохи.
Бог света Ра, бог Солнца – Гелиос, богиня – ночь НюктаРассказать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом. 24.10 9 Человек эпохи Римской империи Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей) Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим» 31.10 10 Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения) Работа по группам. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Возрождения 14.11 11 Человек нового времени. Невиданные достижения прогресса и цивилизации в 20- веке. Знать достижения Человечества не только в науке, но и в искусстве.
Творчество С.Дали, Э.Мунка, Р. СмитсонаПровести стилистический анализ произведений С.Дали и Э. Мунка 21.11 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА.
Героический эпос народов мира.
12 Понятие о героическом эпосе. Знать содержание героического эпоса народов мира (их главные темы, сюжеты, героев).
Уметь пересказывать содержание произведений.
Эпосы «Сказание о Гильгамеше», «Махабхарата» История возникновения и дальнейшего развития эпоса 28.11 13 Герои и темы народного эпоса. Сюжеты героических эпосов, части и поэтичные места
Эпосы «Сказание о Гильгамеше», «Махабхарата» Подготовить отзыв, рецензию по прочтению эпоса «Сказание о Гильгамеше» 05.12 14 Карело-финский эпос «Калевала» Знать содержание эпоса, сюжет – борьба Вейнямейнена и его товарища за волшебную мельницу Сампо.
Предания Карелии и Финляндии, эпические руны
Иллюстрация эпоса «Калевала» 12.12 Праздники и обряды народов мира
15
Всякая душа празднику рада..Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.
Обряд, ритуал, церимониал. Характеристика светских и религиозных праздников. 19.12. 16
Религиозные праздники и обряды народов мира. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа.
Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники Особенности православного богослужения 26.12 17
Ах, карнавал! Удивительный мир Происхождение карнавала в странах Западной Европы, традиции в средние века и в эпоху Возрождения.
Итальянский, бразильский карнавалы Рецензия на один из карнавалов мира. 16.01 Своеобразие архитектурных традиций
18 Особенности храмового зодчества Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления о строении мироздания
Христианский храм, базилика, шатровый храм, буддийские храмы, культовые посмтройки ислама. Нарисовать силуэты китайских пагод средствами компьютерной графики. 23.01 19 Дом – жилище человека. Древнейшие дома человека, первые многоэтажные дома, роскошные виллы.
Изба, иглу, яранги, чум, юрта, жилища народов Африки и Японии Написать сочинение-эссе «Мои размышления в русской избе». 30.01 Изобразительное искусство народов мира.
20 Искусство византийской мозаики Вид изобразительного искусства, возникший в эпоху Античности
Смальты, фон, мозаика Описать «Выход императора Юстиниана со свитой» 06.02 21
Древнерусская иконопись Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Художественный мир иконы.
Икона, процесс создания иконы и его основные этапы. «Как создавалась икона на Руси»(мини-сочинение) 13.02 22 Искусство книжной миниатюры Востока Шедевры художника К.Бехзада, процесс создания книжной миниатюры.
Колорит, сюжет, портрет основателя узбекского государства Шейбани-ханаДекоративный язык миниатюрной живописи. 20.02 23 Скульптура Тропической и Южной Африки Самобытность культуры народов Африки. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия)
Силуэт, декоративность, монохромность, природные материалы. Создание ритуальной маски народов Африки 27.02 Своеобразие музыкальной культуры
24 Музыка в храме Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны.
Церковное пение, партесное пение, муэдзин, азан, молитвы- заклинания. Сравнительный анализ музыки различных храмов. 06.03 25 В песне – душа народа Песенное творчество – ценнейшее достояние народов мира.
Куплет, припев, запев, лирические, игровые, плясовые и народные песни. Озорные и шуточные песни русского народа 13.03 26 У истоков народной американской музыки Самобытная и оригинальная музыка народов Африки и Северной Америки – основа джаза.
Джаз, кантри, спиричуэлс, блюз, регтайм Творчество Дж. Гершвина. 20.03 Театр народов мира
27
Рождение русской народной драмы Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов.
Скоморохи, шутки, небылицы. Прослушать записи скоморошин в исполнении фольклорных корллективово02.04 28
В музыкальных театрах мира. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Полифония, имитация, театр «Глобус», комедия дель арте, речитатив, мадригал. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. 09.04 29
Искусство кукольного театра История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра.
Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез, Петрушка. Собственная инсценировка сказки, фантастического или сатирического рассказа. 16.04 Самобытность танцевальной культуры
30 Страстные ритмы фламенко Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения.
Фламенко, болеро, сегидилья, хота. Фламенко – художественный символ Испании. (презентация) 23.04 31
Радуга русского танца Один из древнейших и любимых видов народного творчества. Многовековая история и традиции русского танца.
Хоровод, пляски, кадриль, перепляс, трепак. Своеобразие танцевальной культуры России. 30.04 32
Искусство индийского танца Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Синтетический характер индийского танца.
Мудра, древний трактат «Натьяшастра» Рассказать о древнейшем искусстве классического индийского танца. 07.05 33 Под звуки тамтамов (танцы народов Африки) Разнообразие видов и форм танцев народов Африки
Заклинатель, злые духи, колдовство Сравнить танцы народов мира (на выбор) 15.05 34
Итоговый контроль ЗУН Провести сравнительный анализ произведений разных авторов. 22.05