Рабочая программа кружка вязаной игрушки


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия










ПРОГРАММА
для детей младшего и среднего возраста
"Вязание игрушек крючком"
Направление: деятельность декоративно-прикладной ориентации. Срок обучения 1 год.   Составитель: Лушникова С.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Скрябинская ООШ»
 
 


Скрябино 2015








Пояснительная записка
  I.      Вязание крючком характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком становится любимым занятием. II.      Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13 века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.  Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные вязаные игрушки. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие цели и задачи:   1.     Образовательные:         Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;         Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;         Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;         Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.   2.     Воспитательные:         Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;         Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;         Привить основы культуры труда. 3.     Развивающие:         Развить образное мышление;         Развить внимание;         Развить моторные навыки;         Развить творческие способности;         Развить фантазию;         Выработать эстетический и художественный вкус.   Программа «Вязание игрушек крючком», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней  уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретут углубленные знания и умения по данному виду творчества. Средний возраст учащихся 9-11 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации). Программа рассчитана на 1 год. В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся 9-15 лет, количество детей в группе 10 человек.   В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1 уровень – репродуктивный, 2 уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, 4 уровень – творческий( самостоятельное моделирование и изготовление игрушек). Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней (школьных, районных). В течение учебного года обучающиеся вывязывают от 10 до 22 игрушек. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.  
В конце обучения учащиеся должны:


Знать
Уметь

1
Правила поведения, ТБ
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом; ПДД; ППБ.

2
Основные приемы вязания крючком, технику вязания.
Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.


Основные способы вывязывания петель. 
Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1,2,3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2,3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.


Способы вязания по кругу 
Вязать по кругу и по спирали плоские и объемные изделия. Снимать и записывать мерки. Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий. Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный». Вязать  игрушки,  элементы растительного орнамента.


Сборка и оформление изделий
Выполнять  заключительную сборку и отделку готовых изделий. Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

        
Контроль.
Сроки проверки
Какие знания и умения проверяются
Форма подведения итогов

На каждом занятии
Правила пользования инструментами, ТБ.Техника вязания.
Беседа

В конце 1 полугодия
Умение четко выполнять основные приемы вязания крючком.Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Понятие «раппорт».
Контрольное занятие, конкурсы, выставка.

В конце учебного года
Техника вязания крючком; умение пользоваться описаниями выполнения работ. Самостоятельное моделирование и оформление: «Моя игрушка» . Определение плотности по горизонтали и вертикали, расчет количества петель прямоугольного полотна. Выполнение трикотажных швов.  
Контрольное занятие, школьная выставка -конкурс, районная выставка «Весенняя капель»


 
Учебно-тематический план 

Тема
Общее  кол-во часов 

1-2
«Крючок – простачок». Мифы и реальность о нитках и крючках. Воздушная петля. 


3-8
Цепочки из воздушных петель, картины из воздушных цепочек. Панно «Слоник под пальмой»
6

9-10
Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора.


11-14
Столбик без накида. Полотно.


15-18
Круглое полотно
4

19-22
Длинные петли «Мех»


23-26
Игольница «Кактус»
4

27-30
Игрушка «Гриб» 
4

31-34
Игрушка «Мышь»
4

35-38
Игрушка «Лягушка»
4

39-42
Игрушка «Цыпленок»
4

43-48 
Игрушка «Корзина»


49-54
Шкатулка «Белочка» или «Дом» (на выбор)
6

55-60
Игрушка «Черепаха»
6

61-66
Игрушка «Дракон»
6

67-68
Резерв
2


Итого: 
68

Попасть в мир веселых и красочных мягких игрушек, таких, которые учащиеся всегда мечтали иметь, но не могли купить, потому что их не продают в магазине – поможет им кружок «Вязание игрушек крючком». Они их сделают сами. Их родные и друзья удивятся и обрадуются, когда им преподнесут на день рождения или другой какой-либо праздник замечательный подарок – игрушку, связанную своими руками.   Условия реализации программы
    1.     Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами. 2.     Наличие инструментов:         Вязальные крючки различной толщины;         Ножницы;         Швейные и штопальные иглы;         Булавки;         Кисти;         Сантиметровая лента;         Клей.   3.     Наличие материалов:         Пряжа и нитки разной толщины и цветов;         Фурнитура для игрушек;         Калька;         Миллиметровая бумага;         Цветная бумага и картон.         Рамки для оформления работ  


Литература 
  1.     Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики. - Москва, 2005. 2.     Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – Москва, 1984. 3.     Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra», «Коллекция идей». 4.     Журнал «Школа и производство» 5.     Жадько Е.Г. Приятные пустячки. – Ростов- на- Дону, 2004. 6.     Кипп А. День рождения: темы и идеи праздников. -  Челябинск, 2004. 7.     Ковпак Н. Цветы, связанные крючком. - Москва, 2005. 8.     Мак-Таг Фиона Вязаные игрушки. - Москва, 2004. 9.     Максимова М.В. Азбука вязания. – Москва, 1990. 10. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – Москва, 2000. 11. Программа образовательной области «Технология». – Москва, 1994. 12. Стародуб К.  Мягкая игрушка для начинающих.- Ростов-  на-  Дону, 2005. 13. Столярова А.М. Вязаная игрушка. –Москва, 2000. 14. Спичли Г. Чудеса своими руками. - Москва, 2005. 15. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – Москва, 1981.  

15