Программа по ритмической гимнастике для 5-6 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка»
654080, г. Новокузнецк, ул. Свердлова, 10, тел/факс (3843) 46-05-13. Эл.почта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа рассмотрена и согласована Утверждаю
на МО учителей ЕМЦ Директор МБОУ «СОШ № 72»
Протокол №__ от ____________ г. ____________ Т.С.Комарова.
Руководитель МО ЕМЦ
________________ И.Н.Большакова.
Рекомендовано педагогическим советом
МБОУ «СОШ № 72»
Протокол №____ от_______________ г.
Программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
для 5-6 классов
«Ритмика»
Составитель: Н.А.Баженова
учитель физической культуры
г. Новокузнецк
2015 год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Ритмика» для 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011), с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год), учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни; расширить и закрепить арсенал музыкально-ритмических двигательных умений и навыков, приобщить к регулярным занятиям спортом.
ЗАДАЧИ :
приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка»;
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
Общая характеристика учебного предмета
Задачи программы решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально - ритмическая деятельность способствует формированию чёткости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Ритмические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправление таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. На занятиях используются упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе занятия, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание; различение по высоте тона (движение в противоположных направлениях) и т.п. При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции. На занятиях полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а так же гимнастическую скамью (широкую, узкую), шведскую стенку и т.д.
Упражнения на ориентацию в пространстве помогают детям ориентироваться в пространстве.
Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична.
Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полёт птиц» и т.п.
На занятиях ритмической гимнастикой дети исполняют отсроченные движения: несколько групп учеников выполняют одни и те же движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т.п.), однако группы вступают в действие через определённые интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движениями поют.
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные упражнения. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети овладели способностью свободно и непринуждённо двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины шагов.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляется на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей», движения к определённой цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нём.
Упражнения с предметами (обручами, шарами, мячами, лентами и т.д. ) развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, внимание, память, восприятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Место учебного предмета в учебном плане:
В плане неурочной деятельности курс «Ритмика» относится к спортивно-оздоровительному направлению. В 5-6 классах на него отводится 1 час в неделю всего в учебном году 35 часов. На занятиях используются: объяснения, рассказ, дискуссии, самопроверка, взаимопроверка, коррекция движений. Используемые методы: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, игровой, соревновательный.
Содержание учебного курса
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
I.
Упражнения на ориентацию в
пространстве
2
II.
Ритмико-гимнастические упражнения
3
III.
Упражнения на растяжку
3
IV.
Музыкальные квадраты
7
V.
Танцевальные связки
20
Всего:
35
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- термины: определяющие характер музыки; связанные с различными перестроениями;
- название различных танцевальных шагов
- правую, левую стороны тела и пространства;
- названия шагов ,танцев и различия между ними
Учащиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному (по два), рассчитываться на первый, второй, третий, для последующего построения в 2-3 колонны, шеренги; соблюдать правильную дистанцию в колонне и в концентрических кругах; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки;
- выполнять движения и упражнения с предметами и без них под музыку по 2/4 и 4/4;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
- повторять простейший ритмический рисунок;
- начинать и заканчивать движения в соответствие со звучанием музыки;
- соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять игровые и танцевалные движения;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера и темпа;
- передавать ритмический рисунок знакомых песен и мелодий;
- участвовать в показательных выступлениях;
Тематическое планирование
внеурочной деятельности для 5-6 классов (1час в неделю, 35 часов в год)
№
Раздел программы
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности учащихся
1
Упражнения на ориентацию в пространстве
2
Техника безопасности на занятиях.
Упражнения на развитие ловкости и равновесия, динамической и статической координации.
Разновидности шагов и прыжков через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между предметами.
Движения в различных направлениях.
2
Ритмико-гимнастические упражнения
3
Гимнастическая ходьба, бег, подскоки с хлопками и без них, переноска предметов. Упражнения на формирование осанки. Подвижные игры.
3
Упражнения на растяжку
3
Статические упражнения. Упражнения в парах, на гимнастической лестнице.
4
Музыкальные квадраты
7
Упражнения исполняются под музыку на 8, 16, 32 счетов, с изменением музыкальных ритмов.
5
Танцевальные связки
20
Танцевальные движения в парах, группах по музыку с темповым изменением.
Упражнения «маятник», «деревья под ветерком», «полёт птиц» и т.п.
Всего
35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Физическая культура ФГОС 5-9 классы. Просвещение 2014 г. М.Я. Виленский, В.И. Лях.
Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы. Просвещение2014 г В.И. Лях.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение», Москва, Просвещение, 2001 г.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы», учебно-практическое пособие. Москва,2001.
Аудиозаписи.
Календарно-тематический план
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов на раздел
1
Упражнения на развитие ориентации в пространстве
2
Планируемые результаты:
1.Предметные навыки: Техника безопасности на занятиях. История развития ритмической гимнастики. Уметь выполнять упражнения на развитие ловкости и равновесия, динамической и статической координации, разновидности шагов и прыжков через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между предметами, движения в различных направлениях.
2.Метапредметные УУД:
Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат выполнять движений на ориентацию.
Познавательные: моделировать варианты выполнения упражнений, варьировать их в зависимости от целей и задач занятия, контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, устанавливать рабочие отношения.
3.Личностные УУД:
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
№ п\п
Раздел, тема занятия.
Кол-во часов
Дата проведения
1
Техника безопасности на занятии. Разновидности шагов, бега на месте и в движении.
1
2
ОРУ для развития ловкости, равновесия и координации.
1
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов на раздел
2
Ритмико-гимнастические упражнения
2
Планируемые результаты:
1.Предметные навыки:
Выполнять: гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переносить предметы, упражнения на формирование осанки. Знать правила подвижных игр.
2.Метапредметные УУД:
Регулятивные: : планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат выполнения движений .
Эффективно сотрудничать и уважительно относиться к партнеру, устанавливать рабочие отношения, выражать свои мысли в соответствии с задачами занятия.
Познавательные: уметь различать упражнения по направленности, правила проведения подвижных игр.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, устанавливать рабочие отношения.
3.Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
3
Гимнастическая ходьба, бег, подскоки.
1
4
Упражнения на формирование осанки, подвижные игры.
1
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов на раздел
3
Упражнения на растяжку.
3
Планируемые результаты:
1.Предметные навыки:
Выполнять статические упражнения в парах и индивидуально на гимнастическом коврике и на гимнастической лестнице.
2.Метапредметные УУД: Регулятивные: : планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат выполнения движений .
Регулятивные: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
3.Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
5
Техника безопасности на занятиях. Упражнения выполняемые индивидуально.
1
6
Упражнения выполняемые в парах.
1
7
Упражнения выполняемые на гимнастической лестнице.
1
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов на раздел
4
Музыкальные квадраты
7
Планируемые результаты:
1.Предметные навыки:
Выполнять упражнения под музыку на 8, 16, 32 счетов, с изменением музыкальных ритмов.
2.Метапредметные УУД: Регулятивные: : планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат выполнения движений .
Регулятивные: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
3.Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
8
Техника безопасности на занятиях. Понятие о музыкальных квадратах.
1
9
Музыкальный квадрат на 8 счёта.
1
10
Музыкальный квадрат на 12счетов.
1
11
Музыкальный квадрат на 24 счета.
1
12
Музыкальный квадрат на 32 счёта.
1
13
Самостоятельное составление музыкальных квадратов.
1
14
Самостоятельное составление музыкальных квадратов.
1
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов на раздел
5
Танцевальные связки
20
Планируемые результаты:
1.Предметные навыки: Выполнять танцевальные движения индивидуально, в парах, группах под музыку с темповым изменением, упражнения «маятник», «деревья под ветерком», «полёт птиц».
2.Метапредметные УУД: Регулятивные: : планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат выполнения движений .
Регулятивные: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
3.Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
15
Техника безопасности на занятиях. Понятие о танцевальных связках.
1
16
Упражнения «маятник, деревья под ветерком, полёт птиц».
1
17
Упражнения «маятник, деревья под ветерком, полёт птиц».
1
18
Упражнения под музыку с темповым изменением.
1
19
Упражнения под музыку с темповым изменением.
1
20
Упражнения под музыку с темповым изменением
1
21
Танцевальные связки в парах.
1
22
Танцевальные связки в парах.
1
23
Танцевальные связки в парах.
1
24
Танцевальные связки в группах.
1
25
Танцевальные связки в группах.
1
26
Танцевальные связки в группах.
1
27
Танцевальные связки в группах.
1
28
Танцевальные связки в группах.
1
29
Танцевальные связки в перестроениях.
1
30
Танцевальные связки в перестроениях.
1
31
Танцевальные связки в перестроениях.
1
32
Танцевальные связки в перестроениях.
1
33
Танцевальные связки в перестроениях.
1
34
Танцевальные связки в перестроениях.
1
35
Показательные выступления.
1
15