Программа кружка по ритмической гимнастике.
Программа кружка
«Ритмическая гимнастика»
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Ритмическая гимнастика открывает огромные возможности, потому что его основа - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, а система занятий в целом сочетается с элементами игры, образными упражнениями, танцевальными импровизациями, использованием тренажерных упражнений.
Регулярные занятия ритмической гимнастикой способствуют нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом. Занимаясь ритмической гимнастикой, можно улучшить обмен веществ, деятельность сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, повысить уровень физической подготовленности, жизненный тонус, работоспособность.
Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют сохранению силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться со стрессами.
Программа «Ритмическая гимнастика» по уровню освоения носит общеразвивающий характер, по цели обучения – социально адаптированная, и интегрированная по форме организации, так как предусмотрена интеграция дополнительного и основного общего образования по предметам спортивной направленности, а также наличия межпредметных связей.
Цель программы: содействовать творческому развитию личности младшего школьника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создать необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
формировать правильную осанку.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих способностей:
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 19 часов в год, из расчета 1 раз в две недели продолжительностью 30-45 минут в зависимости от возрастных особенностей детей. Программа реализуется в учебном кабинете или в спортивном зале, оснащенном необходимым оборудованием.
Основной организационной формой обучения является занятие.
Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть); закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков; повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях; оценка полученных знаний.
Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям. На практических занятиях используются различные формы организации работы: групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение задания, бережное к спортивному оборудованию, а также эффективное использование учебного времени.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-ого, 2-ого, 3-его,4-ого обучения)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п
Наименование разделов, тем
Общее количество учебных часов
Количество часов
Теория
Практика
1.
Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни
4
2
2
1.1
Основы знаний о физической культуре
1
1
0
1.2
Способы самостоятельной двигательной деятельности
3
1
2
2
Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения
4
0
4
2.1
Оздоровительно-профилактические подвижные игры.
2
0
4
2.2
Комплексы упражнений в равновесии, ходьба, бег, прыжки
2
0
2
3
Дифференцированная двигательная деятельность
6
0
6
3.1
Элементы ритмической гимнастики
2
0
2
3.2
Имитационные упражнения, упражнения сопряженного и творческого характера
1
0
1
3.3
Профилактические и коррекционные упражнения.
2
0
2
3.4
Упражнения (асаны) с элементами йоги.
1
0
1
3.5
Суставная гимнастика (стретчинг).
1
0
1
4
Танец
2
1
2
5.
Заключительное занятие
1
0
1
ИТОГО:
19
4
17
Часы по разделам и темам можно менять по своему усмотрению и по важности для детей темы.
Содержание программы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
"Формирование системы элементарных знаний
о здоровом образе жизни"
Основы знаний физической культуре (краткие беседы на каждом занятии)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовки и укреплением здоровья человека. Режим дня и личная гигиена. Закаливание воздухом, обтиранием. Знания и представления о правильной осанке. Правильное дыхание при выполнении физических упражнений. Здоровый образ жизни первоклассника. Влияние эмоций и настроения на состояние здоровья человека.
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений и связь с физическим развитием. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Значение правильного дыхания при занятиях физическими упражнениями. Влияние физических упражнений на нормальное развитие организма. Влияние физических упражнений на осанку. Влияние занятий физическими упражнениями на эмоциональное состояние человека.
Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Режим дня и личная гигиена. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Влияние здорового образа жизни на красоту и здоровье человека.
Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды и обуви, контроль за самочувствием. Режим дня и личная гигиена. Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, умственную работоспособность. Представления об основных правилах здорового образа жизни. Влияние правильного дыхания при выполнении движений на самочувствие и работоспособность.
1.2. Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок, правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки.
Занятия утренней гигиенической гимнастикой и музыкальной гимнастикой, закаливание, развитие быстроты и равновесия. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, осанки, уровня развития основных физических качеств.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Регулирование нагрузки по показаниям частоты сердечных сокращений. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
"Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения" (на каждом занятии)
2.1Оздоровительно-профилактические подвижные игры.
Пятнашки. Тише едешь - дальше будешь. Ходим в шляпах. Придумай сам. Слушай внимательно. Запрещенное движение. Собери. Сделай фигуру. Режим дня. Эхо. Слушай сигнал. Прыгни не задень. Дождь в лесу.
Пятнашки. Игра с мячом. Горелки. Фигуры. Мы - веселые ребята. Совушка. Ходим в шляпах. Замороженные. Великаны и гномы. Исправь осанку. Будь ловким. Фигуры. Собери.
Пятнашки. Фигуры. Собери. Выпрямление. Делай так - делай эдак. Держись всегда прямо. Будь устойчив. Ходим в шляпах.
Пятнашки. Товарищ командир. Лыжник. Ходим в шляпах. Канатоходцы. Замри. Исправь осанку. Собери. Ножной мяч в кругу. Не урони мешочек.
2.2. Комплексы упражнений в равновесии, ходьба, бег, прыжки.
"Дифференцированная двигательная деятельность"
3.1. Элементы ритмической гимнастики
Комплексы упражнений с заданным музыкальным сопровождением, включающие упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из положений стоя, сидя, лежа.
Танцевальные упражнения (простейшие сочетания изученных танцевальных шагов). Имитационные и прыжковые упражнения. Упражнения на восстановление дыхания.
3.2. Имитационные упражнения, упражнения сопряженного и творческого характера.
Кошка просыпается. Тигр готовится к прыжку. Черепаха осторожно выглядывает из панциря. Обезьяна скачет кругами. Еж сворачивается клубком.
Балансировка. Наблюдение за полетом.
Пропеллер. Ворона. Рукопожатие. Ласточка.
Медведь осматривается вокруг. Журавль шагает, взмахивая крыльями. Еж сворачивается клубком.
Балансировка по кругу. Совместный полет. Вьюга.
Сова вглядывается в темноту. Орел испытывает крылья. Еж сворачивается клубком.
Волшебная палочка. Стрелки.
Аист стоит на одной ноге. Слон принимает песочную ванну. Змея сбрасывает кожу. Еж сворачивается клубком.
Цапля.
Снежная баба. Жонглеры и эквилибристы.
3.3. Профилактические и коррекционные упражнения.
3.4.1. Для формирования правильной осанки.
Комплексы для укрепления мышц спины, брюшного пресса.
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с речитативом.
Комплексы упражнений при нарушении осанки. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для растягивания мышц спины. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища. Упражнения для укрепления задней и передней поверхности бедер. Упражнения для живота и таза. Упражнения для "активного пояса" на суставы конечностей. Упражнения при круглой спине, сутуловатости и крыловидных лопатках.
3.4.2. Для укрепления свода стопы.
Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. Захватывание стопами предметов и приподнимание их. Максимальное сгибание и разгибание стоп. Катание гимнастической палки ступнями. Ходьба по гимнастической палке и ребристыми поверхностями.
Комплексы упражнений для уплощенной и плоской стопы.
3.4.3. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.(на каждом занятии)
Упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Диафрагменное дыхание. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
3.5. Упражнения (асаны) с элементами йоги.
Кролик. Веник. Алмаз. Полулотос. Плуг. Дерево. Змея. Кошка. Верблюд. Черепаха.
Палка. Озеро. Угол. Кошка. Треугольник. Плуг. Дерево. Змея. Лотос.
Лотос. Дерево. Змея. Плуг. Кошка. Озеро. Угол. Треугольник. Мостик.
Перекладина. Угол. Плуг. Змея. Лотос. Мостик. Полусвечка. Дерево. Лодка. Звезда. Озеро. Упражнения для боковых мышц живота.
3.6. Суставная гимнастика (стретчинг).
·—°
Комплекс упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах.
«Танец»
История танца.
Изучение простейших элементов танцев (приложение 10)
Партерный экзерсис (упражнения улучшения гибкости, подвижности)
«Танец утят»
«Летка-енька»,
«Полька»
«Цыганочка»,
«Барыня»
Заключительное занятие
Творческая студия: Показательные выступления танцевальных композиций. Презентация комплексных ритмичных упражнений.
Формирование УУД за 4 года обучения
В результате изучения данного курса программы на ступени начального образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные икоммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося к здоровому образу жизни, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий направленных на здоровомый образ жизни, в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать игровые средства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
Ожидаемые воспитательные результаты
реализации программы «Ритмическая гимнастика»
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере спортивно-оздоровительного направления распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации частной жизни и быта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, выявление способностей школьников, помогающих достичь успеха в оздоровительном эффекте, формирование стойкого интереса обучающихся к спорту и физической культуре, освоение обучающимися элементов танцев, комплексов упражнений.
Третий уровень результатов получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, свободным человеком, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию из различных источников, умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Планируемые результаты освоения школьниками
программы кружка «Ритмическая гимнастика»
В результате обучения по внеурочной программе школьники начального звена:
начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности;
начнут осознанно использовать знания, полученные в кружке «Ритмическая гимнастика», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения;
научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
освоят правила поведения и безопасности во время занятий ритмикой;
научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.
Ученик научится:
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий упражнениями;
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Мониторинг умений и навыков на уроках ритмической гимнастики
Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение программного материала, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Здесь очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков.
В ходе контроля проверяется соответствие доступных учащимся умений и навыков, появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его деятельности на уроке, что усвоено легко и прочно, а что нуждается в доработке, какие стороны деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
С помощью мониторинга мы анализируем учебный процесс и определяем результаты обучения. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого учащегося для того, чтобы понять его самого и приспособить учебные методы к его индивидуальным качествам.
В процессе мониторинга по ритмической гимнастике я использую карты наблюдений физической активности учащихся на уроках.
Карта наблюдений физической активности учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п
Фамилия, имя
Уровень активности
%
пассивный
достаточно активный
активный
34-50% - неполная согласованность в движениях, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками, низкий уровень развития физических данных, нарушена скоординированность движений;
51-68% - среднее развитие физических данных, допускается 2,3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений;
85-100 - полная и правильная техника овладения пластикой и динамикой движений, их полная скоординированность.
Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждый урок. Итог в карте наблюдений подводится в конце каждой четверти.
15